Бизнес на интеллекте: как помогать компаниям работать умнее

Со-основатель Verigram рассказал о своем бизнесе в области искусственного интеллекта, компьютерного зрения и машинного обучения

    поделиться
Автор: Ольга Кудряшова 12-06-2020

 

Фото: Gerd Altmann, Pixabay

Вопрос внедрения новых технологий и автоматизации бизнес-процессов становится все более актуальным для многих предприятий. В эпоху информационных технологий чаще всего побеждает не тот, кто работает много, а тот – кто работает умнее. IT компания Verigram создает технологии в области компьютерного зрения, искусственного интеллекта и машинного обучения для решения конкретных бизнес задач. Со-основатель бизнеса Уахат Бастимиев рассказал о своем пути в бизнесе и проблемах IT рынка в Казахстане.

- Уахат, расскажите о своей компании. Как вы пришли к идее начать бизнес в области искусственного интеллекта?

- Первые идеи стали появляться еще в 2016 году, материализовались они не сразу. Только в 2017 мы с будущими партнерами окончательно приняли решение работать в сфере ИИ и нейронных сетей. Покинув прежние места работы, наша команда, на тот момент состоящая из четырех человек, стала предпринимать какие-то шаги для развития бизнеса.

В начале мы даже не знали, какой конкретно продукт будем развивать. В первое время мы целыми днями думали за что взяться, на это ушло несколько месяцев. Было не совсем понятно, что нужно казахстанскому рынку.  Но уже на тот момент мы точно осознавали, что разработка будет связана с компьютерным зрением и машинным обучением. В классическом понимании это называется поиском проблемы. В среднем у стартапа уходит на это около полутора-двух лет.

- И как в результате вы пришли к своему первому заказу?

- Мы перебрали кучу вариантов, и чтобы упростить задачу приступили к поиску заказчика, чтобы начать работать над конкретным проектом.  В итоге нашим партнером стал наш давний знакомый. Его проект совпадал с концепциями, которые мы хотели развивать. Заказ был связан с распознаванием автомобильных номеров. Он и принес нам первые деньги.

После того как проект был сдан, мы не стали развивать это направление дальше. Распознавание номеров – довольна популярная история среди разработчиков, конкуренция здесь большая и есть много готовых решений. К слову, это первая ошибка команд, которые занимаются компьютерным зрением – они пытаются создать продукты, которые уже есть на рынке.

По этой причине, следующий наш проект был связан уже с оптическим распознаванием текста и распознаванием документов. Однако здесь все прошло не так гладко. Мы столкнулись с тем, что не совсем корректно оценили сроки реализациии, и он сильно затянулся. Тем не менее, проект мы завершили.

Как оказалось позже, созданный продукт пользовался спросом на рынке, и нам удалось продать его и другим компаниям. Подобные, более дорогие аналоги на нашем рынке предлагали только российские и белорусские компании. Конечно, нам это сыграло на руку. Мы поняли, что не ошиблись с выбором. 

Первая ошибка команд, которые занимаются компьютерным зрением – они пытаются создать продукты, которые уже есть на рынке

Нужно понимать, что создать такой продукт очень и очень сложно. Я знаю казахстанскую компанию, которая планировала сделать похожую систему. Однако прошло полтора года, они ничего сделали и, насколько мне известно, в результате просто купили другое готовое решение.

Мы же и сейчас продолжаем развивать продукт (распознавание документов на мобильных устройствах), постоянно расширяя его функционал. Среди наших клиентов – банки, телекомоператор, ряд МФО и другие компании. 

- Над какими еще решениями вы работаете с командой?

- Помимо распознавания и сканирования удостоверяющих документов, есть фишки, связанные с идентификацией кодов. По этому сервису мы работаем с одной из табачных компаний.

Сейчас также ведется разработка с прицелом на иностранный рынок. Этот проект связан с оптимизацией диджитал маркетинговых затрат. Мы предлагали этот продукт местному рынку, но и получили определенный отклик. Сейчас проект в стадии пилотов с первыми клиентами.

- Уахат, поделитесь сколько вы вложили в создание компании?

- Условно за время нашей работы с 2017 мы потратили $350 тысяч. Из них $150 тыс. за прошлый год. Для нашего бизнеса этого не так много, учитывая среднюю зарплату наших сотрудников, которых сейчас уже 18 человек.  95% этого бюджета уходит на зарплаты, и только 5% на технику, сервера. Программное обеспечение мы не покупали. Дорого стоит именно труд нашей команды.

Заработали на сегодняшний день приблизительно $400 тысяч. При этом, всю прибыль направили на дальнейшее развитие компании. На самом деле в первые 14 месяцев после запуска компании, у основателей не было зарплаты как таковой. Ни я, ни мои партнеры вообще не получали денег. Мы платили разработчикам, так как считаем, что это непрофессионально задерживать зарплату. В целом у нас, как и у рынка, жесткая политика в этом отношении - не можешь платить, выходи из игры.

-  В вашей команде работают только казахстанские специалисты или вы привлекаете и иностранцев?

- Не знаю, хорошо это или плохо, но у нас работают только местные ребята. Я считаю, что в казахстане масса умных и талантливых профессионалов, которых просто нужно раскрыть. Большое количество компаний не хотят этого делать или не умеют. На самом деле увидеть в человеке потенциал – это уникальная компетенция. В свое время пришло осознание, что все нужные специалисты есть буквально под руками.

Я довольно много и постоянно трачу времени на поиск сотрудников. Одно из моих ноу-хау – это тесная связь с университетами.  Для меня стало очевидно, что очень много студентов недооценены. Причем это люди не только из топовых вузов, но из самых рядовых. У нас есть примеры, когда ребята буквально из техникумов давали фору своим соперникам из престижных вузов. Как я упоминал, главное показать им, на что способен их мозг и чего они могут достичь. После этого ребята начинают верить в себя сами.

-  Как вы считаете, если в Казахстане действительно много талантов и крутых идей, то по какой причине часто молодые и начинающие IT стартаперы не добиваются успеха?

- Главная проблема казахстанского рынка IT стартапов заключается в том, что он маленький и скупой. Люди не готовы тратиться на инновации. Компании готовы платить только проверенным решениям, мало кто из местных бизнесменов или топ менеджеров берут на себя ответственность. Поэтому рынок стартапов в Казахстане почти не работает.

Безусловно, малый и средний бизнес в Казахстане хочет получить технологии, но он не готов к этому инфраструктурно. И не так много предпосылок, чтобы рынок быстро развивался.

Если рассмотреть классическую западную модель, то стартаперам успешно удается работать с малым и средним бизнесом. В первую очередь потому, что бизнес готов брать новые инструменты на этапе разработки, когда вложение в новый сервис/продукт от стартапа составляет всего $100-150 в месяц. Таким образом, если ты продал свою идею 100 компаниям, то они уже генерируют $15 тысяч ежемесячно.

Здесь стоит оговориться, что есть разница между средним бизнесом в штатах и у нас. Средняя компания там будет эквивалентна крупнейшему банку в Казахстане. По этой причине, для казахстанского сектора МСБ вложить $100 ежемесячно в сервис от стартапа – это сумасшедшие деньги, люди столько не заплатят на ранних этапах развития.

Главная проблема казахстанского рынка IT стартапов заключается в том, что он маленький и скупой. Люди не готовы тратиться на инновации

Нам в этом смысле повезло – до того как мы пришли в индустрию автоматизации бизнеса при помощи ИИ и стали развивать продукту у нас уже был 10-летний опыт работы в других компаниях и какой-то нетворкинг. Это значит, что нам было проще вести переговоры с потенциальными клиентами. Тем не менее, у нас был случай, когда подписание договора с крупной компанией заняло 4-5 месяцев. Для начинающей ИТ компании это фактически невозможно, с вами просто не будут разговаривать.

Да, конечно, есть какие-то меры поддержки государства, которые по сути слабо помогают молодым предпринимателям. Локальные инкубаторы в основном содействуют начинающим предпринимателям информационно, либо дают стартовый капитал. Вероятность привлечения заказчика через эти механизмы мизерная. После акселераций, как правило, молодые проекты остаются как маленькие котята, один на один с этим миром.

- Раз уж мы заговорили о жизнеспособности, расскажите, как вы с командой справлялись с работой в режиме ЧП?

- Наша команда пережила это опыт стоически. На самом деле паники или сильного шока у нас эта ситуация не вызвала. Разработчики взяли все необходимое в офисе и продолжили работу из дома. На зарплатах и сотрудниках карантин и ЧП никак не отразились.

С партнерами все несколько иначе. У нас сорвалось несколько заказчиков, сейчас они все еще находятся в режиме ожидания. Другие клиенты, с которыми ничего не получалось долгое время наоборот ожили. В целом, чтобы прогнать компанию по воронке продаж – от этапа знакомства до выхода на пилотный договор в среднем уходило 28 недель. На карантине мы смогли это сделать за 3 недели.

- С чем это связано?

- Я полагаю, люди начали понимать важность тех технологий, которые мы предлагаем, ведь они автоматизируют лишний труд. И в критической ситуации бизнес начал реагировать гораздо быстрее.

Бастимиев Уахат Алмасович, родился в 1986 году, в г. Алматы
Образование: Высшее
Вид бизнеса: ИТ бизнес
Любимые книги: "Севастопольские рассказы" ЛьваТолстого
Любимый фильм: "Большая рыба"
Любимая фраза: Sky is the limit

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Это как живая книга»: Казахстанский программист создает новую социальную сеть – Posterlife.kz

В интервью MyBusiness.kz он рассказал в чем отличие отечественной сети от уже известных мировых брендов

Ляйля Узакова: Карантин показал, как важна цифровизация в бизнесе

Обычно автоматизация и цифровизация бизнес-процессов – это не самый главный фактор, на который предприниматели обращают внимание

Султан Маликов: «В нашей сфере – стоять на месте – это безумие»

Компания по созданию сайтов ABC Design одна из крупнейших в городе Нур-Султан. За 7 лет существования они создали 590 различных интернет-решений для бизнеса, создают не только сайты, но и способствуют продвижению компаний на рынке. О том, с чего MyBusiness.kz рассказал основатель компании Султан Маликов.

Андрей Судаков: «Наша задача – наращивать аудиторию»

Владелец франшизы 2ГИС в Нур-Султане рассказал о том, как пришел к этому виду бизнеса

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!