Как создать мастерскую 3D печати со стартовым капиталом в $1000

Основатель компании Creat3D Ирина Абасова рассказала о своем бизнесе

    поделиться
Автор: Ольга Кудряшова 03-07-2020

 

Фото: softeus, Pixabay

Компания Creat3D, занимающаяся производством изделий из пластика и 3D-печатью была создана практически на энтузиазме, но довольно быстро смогла стать поставщиком для других казахстанских компаний. Основатель группы компаний Creat3D Ирина Абасова рассказала о своем опыте создания производственной мастерской.

- Ирина, поделитесь, как вы пришли к идее создать собственный бизнес?

- Прежде, чем начать свое дело, я работала аналитиком в банке. У нас была достаточно интересная работа, наш отдел был предназначен для работы с большими данными. Тогда big-data была еще не очень популярной темой в Казахстане, это сейчас она становится чем-то культовым. Там я проработала года четыре. Работа была действительно интересной, но в какой-то момент я устала. Хотелось больше ответственности, больше динамики, в это время и пришло решение заняться своим бизнесом.

- Вы выбрали довольно специфичную сферу – создание продукции из пластика. Почему выбор пал именно на эту область?

- Идея создания бизнеса пришла в 2015 году. На тот момент 3D-печать была интересной сферой, новой для Казахстана, высокотехнологичной, это меня и привлекло. Тем более, это не требовало больших инвестиций, я вложила буквально 150 тысяч тенге (на тот момент около 1000 долларов) на покупку 3D-принтера. Планы были, конечно, глобальные, как и у любого начинающего, зеленого предпринимателя, что уже через пару месяцев у тебя будет огромная прибыль.

- Как развеялись эти иллюзии?

- В итоге оказалось, что специализация слишком узкая, и для 3D-печати довольно много ограничений. Например, качество при печати на принтерах, выходило хуже, чем, скажем, при заводском производстве.

Вторая проблема – это сроки. Одна деталь размером 2 на 3 см может печататься полчаса, соответственно в день ты можешь сделать совсем немного таких деталей. При этом клиент не готов платить 1000 тенге за такой маленький элемент.

В итоге получалось, что я зарабатывала гораздо меньше, чем в банке, и тогда пришла идея осваивать и другие методы работы с пластиком. Так, появилось новое направление – литье пластика. Вместе с командой, мы начали тестировать, обучаться. Постепенно по этому направлению стали появляться клиенты. При этом мы не отказались от 3D- печати, и начали параллельно зарабатывать на нескольких методах производства.

- Кто, помимо вас, входил в первоначальную команду?

- С первых же дней у нас сформировался неофициальный «клан», команда из трех человек, которая работает до сих пор. Начиналось все с энтузиазма, тогда мы не думали, что эта затея станет чем-то серьезным. Позже, когда мы поняли, что нам хорошо работать вместе, и эта сфера действительно интересная, мы стали партнерами.

При этом, никто из учредителей на тот момент не имел опыта в сфере производства. Наша команда состояла из финансиста, бухгалтера и актера. По сути, мы все открывали новую для себя сферу, и за эти пять лет мы накопили очень много опыта.

- Как вы продолжили дальнейшую работу?

- Когда мы поняли, что 3D- печать много денег не приносит, а нас стало больше и хотелось увеличить прибыль, мы начали тестировать разные ниши. Все что мы пробовали, было связано с пластиком. Так к нам пришли архитектурные макеты. Эти макеты в основном нужны для защиты проектов, перед инвестором, акиматом и т.д.

Клиенты предполагали, что быстрее напечатать макет того же домика на принтере, но это не так. Во-первых, это долго, во-вторых, дорого, и есть другие методы изготовления макетов.

К тому же, это больше творческий процесс, поэтому мы отдельно открыли компанию по изготовлению макетов. Сегодня это отдельный полноценный цех со своими специалистами, которые специализируются конкретно по этому направлению. Мы можем похвастаться, что сегодня Creat3D одна из лучших компаний, которая делает макеты по Казахстану.

- Расскажите подробнее о вашем производстве

- У нас есть два цеха с парком совершенно разных станков, некоторые из них мы буквально собирали сами. Так, макетная мастерская у нас полностью оснащена лазерными станками, 3D принтерами, формовочными станками, хорошими компьютерами и т.д. Здесь мы делаем какие-то элементы для макетов, наградные статуэтки и прототипы.

Например, один наш постоянный клиент перед запуском линейки продуктов заказывают у нас прототип потенциального продукта, который затем презентуется руководству отделом маркетинга, а после утверждается и выходит в серийное производство.

В этом году мы запустили интересный проект для стоматологических клиник по изготовлению шаблонов для протезов. Эти прототипы помогают в работе стоматологов, за что мы получили положительный отзыв. Ежемесячно они заказывают довольно хороший объем. Много заказывают и предприниматели.

Например при запуске какого-то устройства они заказывают у нас готовый пластиковый корпус, куда уже позже добавляют электронную начинку.

Второй цех – стратегически важный. Именно здесь отливаются пластиковые детали, можно сказать, что таким образом мы занимаемся импортозамещением. Я поясню. К примеру, раньше изготовление пластиковых деталей было невостребованной услугой в Казахстане, потому что рядом Китай, который делает все быстро и дешево, соответственно компании заказывали все необходимое там. Сейчас в связи с экономической и политической ситуацией все больше внимания стали обращать на казахстанских производителей и у нас появилась возможность развиваться.

Раньше изготовление пластиковых деталей было невостребованной услугой в Казахстане, потому что рядом Китай, который делает все быстро и дешево

Наше преимущество в том, что мы можем делать небольшие партии. Китай может не взяться за такие объемы, либо они будут дороже. Разумеется, если речь идет о миллионных партиях, то мы проигрываем Китаю. У них есть сырье, станки и тот объем, который они могут сделать за сутки, у нас займет несколько месяцев.

- Тем не менее, успеха в своей области вы добились. Ирина, а есть ли проекты которыми вы гордитесь, или которые запомнились за время вашей работы?

- Из тех проектов, которые хотелось бы отметить – сотрудничество с Шымкентским заводом, который производит насосы. Для них мы изготавливаем пластиковые прокладки. Готовая продукция завода, собирается и отправляется на экспорт, а также реализуется на местном рынке.

Также мы делали пластиковые элементы настольной казахстанской игры «Казахское ханство». Таким образом, мы развиваемся сами и помогаем развиваться и местному производству, что меня очень радует.

Были и курьезные случаи. В начале нашей работы к нам пришел заказ от компании, которая обслуживает военных. Заказ был на заглушки и крепежные элементы для военной техники. Мы провели переговоры, сделали прототип, заказчика все устроило и он решил заказать большую партию. Загвоздка была в том, что у нас в наличии был только розовый пластик. Мы объяснили ситуацию, заказчик вошел в наше положение и в итоге мы поставили им розовые заглушки. И такой интересный кейс у нас был.

- За эти пять лет, какие выводы вы сделали для себя как предпринимателя, и как вы планируете развиваться дальше?

- Если рассмотреть наш опыт в целом, то можем сказать, что вполне реально создать бизнес с совсем небольшим бюджетом и без огромных вложений в рекламу. В первое время расходы на рекламу были смешными в пределах 5 тысяч тенге, сейчас они выросли примерно до 150 тысяч в месяц.

Эти пять лет мы учились на ошибках, были и проблемы с проектами, и неудачные запуски дополнительных цехов. В начале мы совершали управленческие ошибки, когда не удавалось собрать команду, и мы теряли коллектив.

За последние три года наша производственная и управляющая команда сформировалась и успешно работает.

Пока мы не заработали огромных денег, поскольку все инвестировали в оборудование и цех. Тем не менее, у нас есть мечта дорасти до завода. У нас были уже на старте планы на этот счет, но карантин их несколько сдвинул.

- К слову, не могу не задать вам самый популярный в нынешних реалиях вопрос: карантин и режим ЧП повлиял на ваше производство?

- В кризис удалось посмотреть на наш бизнес совершенно с другого угла. Мы даже ему благодарны. Многие аспекты оказались совершенно ненужными, как показала ситуация, а где-то наоборот высветились перспективы.

Один из цехов пришлось полностью остановить в работе, так как ключевые сотрудники были из пригорода Алматы и не могли попасть в город, а так же потому что почти все постоянные клиенты также приостановили свою деятельность во время карантина.

В цеху, который производит архитектурные макеты были срывы договоров, потому что многие выставки перенесли на 2021 год, а макеты зданий пользовались спросом именно на строительных выставках.

Часть сотрудников пришлось отправить в отпуск без содержания, но мы сдали всю необходимую документацию от имени компании и проследили, чтобы они получили соцвыплаты от государства.

Определенный доход в карантин у нас был. Некоторые из наших клиентов работали в период карантина и им нужны были также и наши услуги по производству. Доход был с этих проектов и с продажи щитков для лица.

С отменой постов между городами клиенты потихоньку начали приходить в себя и сотрудники также вернулись к работе и прежней заработной плате.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Бизнес на интеллекте: как помогать компаниям работать умнее

Со-основатель Verigram рассказал о своем бизнесе в области искусственного интеллекта, компьютерного зрения и машинного обучения

«Это как живая книга»: Казахстанский программист создает новую социальную сеть – Posterlife.kz

В интервью MyBusiness.kz он рассказал в чем отличие отечественной сети от уже известных мировых брендов

Ляйля Узакова: Карантин показал, как важна цифровизация в бизнесе

Обычно автоматизация и цифровизация бизнес-процессов – это не самый главный фактор, на который предприниматели обращают внимание

Султан Маликов: «В нашей сфере – стоять на месте – это безумие»

Компания по созданию сайтов ABC Design одна из крупнейших в городе Нур-Султан. За 7 лет существования они создали 590 различных интернет-решений для бизнеса, создают не только сайты, но и способствуют продвижению компаний на рынке. О том, с чего MyBusiness.kz рассказал основатель компании Султан Маликов.

Андрей Судаков: «Наша задача – наращивать аудиторию»

Владелец франшизы 2ГИС в Нур-Султане рассказал о том, как пришел к этому виду бизнеса

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!