Оксана Сорокина
Эксперт по логистике
22-03-2020
Города Алматы и Нур-Султан ушли на карантин, чему предшествовала логистическая паника, которая вскрыла все боли отрасли, а именно:
1) Слишком долго логистика строилась по принципу «у кого дешевле» как со стороны клиента, так и со стороны экспедитора
2) Парадигма «цена-срок» в условиях ЧС перестала быть актуальной, а про «решение» вспомнили не многие
3) Отсутствие информации, а точнее, отсутствие полного обзора того, что происходит в мире (новые требования к водителям, нехватка работников на станциях в КНР, временный уход авиалиний с рынка, информация о закрытии ж/д сообщения между странами, а именно акцент на то, что это касается только пассажирских перевозок) вызвало поток слухов, который в свою очередь спровоцировал повторный ажиотаж в тех же магазинах; а чего, собственно, ожидать, если курсируют слухи о полном закрытии ж/д сообщения КНР-РК, когда большая часть грузов идет или из КНР, или через КНР?
4) «Проедем на авось» – многие иностранные перевозчики проигнорировали требования РК, возможно, ожидая, что «решат» на границе.
5) Отсутствие клиентоориентированности у многих транспортных компаний, и здесь мне стыдно за отрасль: кто-то давал некорректную информацию (аэропорт уходит на карантин полностью, никакие грузы приниматься не будут), кто-то просто ушел на карантин с фразой «вывезем, как вывезем», мало кто предоставлял своевременную информацию клиентам.
По сути многих импортеров бросили. Однако здесь и вина импортеров. Покупая дешевую ставку получаешь дешевый сервис. Поэтому за неделю парадигма «цена-срок-качество-дикая отсрочка платежа» превратилась в «решение-качество-срок-цена».
Еще одно интересное наблюдение – людям нужны готовые решения. Да, первые 3 дня мы все были в непонимании, как будут ходить грузы, как будут работать СВХ, какие ограничения, что в приоритете. Однако до сих пор я получаю вопросы – а когда откроют железнодорожную границу с Китаем? А как работают СВХ? А почему у водителей требуют загранпаспорт при пересечении границы? Люди разучились читать новости, работать с информацией, анализировать ситуацию.
На фоне сплетен и слухов многие пропустили главный факт – 9 дней назад был открыт п/п Нур-Жолы, известный как Хоргос, для автоперевозок, который был закрыт почти 2 месяца. Я в прошлый вторник открыла шампанское в 2 часа ночи. Серьезно.
На текущий момент ситуация следующая:
Но, самое главное, грузы идут. Медленнее, учитывая, что многие компании ушли на удаленный режим, учитывая новые требования по водителям, пересекающим границу РК, медленнее, учитывая ограниченное количество авиалиний, осуществляющих рейсы в РК. Но идут.
Импортеры столкнулись с другой проблемой – отсутствие запасов. Локаут в Индии – это фарма и сырье для фармы, это чай, специи, консервированная продукция. На 21 день (минимум) сдвинулись отгрузки. Карантин в РК рано или поздно закончится, и тут выиграют те, у кого есть что поставить на полки или прилавки. Это либо те, кто сделали запасы, либо те, у кого есть план «Б», т.е. альтернативные рынки поставок. Такие импортеры, слава богу, есть. Где-то Индию можно заменить на Китай, где-то – на Шри-Ланку.
Мы привыкли полагаться на ОДНОГО поставщика. На ОДНО направление. На ОДИН рынок. Хотя в воздухе уже давно витает «диверсификация». Мы привыкли смотреть на конкурентов как на врагов. Хотя в условии нехватки товара для удержания места на рынке это нормально – войти в коллаборацию.
«Зашоренность» – вообще наша беда. Пока одни покупали оборудование для горнодобывающей промышленности в Германии и КНР, другие развернули голову в сторону Бразилии, ЮАР, Австралии, Чили. Забавно, когда я говорю «Бразилия» и «Чили», все думают про вино. Однако, они сейчас просто «рвут» Германию, Францию и КНР по цене и качеству оборудования.
Сейчас отвалятся компании-однодневки, компании, которые копировали идеи и клиентов других. Компании, которые засели на один продукт, один маршрут. А также некоторые флагманы, которые, простите, зажрались, потому что в сытые годы за ними бегали клиенты, и они к этому привыкли.
Кто выживет в условиях ЧС – те, кто предлагают решения. Те, кто умеет планировать и учит планировать других. Те, у кого нет зашоренности. Те, кто могут найти альтернативный маршрут. Те, кто понимают, что сейчас – не нулевые, вариант «решим на месте» не проходит. Те, кто видят в клиенте партнера. Сейчас как никогда замыленное слово «клиентоориентированность» превратилось из пустого звука в отправную точку работы.
Для кого-то кризис – смерть. Для кого-то – новые возможности. Я больше склоняюсь ко второму варианту.
Оксана Сорокина
38 лет. Совладелец и генеральный директор транспортно-экспедиторской компании SevenR. Основная специализация - организация перевозок грузов из дальнего зарубежья в контейнерах, авто и авиа.
Опыт работы: