Оксана Сорокина
эксперт по логистике
19-05-2020
Хотя вирус продолжает замедлять экономику в США и других странах, где-то упал спрос на большую часть импорта, где-то он перекрыт за счёт локдауна некоторых стран, цены на морские перевозки упали незначительно. Морские линии в период с конца января по начало марта отменили большое количество рейсов, чтобы соответствовать пропускной способности в связи с падением спроса, и пытаются компенсировать свои убытки.
Это новый капиталистическо-логистический мир. Перевозчики компенсируют убытки за счет экспортеров и импортеров, они в свою очередь данное повышение в стоимость товара, и в конце концов это ляжет на простых граждан.
Тем временем цены на авиаперевозки продолжают расти. Авиаотрасль пострадала больше всех, так как повсеместная отмена пассажирских рейсов из КНР и Европы продолжила вызывать падение пропускной способности (следует помнить, что половина мировых грузовых авиаперевозок осуществляется на грузопассажирских бортах).
При этом спрос на авиаперевозки не просто сохраняется, но даже и растет в связи с высоким спросом на отправку essential cargoes (фармацевтики, медицинских и околомедицинских товаров), отправляемые в связи с борьбы с covid-19 и отправляемые планово), а также в связи с усиленным производством и ростом экспорта того же КНР и Индии после выхода с карантина. Высокий спрос в совокупности с падением пропускной способности поддерживает высокий уровень цен.
Автоперевозки выросли по некоторым направлениям, например, Италия и Испания (перед объявлением в этих странах жестких карантинных мер), однако в апреле и мае цены более или менее стабильны, а где-то также пошли временно на спад, где-то удается их долгосрочно зафиксировать.
Исключение составляет Китай. Автоперевозки из КНР в Казахстан опять стали большой головной болью. Новые ограничения со стороны КНР (24 часа на заезд, погрузку, оформление и выезд), ужесточение требований к водителям, ограничения на пропуск машин с обеих сторон привели к большому скоплению автотранспорта на границе. Водители ожидают заезда на погрузку по 2-3 недели, активно борются с теми, кто пытается «проскочить левым рядом». Все ожидаем открытия 3 дополнительных пунктов пропуска.
С чем мы столкнулись в мае и с чем столкнемся в июне:
И все равно, несмотря на некоторые задержки, сбои и трудности, грузопоток между странами не прекращается, и сейчас всеобщее внимание направлено на то, какие изменения в экономике принесут первые признаки снижения активности короновируса в Европе, а также как это повлияет на логистику.
Оксана Сорокина
38 лет. Совладелец и генеральный директор транспортно-экспедиторской компании SevenR. Основная специализация - организация перевозок грузов из дальнего зарубежья в контейнерах, авто и авиа.
Опыт работы: