Бизнес во время и после пандемии

Как справиться с проблемами?

    поделиться
Автор: Ольга Тонконог 21-03-2022

 

Фото: «Pexels»

Уже два года как казахстанским представителям МСБ приходится нелегко из-за пандемии. MyBusiness.kz узнал, какие проблемы обнажил COVID-19 и как бизнесмены с ними справляются.

Экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, беспрецедентно уникален тем, что оказал влияние на большинство отраслей экономики.

Наиболее уязвимо чувствовали себя участники таких сегментов и отраслей, как МСБ, непродуктовая розничная торговля, авиационная отрасль, нефтегазовый, горнодобывающий, транспортный сектор, электроэнергетика и сфера услуг.

При этом, больше всего от экономического кризиса пострадал сектор МСБ. Многие отрасли бизнеса потерпели существенный урон из-за пандемии и в наибольшей степени пострадали сектора торговли и услуг. Это транспорт, туризм, деятельность общественного питания, кинотеатры и гостиницы.

По информации Бюро нацстатистики РК, до пандемии в стране было зарегистрировано 1,3 млн малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей (ИП).

Доля МСБ в экономике Казахстана достигает 30,8% от ВВП и обеспечивает занятость 3,3 млн человек, что составляет 37% от общего числа занятого населения, говорится на сайте компании EY.

В первый год пандемии власти выделили около 300 млрд тенге, чтобы поддержать бизнес. Основные меры направлены на восстановление платежеспособности, стимулирование внутреннего спроса, упрощение процедур банкротства и создание условий для быстрого и беспрепятственного перезапуска бизнеса. Также они включали в себя гарантии кредита, прямые поступления наличных, прямое финансирование из бюджета, финансовую поддержку предприятий, не желающих увольнять сотрудников, тренинг по переходу в онлайн-режим, отмена налогов и обязательных платежей на период действия запретов или ограничения деятельности, льготные ставки по кредитам.

Малым и средним предприятиям (производство, торговля, сервис и сельское хозяйство) с негативными последствиями пандемии помогли справиться нахождение новых рынков и покупателей, увеличение онлайн-продаж, помощь друзей, родных и государства. Причем, адекватную поддержку властей отметили лишь треть опрошенных.

Последствия пандемии для МСБ

Компания EY также исследовала, как коронавирус повлиял на МСБ в Казахстане. Выяснилось, что пандемия оказала значительное негативное влияние на МСБ в Казахстане, особенно на представителей микробизнеса с численностью сотрудников менее 10 человек. По сути, МСБ в Казахстане характеризуется высокой концентрацией в двух наиболее крупных городах и низкой долей средних предприятий с численностью от 100 до 250 человек и концентрацией в отраслях с низким уровнем производительности труда. Среди представленных государством мер большинство субъектов МСБ воспользовались отсрочкой по уплате налога, освобождением от уплаты налогов и взносов от ФОТ, а также приостановлением платежей по займам в финансовых учреждениям, что обусловлено испытываемыми проблемами с ликвидностью. Около 15% респондентов ответили, что они не смогли воспользоваться мерами государственной поддержки, так как они не распространяются на их сферу деятельности. Более половины (51%) участников опроса отметили различные барьеры, с которыми они столкнулись при получении помощи, такие как отсутствие доступной информации, бюрократия, халатное отношение и отсутствие должных коммуникаций со стороны операторов господдержки.

Глава алматинской палаты предпринимателей Айтуар Кошмамбетов называл плюсы от пандемии:

Она привела к значительному росту онлайн-торговли и увеличило продажи по каналам B2C

«Хотелось бы отметить, что вызовы по цифровизации услуг предпринимательства, привели к созданию цифровой экосистемы для бизнеса. В Алматы работают порядка 60% (РК - 1,5 тыс. Алматы – 970) интернет-магазинов страны, на которые приходится более 71% всей интернет-торговли и услуг. Также существуют такие барьеры, которые мешают полноценному переходу на онлайн. Это высокая доля теневой экономики, высокая комиссия по межбанковским платежам, эквайринга, неготовность малых средних предприятий, и несвоевременная доставка товаров», – добавил он.

 

Как бизнесмены справлялись с пандемией

«Когда закрыли город, мы по просьбе государства создавали даже площадки для оперативной подготовки строителей базовых профессий и разнорабочих. Была потребность в создании рабочих мест, чтобы стройки не останавливались. Строителей набирали из тех, кто потерял работу и переобучили их. Наша цель была в кратчайший срок создать учебный центр, потому что никто не знал, насколько это затянется. Мы делали все самостоятельно и несмотря на поддержку акимата, нам не удалось взять в управление даже один учебный центр для технической подготовки. Мы получили опыт и поняли, что привлекать «быстрые» кадры для менее квалифицированных работ в своей компании нам лучше самостоятельно, так как на бирже труда база устаревшая, а те, кого мы нашли, были не заинтересованы в такого рода работе. Большое внимание уделяли нашему персоналу в торговых комплексах. 2200 наших сотрудников остались отрезанными от города, им нужно было либо увольняться, либо ездить на работу вахтовым методом, на специальных автобусах через пропуска, и не было гарантий, что это все будет работать. В итоге для персонала мы сняли две гостиницы, санаторий и только одно общежитие, которое было предоставлено при поддержке акимата города. Выплачивалась 50-процентная надбавка тем, кто выходил работать. Дополнительные расходы в период закрытия города у нас составляли по 1 миллиону долларов в месяц по тому курсу, который был», – рассказал председатель Magnum Cash & Carry Азамат Османов.

«Цель организации – мы предоставляем людям возможность получать здоровье, соответствующее запросам премиального сегмента. У нас большой спектр фитнес-услуг, в связи с пандемией мы его расширили, улучшили сервис и качество. С первых дней пандемии мы начали транслировать видеоуроки для всех казахстанцев. Когда схлынула первая волна заболеваемости COVID-19, появились выздоровевшие, им нужна была реабилитация. Мы записали огромное количество видеопрограмм по реабилитации не только физической, но и психологической. Их начали репостить Министерство здравоохранения, Министерство культуры и спорта, телеканал отношения к окружающей среде и своей жизни. востребовано до недавнего времени, а сейчас «Казспорт». Лично я давно веду на радиостанции Business FM передачу о спорте и обо всем, что и связано со спортом, в том числе о бизнесе в спортивной отрасли», - сказал глава World Class Almaty Валихан Тен.

Как управлять деньгами в кризис

COVID-19 устроил агрессивное стресс-тестирование компаний в части готовности адаптироваться к текущим реалиям локального и мирового финансового рынка, говорит младший менеджер KPMG в Казахстане и Центральной Азии группы управления финансами и казначейством Алмаз Дюсенгалиев рассказывает, как правильно управлять деньгами в условиях кризиса:

  • Усилить контроль над притоком и оттоком денежных средств и осуществить внедрение связанных KPI.
  • Разработать и внедрить краткосрочный и среднесрочный инструмент прогнозирования денежных потоков, в том числе с использованием скользящего прогноза.
  • Обеспечить надлежащее управление денежными средствами путем создания специального органа управления (комитета). 
  • Выявление и реализация «быстрых побед» для генерирования или сохранения денежных средств.
  • Разработка краткосрочных стратегий по обеспечению ликвидностью компании, исходя из складывающихся обстоятельств развития кризиса/пандемии.

Данная публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и была подготовлена в рамках “Центральноазиатской программы MediaCAMP”, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. MyBusiness.kz несет ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США, или Internews. USAID является ведущим международным агентством развития и выступает катализатором достижения устойчивого развития. Деятельность USAID направлена на продвижение национальной безопасности США и экономического процветания, демонстрирует щедрость американского народа, способствует достижению самообеспеченности и жизнестойкости стран-бенефициаров.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сгореть дотла и возродиться

F*ck up истории предпринимателей

Одиночество – не сволочь?

Почему предпринимателю важно уйти в себя

Как заявить о себе

Стратегия развития личного бренда

Что делать с аудиторией?

Как правильно определить свою целевую аудиторию и сохранить ее

Чем бы заняться?

Топ-10 необычных бизнес-идей

Не боги горшки обжигают

Или лучше найти профи и передать ему все дела?

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!