Татьяна Хасанова
Бизнес-консультант
27-05-2020
Мировой экономический кризис 2008 года. Мне 30 лет, я уже 8 лет как управляю собственной компанией, с удовольствием читаю дамские журналы и никак не интересуюсь экономикой. Для моего малого предприятия – языковых курсов и бюро переводов с сеткой в 4 филиала – это кажется не важным. Не имеющим ко мне никакого отношения.
Я лишь ощутила это на уровне снижения платежеспособности населения и сокращения общего числа клиентов. Про маркетинг, продажи, управление потоком клиентов, бюджетирование и создание эффективной команды я узнаю гораздо позже – в 2013 году, когда благодаря программам поддержки предпринимателей мы сможем пригласить к себе в компанию экспертов из Германии – доктора Вальтера Фризена и доктора Хайдруна Хогана.
Команда. Как определил профессор Ли Томпсон из Школы управления Келлогг, «команда – это группа людей, которые взаимозависимы в отношении информации, ресурсов, знаний и навыков и стремятся объединить свои усилия для достижения общей цели».
Какой смысл вкладываю я, как собственник и руководитель, в это слово? По секрету признаюсь – ооочень многое зависит от того, как именно вы трактуете слово/понятие.
Для меня команда – это те профессионалы, которых я позвала на борт своего корабля, чтобы отправиться в далекое путешествие по волнам бизнеса, а они – согласились. Мы на берегу (во время собеседования и приема на работу) обсудили ожидания сторон друг от друга, обсудили цель, к которой идем.
Для меня команда – это те профессионалы, которых я позвала на борт своего корабля, чтобы отправиться в далекое путешествие по волнам бизнеса, а они – согласились
В 2008 году я еще не знала, насколько важен этот разговор на берегу. Насколько для меня, как для руководителя, важно увидеть и услышать, понять и обнаружить ожидания каждого из членов команды. Насколько важно им сообщить о своих ожиданиях. Без прикрас. Без утаивания.
Но и этого будет не достаточно. Во время пути вам предстоит напоминать о договоренностях. Уточнять курс. Проверять готовность команды следовать установленным правилам.
Работодатель |
|
Сотрудник |
Ожидания |
= |
Ожидания |
В случае, если ожидания сторон изложены, обсуждены и совпадают, то и |
||
Реальность |
= |
Реальность |
Итак, у меня есть группа профессионалов, которые готовы работать на моем корабле. Но это еще не команда. Команду предстоит построить. Условия, которые руководителю необходимо создать для объединения сотрудников в команду:
Как создать доверие? Что крайне важно сделать, чтобы доверие состоялось?
Начать необходимо с искреннего желания эти самые отношения строить. Строить не чтобы манипулировать, а чтобы помочь каждому члену команды внести свой максимальный вклад в общее дело. Маленький секрет – ваши сотрудники зачастую и сами не подозревают, на какой масштаб профессионального и личностного роста и поступков они способны. И это – ваша задача, чтобы каждый из них смог вложиться по максимуму.
Доверие = безопасность. Безопасность за мысли, безопасность за то, что я сообщу руководителю о своих промахах и своем ином взгляде на ситуацию. Вот тут важно сразу, на берегу обсудить, насколько сильно вы расходитесь во взглядах.
И если у вас шашлычная, а повар – веган, трудно будет выстроить успешную команду. Вы расходитесь в базовых принципах. Не тащите вегана на свой корабль. Ни ему, ни вам не будет комфортно.
Представьте, что вы позвали на борт 12 человек. Или даже 50. Каждому раздали задание. И каждый свое задание тщательно выполняет. Однако слаженности действий нет. Просто до смешного. Или до очень грустного. Вы, как руководитель, видите, что «вот тут и тут можно было сделать гораздо проще, быстрее и действеннее», но ваши сотрудники этого просто не замечают. Пока вы им не сообщите, какой результат они сообща должны достичь, в деталях и цифрах – не стоит ждать, что сотрудники будут к результату стремиться. По факту, они как слепые котята, и от вас, как от руководителя, требуется слишком много усилий, чтобы котят в нужную сторону направлять. А они снова и снова идут не туда…. И вы на них снова и снова злитесь. Замкнутый круг, однако
Команда появляется лишь тогда, когда необходимо привлечь специалистов из тех областей, где ваших компетенций не хватает. И эти профи должны быть уровнем как вы, иначе слишком много времени будет уходить на коммуникацию. И вам предстоит довериться этим людям, довериться их готовности взять на себя ответственность за ту часть работ, которую вы им передадите. Довериться их требовательности по отношению к самим себе. Будут ли они позволять себе выдавать так себе результат (проверить-то вам будет просто), либо они будут стремиться планку требовательности к себе и своим сотоварищам постоянно повышать.
Если первые два кирпичика в деле построения команды заложены и крепки, то на этом уровне у вас уже серьезное конкурентное преимущество. И здесь капитану уже можно с уверенностью смотреть вперед, искать новые горизонты.
Тенденция на рынке такова, что руководитель все меньше имеет возможность лично проконтролировать деятельность каждого сотрудника, и его задача смещается в сторону построения системы и управления эмоциональным фоном в организации.
Здесь же скрыт и ответ на вопрос «Как вовлечь в реализацию моей предпринимательской инициативы?»
Действительно, отчего вдруг группа людей в 12 или 500 человек должна активно начать помогать вам достичь ваших целей? Зачем ей это нужно – реализовывать вашу предпринимательскую инициативу?
Вы сами сможете ответить на этот вопрос? Только за зарплату? Вряд ли. За зарплату я, как сотрудник, буду приходить и тщательно выполнять обязанности согласно инструкции. Но нужны ли вам «исполнители инструкций»?
Какую выгоду получит каждый из членов команды, если будет с вами на вашем корабле? Какую выгоду вы получите от его присутствия? И выгода здесь не с точки зрения денег и материального блага, а ответ на вопрос «Зачем»? Зачем эта ваша предпринимательская инициатива? Зачем этому профи не спать ночами и помогать вам в вашей идее? Зачем этот корабль вообще построили? Кому он нужен?
Еще один секрет. Как только у вас появятся ответы на все эти вопросы, внятные ответы, четко сформулированные – трудности с вовлечением сотрудников и построением команды резко сократятся.
Татьяна Хасанова - собственник и руководитель компании Center AT, бизнес-консультант
Образование: Южно-Уральский Государственный Университет, аспирант, «Экономика народного хозяйства. Маркетинг», принимала участие в более 200 консалтинговых проектах в секторах HoReCa, производство продуктов питания, розничные сети, строительство
Реализованы проекты по поддержке начинающих и действующих предпринимателей «Марафон Успеха» (ЗКО, Мангистауская область) при поддержке Шелл и ЕБРР, Воскресная школа бизнеса (Карагандинская область), Женщины в микробизнесе (Караганда, Кокшетау, Павлодар, Усть-Каменогорск, Петропавловск) по заказу ЧУ Диалог (Актобе) и при поддержке Министерства национальной экономики