Что значит команда в бизнесе?

Татьяна Хасанова

Бизнес-консультант

27-05-2020

 

    поделиться

Мировой экономический кризис 2008 года. Мне 30 лет, я уже 8 лет как управляю собственной компанией, с удовольствием читаю дамские журналы и никак не интересуюсь экономикой. Для моего малого предприятия – языковых курсов и бюро переводов с сеткой в 4 филиала – это кажется не важным. Не имеющим ко мне никакого отношения.

Я лишь ощутила это на уровне снижения платежеспособности населения и сокращения общего числа клиентов. Про маркетинг, продажи, управление потоком клиентов, бюджетирование и создание эффективной команды я узнаю гораздо позже – в 2013 году, когда благодаря программам поддержки предпринимателей мы сможем пригласить к себе в компанию экспертов из Германии – доктора Вальтера Фризена и доктора Хайдруна Хогана.

Команда. Как определил профессор Ли Томпсон из Школы управления Келлогг, «команда – это группа людей, которые взаимозависимы в отношении информации, ресурсов, знаний и навыков и стремятся объединить свои усилия для достижения общей цели».

Какой смысл вкладываю я, как собственник и руководитель, в это слово? По секрету признаюсь – ооочень многое зависит от того, как именно вы трактуете слово/понятие.

Для меня команда – это те профессионалы, которых я позвала на борт своего корабля, чтобы отправиться в далекое путешествие по волнам бизнеса, а они – согласились. Мы на берегу (во время собеседования и приема на работу) обсудили ожидания сторон друг от друга, обсудили цель, к которой идем.

Для меня команда – это те профессионалы, которых я позвала на борт своего корабля, чтобы отправиться в далекое путешествие по волнам бизнеса, а они – согласились

В 2008 году я еще не знала, насколько важен этот разговор на берегу. Насколько для меня, как для руководителя, важно увидеть и услышать, понять и обнаружить ожидания каждого из членов команды. Насколько важно им сообщить о своих ожиданиях. Без прикрас. Без утаивания.

Но и этого будет не достаточно. Во время пути вам предстоит напоминать о договоренностях. Уточнять курс. Проверять готовность команды следовать установленным правилам.

Работодатель

 

Сотрудник

Ожидания

=

Ожидания

В случае, если ожидания сторон изложены, обсуждены и совпадают, то и

Реальность

=

Реальность

 

Итак, у меня есть группа профессионалов, которые готовы работать на моем корабле. Но это еще не команда. Команду предстоит построить. Условия, которые руководителю необходимо создать для объединения сотрудников в команду: 

  1. Доверие. Команда, это уже не просто про исполнение обязанностей. Команда – это про отношения. А отношений без доверия не бывает. И если вы руководитель, то капитан на этом корабле вы – вам и отвечать за выстраивание отношений.

Как создать доверие? Что крайне важно сделать, чтобы доверие состоялось?

Начать необходимо с искреннего желания эти самые отношения строить. Строить не чтобы манипулировать, а чтобы помочь каждому члену команды внести свой максимальный вклад в общее дело. Маленький секрет – ваши сотрудники зачастую и сами не подозревают, на какой масштаб профессионального и личностного роста и поступков они способны. И это – ваша задача, чтобы каждый из них смог вложиться по максимуму.

Доверие = безопасность. Безопасность за мысли, безопасность за то, что я сообщу руководителю о своих промахах и своем ином взгляде на ситуацию. Вот тут важно сразу, на берегу обсудить, насколько сильно вы расходитесь во взглядах.

И если у вас шашлычная, а повар – веган, трудно будет выстроить успешную команду. Вы расходитесь в базовых принципах. Не тащите вегана на свой корабль. Ни ему, ни вам не будет комфортно.

  1. Понимание общей цели. Признаться, я сама довольно долго не осознавала, а куда, собственно говоря, мой корабль плывет. Называлось это «Давайте начнем, а там по ходу разберемся». Мне крайне стыдно перед теми моими коллегами, которым мой период непонимания конечной цели достался.

Представьте, что вы позвали на борт 12 человек. Или даже 50. Каждому раздали задание. И каждый свое задание тщательно выполняет. Однако слаженности действий нет. Просто до смешного. Или до очень грустного. Вы, как руководитель, видите, что «вот тут и тут можно было сделать гораздо проще, быстрее и действеннее», но ваши сотрудники этого просто не замечают. Пока вы им не сообщите, какой результат они сообща должны достичь, в деталях и цифрах – не стоит ждать, что сотрудники будут к результату стремиться. По факту, они как слепые котята, и от вас, как от руководителя, требуется слишком много усилий, чтобы котят в нужную сторону направлять. А они снова и снова идут не туда…. И вы на них снова и снова злитесь. Замкнутый круг, однако

Команда, это уже не просто про исполнение обязанностей. Команда – это про отношения
  1. Сопряжение навыков. Если вы все можете сделать в одиночку, то и команда вам не нужна. В одиночку даже быстрее. Одному двигаться проще, не нужно обращать внимания на тех, кто рядом. Вы сами выбираете темп. Сами себя подбадриваете.

Команда появляется лишь тогда, когда необходимо привлечь специалистов из тех областей, где ваших компетенций не хватает. И эти профи должны быть уровнем как вы, иначе слишком много времени будет уходить на коммуникацию. И вам предстоит довериться этим людям, довериться их готовности взять на себя ответственность за ту часть работ, которую вы им передадите. Довериться их требовательности по отношению к самим себе. Будут ли они позволять себе выдавать так себе результат (проверить-то вам будет просто), либо они будут стремиться планку требовательности к себе и своим сотоварищам постоянно повышать.

Если первые два кирпичика в деле построения команды заложены и крепки, то на этом уровне у вас уже серьезное конкурентное преимущество. И здесь капитану уже можно с уверенностью смотреть вперед, искать новые горизонты.

  1. Последний на сегодня, но не окончательный с точки зрения построения команды, кирпичик - Корпоративная культура. Дух вашей организации. Готовность не только брать, но и отдавать. Готовность наращивать и укреплять друг друга, а не играть в одни ворота. Наблюдайте, как члены вашей команды относятся к вашим ресурсам. Берегут и стремятся приумножить? Себе берут, других не подпускают? Общее – равно ничье?

Тенденция на рынке такова, что руководитель все меньше имеет возможность лично проконтролировать деятельность каждого сотрудника, и его задача смещается в сторону построения системы и управления эмоциональным фоном в организации.

Здесь же скрыт и ответ на вопрос «Как вовлечь в реализацию моей предпринимательской инициативы?»

Действительно, отчего вдруг группа людей в 12 или 500 человек должна активно начать помогать вам достичь ваших целей? Зачем ей это нужно – реализовывать вашу предпринимательскую инициативу?

Вы сами сможете ответить на этот вопрос? Только за зарплату? Вряд ли. За зарплату я, как сотрудник, буду приходить и тщательно выполнять обязанности согласно инструкции. Но нужны ли вам «исполнители инструкций»?

Какую выгоду получит каждый из членов команды, если будет с вами на вашем корабле? Какую выгоду вы получите от его присутствия? И выгода здесь не с точки зрения денег и материального блага, а ответ на вопрос «Зачем»? Зачем эта ваша предпринимательская инициатива? Зачем этому профи не спать ночами и помогать вам в вашей идее? Зачем этот корабль вообще построили? Кому он нужен?

Еще один секрет. Как только у вас появятся ответы на все эти вопросы, внятные ответы, четко сформулированные – трудности с вовлечением сотрудников и построением команды резко сократятся.

Татьяна Хасанова - собственник и руководитель компании Center AT, бизнес-консультант

Образование: Южно-Уральский Государственный Университет, аспирант, «Экономика народного хозяйства. Маркетинг», принимала участие в более 200 консалтинговых проектах в секторах HoReCa, производство продуктов питания, розничные сети, строительство

Реализованы проекты по поддержке начинающих и действующих предпринимателей «Марафон Успеха» (ЗКО, Мангистауская  область) при поддержке Шелл и ЕБРР, Воскресная школа бизнеса  (Карагандинская область), Женщины в микробизнесе (Караганда,  Кокшетау,  Павлодар, Усть-Каменогорск, Петропавловск) по заказу ЧУ Диалог (Актобе) и при поддержке Министерства национальной экономики

КОММЕНТАРИИ
0
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!