Логистическая паника: у страха глаза велики?

Оксана Сорокина

Эксперт по логистике

22-03-2020

 

    поделиться

Города Алматы и Нур-Султан ушли на карантин, чему предшествовала логистическая паника, которая вскрыла все боли отрасли, а именно:

1) Слишком долго логистика строилась по принципу «у кого дешевле» как со стороны клиента, так и со стороны экспедитора

2) Парадигма «цена-срок» в условиях ЧС перестала быть актуальной, а про «решение» вспомнили не многие

3) Отсутствие информации, а точнее, отсутствие полного обзора того, что происходит в мире (новые требования к водителям, нехватка работников на станциях в КНР, временный уход авиалиний с рынка, информация о закрытии ж/д сообщения между странами, а именно акцент на то, что это касается только пассажирских перевозок) вызвало поток слухов, который в свою очередь спровоцировал повторный ажиотаж в тех же магазинах; а чего, собственно, ожидать, если курсируют слухи о полном закрытии ж/д сообщения КНР-РК, когда большая часть грузов идет или из КНР, или через КНР?

4) «Проедем на авось» – многие иностранные перевозчики проигнорировали требования РК, возможно, ожидая, что «решат» на границе.

5) Отсутствие клиентоориентированности у многих транспортных компаний, и здесь мне стыдно за отрасль: кто-то давал некорректную информацию (аэропорт уходит на карантин полностью, никакие грузы приниматься не будут), кто-то просто ушел на карантин с фразой «вывезем, как вывезем», мало кто предоставлял своевременную информацию клиентам.

По сути многих импортеров бросили. Однако здесь и вина импортеров. Покупая дешевую ставку получаешь дешевый сервис. Поэтому за неделю парадигма «цена-срок-качество-дикая отсрочка платежа» превратилась в «решение-качество-срок-цена».

Еще одно интересное наблюдение – людям нужны готовые решения. Да, первые 3 дня мы все были в непонимании, как будут ходить грузы, как будут работать СВХ, какие ограничения, что в приоритете. Однако до сих пор я получаю вопросы – а когда откроют железнодорожную границу с Китаем? А как работают СВХ? А почему у водителей требуют загранпаспорт при пересечении границы? Люди разучились читать новости, работать с информацией, анализировать ситуацию.

На фоне сплетен и слухов многие пропустили главный факт – 9 дней назад был открыт п/п Нур-Жолы, известный как Хоргос, для автоперевозок, который был закрыт почти 2 месяца. Я в прошлый вторник открыла шампанское в 2 часа ночи. Серьезно.

Для кого-то кризис – смерть. Для кого-то – новые возможности. Я больше склоняюсь ко второму варианту.

На текущий момент ситуация следующая:

  1. Автодоставка КНР - формально всё работает, однако КНР не пропускает наших водителей из-за повышенных санитарно-эпидемиологических требований. Все разворачивают грузы либо на Урумчи на отправку сборным контейнером по ж/д, либо авто через Алашанькоу. И там, и там есть риски и задержки в доставке. Но иных вариантов нет. 
  2. Ж/д доставка из КНР, через границу КНР-РК – граница открыта, п/п Достык и Алтынколь работают в обычном режиме. Также есть определенные задержки в отправке поездов в связи с острой нехваткой машинистов (все машинисты, приемосдатчики и т.д. после прохождения смены на указанных п/п отправляются на 14-дневный карантин). Сейчас КТЖ мобилизует всех машинистов с других станций.
  3. Ж/д отправки из Европы – Латвия и Литва ушли на карантин и закрыли въезд/выезд из стран, однако это не коснулось грузовых перевозок. Поезда пока курсируют, РФ грузовые поезда тоже пропускает.
  4. Автодоставка из Европы и РФ – запрещен въезд водителям, посещавшим в последние несколько недель страны категории А1 и Б1- КНР, Иран, Южная Корея, Италия, Германия, Испания. При выявлении таких отметок водители будут отправляться на карантин. Водители могут пересекать границу РК только по заграничным паспортам.
  5. Италия ушла на полный карантин. Осталось производство только продуктов питания, товаров медицинского назначения, автозапчастей. ЮАР сделала то же самое. Индия объявила полный локаут на 21 день. Мера разумная, учитывая большую плотность населения, а также большое количество трущоб, а covid-19, как и любой другой вирус любят скопление людей и антисанитарию.

Но, самое главное, грузы идут. Медленнее, учитывая, что многие компании ушли на удаленный режим, учитывая новые требования по водителям, пересекающим границу РК, медленнее, учитывая ограниченное количество авиалиний, осуществляющих рейсы в РК. Но идут.

Импортеры столкнулись с другой проблемой – отсутствие запасов. Локаут в Индии – это фарма и сырье для фармы, это чай, специи, консервированная продукция. На 21 день (минимум) сдвинулись отгрузки. Карантин в РК рано или поздно закончится, и тут выиграют те, у кого есть что поставить на полки или прилавки. Это либо те, кто сделали запасы, либо те, у кого есть план «Б», т.е. альтернативные рынки поставок. Такие импортеры, слава богу, есть. Где-то Индию можно заменить на Китай, где-то – на Шри-Ланку.

Мы привыкли полагаться на ОДНОГО поставщика. На ОДНО направление. На ОДИН рынок. Хотя в воздухе уже давно витает «диверсификация». Мы привыкли смотреть на конкурентов как на врагов. Хотя в условии нехватки товара для удержания места на рынке это нормально – войти в коллаборацию.

«Зашоренность» – вообще наша беда. Пока одни покупали оборудование для горнодобывающей промышленности в Германии и КНР, другие развернули голову в сторону Бразилии, ЮАР, Австралии, Чили. Забавно, когда я говорю «Бразилия» и «Чили», все думают про вино. Однако, они сейчас просто «рвут» Германию, Францию и КНР по цене и качеству оборудования.

Сейчас отвалятся компании-однодневки, компании, которые копировали идеи и клиентов других. Компании, которые засели на один продукт, один маршрут. А также некоторые флагманы, которые, простите, зажрались, потому что в сытые годы за ними бегали клиенты, и они к этому привыкли.

Кто выживет в условиях ЧС – те, кто предлагают решения. Те, кто умеет планировать и учит планировать других. Те, у кого нет зашоренности. Те, кто могут найти альтернативный маршрут. Те, кто понимают, что сейчас – не нулевые, вариант «решим на месте» не проходит. Те, кто видят в клиенте партнера. Сейчас как никогда замыленное слово «клиентоориентированность» превратилось из пустого звука в отправную точку работы.

Для кого-то кризис – смерть. Для кого-то – новые возможности. Я больше склоняюсь ко второму варианту.

Оксана Сорокина 

38 лет. Совладелец и генеральный директор транспортно-экспедиторской компании SevenR. Основная специализация - организация перевозок грузов из дальнего зарубежья в контейнерах, авто и авиа.

Опыт работы: 

  • Ноябрь 2001 – M&M Militzer & Munch Kazakhstan AG / ассистент начальника отдела авиаперевозок
  • Апрель 2002 – июль 2005 - M&M Militzer & Munch Kazakhstan AG / начальник отдела авиаперевозок
  • Август 2005 – Ноябрь 2009 – ART Logistics / начальник отдела авиаперевозок
  • Декабрь 2009 – июль 2011 – Kuehne-Nagel Ibrakom / начальник отдела авиаперевозок
  • Август 2011 – август 2013 – Maxx Intermodal Systems / Rhenus Intermodal systems / начальник операционного отдела
  • Сентябрь 2013 – октябрь 2016 - Maxx Intermodal Systems / Rhenus Intermodal systems / начальник отдела продаж
  • Октябрь 2016 – июнь 2018 - Maxx Intermodal Systems / Rhenus Intermodal systems / генеральный директор
  • Август 2018 – по настоящий момент – SevenR / генеральный директор и соучредитель
  • С августа 2010 по октябрь 2015 преподавала основы грузовых авиаперевозок и перевозки опасных грузов на воздушном транспорте в АНЭК и Центре Качества на транспорте.
КОММЕНТАРИИ
0
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!