Сгореть дотла и возродиться

F*ck up истории предпринимателей

    поделиться
Автор: Ольга Тонконог 15-03-2022

 

Фото: Pexels - Andrea Piacquadio, Anete Lusina

Устойчивость к неудачам порой может быть даже важнее для успеха в бизнесе, чем удача. Вместе с Национальной палатой предпринимателей мы собрали несколько историй бизнесменов, которые сумели пережить провал.

Казахстанка Екатерина Макарова начала свою предпринимательскую деятельность в 18 лет - без опыта, денег и минимальных знаний по ведению бизнеса – с продажи косметики. У нее было 12 стартапов. Женщина пробовала себя в сфере торговли, услуг, рекламном бизнесе. За 18 лет ее бизнес падал и вставал с колен 7 раз. Все это время она читала бизнес-литературу, училась, как управлять персоналом, посещала лекции, семинары и бизнес-тренинги. Макарова нашла себя несколько лет назад, остановившись на разведении племенных кроликов.

«Прямых конкурентов у меня сейчас нет. Я с самого начала учитывала это, так как понимала, что бессмысленно протискиваться в занятые ниши, нужно заниматься тем, чего в городе нет или совсем мало», – рассказывает Макарова.

По ее словам, если прогорел бизнес, то это не конец света. 

Набирайтесь опыта работы, приглядывайтесь к тому, как работают ваши конкуренты или ваши начальники. Выделите для себя их ошибки и преимущества. Читайте побольше бизнес-литературу и повышайте свою финансовую грамотность», – советует Екатерина Макарова.

 

Предприниматель Танирберген Есполов по специальности – инженер-строитель. После окончания Казахской головной архитектурно-строительной академии работал менеджером в банках Нур-Султана и Шымкента. Около пяти лет назад решил открыть свой бизнес – начал заниматься грузоперевозками, имея в кармане 100 тысяч тенге.  Но дело не пошло и провалилось с треском.  

Далее решил двигаться по своей специальности – начал заниматься ремонтом помещений.

«Ремонтируя квартиры, дома и офисы, я заметил, что плетеная мебель из ротанга пользуется спросом среди населения. В этом я просто увидел перспективную нишу. Узнав, что у нас такая мебель не выпускается, я решил заняться ее производством», – делится Танирберген.

Он обучился в палате предпринимателей по программе «Бизнес-советник», где ему помогли составить бизнес-план для будущего бизнес-проекта. Затем Есполов принял участие в конкурсе молодежных проектов и выиграл грант в три миллиона тенге. На эти деньги приобрел экструдерное оборудование, выдувающее из полипропиленовых гранул пластиковую стружку, сварочный и покрасочный аппараты. Но самым главным «ингредиентом» стал искусственный ротанг. Первым покупателем местной мебели стал новый шымкентский фитнес-центр «World Сlass», для которого он изготовил 13 шезлонгов и 8 журнальных столиков. Сейчас на его фабрике налажен полный цикл производства: от изготовления искусственного ротанга до готовой мебели и его компания готова выйти на международный уровень.

«За 2-3 года своего предпринимательства я понял следующее: первое – бизнес можно и лучше начинать без финансовых вложений, второе – в бизнесе нужна настырность, третье  – любые провалы в бизнесе – не повод для отчаяния. В моем случае провал привел меня к делу, которое я люблю и развиваю», – отметил он.

Владелец сети столовых быстрого питания «Каравай» Адхам Умаров начал свой бизнес с того, что ему пришлось заложить в банк единственную машину. Сейчас дело приносит миллионы.

«Более 15 лет назад, мы с супругой, в очередной раз обанкротившись, пошли работать на зарплату: она в школу, а я – на фирму «Тассай» грузчиком. Через некоторое время жена, рассказав, что в школе плохо кормят, предложила идею – открыть напротив школы кондитерскую. Она заставила меня взять кредит на 400 тысяч тенге, мы взяли в аренду помещение, сами сделали ремонт, купили оборудование и открыли кондитерскую. За два года мы не смогли заработать, не получилось даже расплатиться с кредитом. Изучив ошибки, мы открыли столовую в другом месте. Дела пошли лучше. Работали до часу ночи. Начали зарабатывать. И после этого мы каждый год открывали по одной общепитовской точке», – рассказывает предприниматель. 

По его словам, есть статистика, что успешные бизнесмены за свою жизнь банкротятся более трех раз. Поэтому не нужно бояться падать. Надо задавать вопрос: а тем ли делом я занимаюсь, или люблю ли я то, чем занимаюсь?

В чем польза факапов?

Хороший урок

Только теоретики могу сказать, что умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. Но свои провалы человек запомнит навсегда. Чужие ошибки — это теория, а свои — всегда практика.

Использование в сторителлинге

Сторителлинг — популярный маркетинговый прием, который позволяет донести максимум нужной информации через «живые» истории. Хорошо рассказанная история способна помочь в разных сферах бизнеса: и в рекрутинге, и в продажах, и в PR.

Повышенное внимание к бренду

Истории неудач сейчас воспринимаются с большим интересом, нежели набившие оскомину рассказы про успешный успех. И еще больше внимания вызывают истории преодоления трудностей, истории о том, как исправили ошибку, и чему это научило рассказчика. Плохой PR тоже PR.

Ошибки отрезвляют

Когда у человека все хорошо складывается, где-то благодаря упорному труду, а где-то благодаря удаче, то корона начинает задевать потолок и становится неудобно носить ее с достоинством. Ошибки дают возможность взглянуть на себя и на мир более реально, глазами обычного человека, а не небожителя и стать ближе к своим коллегам, подчиненным и даже конкурентам.

Данная публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и была подготовлена в рамках “Центральноазиатской программы MediaCAMP”, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. MyBusiness.kz несет ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США, или Internews. USAID является ведущим международным агентством развития и выступает катализатором достижения устойчивого развития. Деятельность USAID направлена на продвижение национальной безопасности США и экономического процветания, демонстрирует щедрость американского народа, способствует достижению самообеспеченности и жизнестойкости стран-бенефициаров.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Одиночество – не сволочь?

Почему предпринимателю важно уйти в себя

Как заявить о себе

Стратегия развития личного бренда

Что делать с аудиторией?

Как правильно определить свою целевую аудиторию и сохранить ее

Чем бы заняться?

Топ-10 необычных бизнес-идей

Не боги горшки обжигают

Или лучше найти профи и передать ему все дела?

«Я сгорел»

Почему эмоциональное выгорание опасно для бизнеса

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!