Антикризисные меры: Как выжить МСБ в период карантина?

Индира Ильясова

бизнес-консультант

05-04-2020

 

    поделиться

Кризисы были и будут, это циклический процесс. Более того, циклы сами по себе сокращаются, то есть повторы будут чаще, каждые 3-5 лет в зависимости от отрасли, причем могут и наслаиваться один на другой. После окончания карантина люди хлынут на улицы, кафе, за услугами, но платежеспособность не будет на прежнем уровне, гораздо ниже.

Все, кто ищут таблетки от проблем, слушают, читают, ищут советы, которые помогут им сразу исправить ситуацию их не найдут. Их попросту нет.

Что реально работает, так это ряд мер, которые внедряются успешными бизнесами еще задолго до кризиса. Часто слышишь от собственников, ну это потом сделаем, сейчас некогда, много клиентов, не успеваем и т.д.

Я помню удивленные лица в ответ на вопрос про резервный/инвестиционный фонд. Это казалось только для крупных, мы же малый бизнес. А потом наступает момент, когда понимаешь, что все, чему уделял 100 процентов времени, оказывается можно потерять из-за внешних обстоятельств.

Поэтому ничего нового вы не найдете в качестве рецепта выхода из кризиса, вопрос только в смене приоритетов.

Итак, антикризисные меры (повторю, которые делаются задолго до наступления кризиса).

Поставить диагноз своему бизнесу. Сесть и сделать анализ ситуации. Паника пройдет только тогда, когда вы поймете, как лечить ваш бизнес, а без точного диагноза опять потратите зря ресурсы и силы. Возможно диагноз будет смертелен, но зато вы сэкономите на поддержании умирающего организма и направите энергию на создание нового. Про отсрочку всех возможных платежей, проанализировать дебиторскую часть и т.д. уже есть во всех источниках и сами предприниматели это понимают.

Посчитайте математику вашего бизнеса: точку безубыточности, сколько вы должны продавать в месяц, чтобы держаться на плаву. Отсюда уже два пути.

Первый - снижение точки безубыточности через оптимизацию и уменьшение затрат (постоянных в первую очередь). Здесь очень много возможностей на самом деле - срочно и именно сейчас пересматривать ставки за аренду, в ближайшее время не будет очереди занять ваше место, поэтому арендодатель тоже потеряет, если не пойдет хотя бы частично вам на встречу.

Главное - не забывать переговорные техники и понимать, что карантин закончится, а отношения останутся. Внедрение нормирования и бонусов в виде процента от экономии для персонала очень помогает, все сводим в бюджет и ежедневный график платежей и отчет по факту движения материальных ценностей. Второй путь - через увеличение объема продаж.

Хорошие клиенты и сотрудники, уйдя к конкурентам усилят их, плохие клиенты и сотрудники, ослабят конкурентов. Помните об этом.

Анализ конкурентов. Увеличить продажи на действующем рынке вряд ли получится органическим ростом, то есть способ только один, за счет доли конкурентов. Какие-то конкуренты не выдержат и уйдут, их долю можно перехватить. Но понимание как это сделать эффективно идет только после грамотного анализа. Причем есть методики как это сделать бюджетно, своими силами. Приступать надо немедленно, потому что нельзя недооценивать и косвенных конкурентов, которые могут выйти на вашу нишу сразу после окончания карантина. Готовьте план захвата ниши уже сейчас.

Персонал. Сохраните самых преданных людей, со стратегическим мышлением. Если положение трудное, остальных переводите максимально на сдельную оплату. Выведите кого можно за штат, но при этом постарайтесь найти подряды/подработки у смежных бизнесов, кого знаете, порекомендуйте своих. Самое время начать писать мотивационные письма своим сотрудникам, хотя бы по одному абзацу, но от себя, хотя бы 1 раз в 2-3 дня. Сейчас самое время составить метрики оценки работы персонала и систему мотивации, но после составления стратегического плана (стратегические цели декомпозируются в KPI по сотрудникам) привлечь лучших сотрудников к удаленной работе по описанию и пересборке бизнес-модели.

Маркетинг. Вот на чем не нужно экономить и сокращать. Наоборот, это то единственное, что может вывести вас на другой уровень. Не реклама! Ее как раз таки можно сократить. Уровень вовлеченности сейчас очень высокий и есть возможность отличиться/оторваться от конкурентов именно изменением подачи контента, системой транслирования ценности до клиента, репозиционироваться и расширить круг клиентов. Только одно но, учитывайте контекст, не стоит тратиться на профессиональные фото и красивые виды, не раздражать шикарным видом интерьеров и т.д. Учитывать в целом настроение общества, показывать больше live (вашу реальную жизнь компании), делиться описанием конкретно вашей ситуации и вовлекать в процесс эмпатии к вашей борьбе с кризисом. При этом все-таки чувствовать грань и не вызывать жалость, держать позитивный настрой.

Клиенты. Сейчас срочно беремся за базы клиентов. Сравниваем каналы, вовлеченность, LTV: сегментируем на стратегических клиентов, постоянных и т.п. в зависимости от поставленных целей, оцифровываем, формируем воронку, ищем новые каналы. Поддерживаем, подогреваем лояльных клиентов, иначе не успеете, у них сейчас как раз есть время на переосмысление и выбор в пользу нового поставщика по более низкой цене и т.д. Хорошие клиенты и сотрудники, уйдя к конкурентам усилят их, плохие клиенты и сотрудники, ослабят конкурентов. Помните об этом.

Собираете полученные данные в шаблон и описывайте свою бизнес-модель. Составляете 3 вида плана: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Для каждого - свои целевые индикаторы. Начинаете действовать по реалистичному плану, но сверяясь по целевым индикаторам. В любом случае, у вас уже будет понимание, что вас ждет в итоге и что нужно сделать, чтобы вовремя отреагировать. На основании целевых индикаторов раскладываете активности по плану А/ Б/В в календарный план и назначаете ответственных. Оттуда же и выходят планы продаж и KPI для сотрудников.

Эти навыки помогут вам стать сильнее, они универсальны. На выходе из кризиса такая проделанная работа станет вашим прочным фундаментом (такой опыт - прохождение кризиса стоит больших денег и заслуживает уважения).

P.S. Большинство МСБ не делает вышеописанные шаги либо совсем, либо только часть, так что еще есть еще запасы прочности и возможность бороться за место под солнцем.

Об авторе:

Индира Ильясова, 40 лет, сфера компетенций – «Стратегический маркетинг и менеджмент, антикризисный менеджмент, Бизнес-лектор»

Более 20 лет опыта в науке и в бизнесе, более 12 отраслей, международное профильное бизнес образование Master in Marketing, Durham University, Великобритания.

КОММЕНТАРИИ
0
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!