Национальный каталог товаров введут в Казахстане с 2026 года

    поделиться
Автор: Назира Айдарбек 05-08-2025

 

pixabay.com
pixabay.com

В Казахстане планируют запустить масштабный проект – Национальный каталог товаров (НКТ). Он станет единым источником достоверной информации о товарах, призванным упростить работу бизнеса и дать потребителю доступ к полной информации о продуктах. Рассказываем, что представляет собой система и зачем она нужна.

Единая карточка товара для всех участников рынка

Сегодня информация об одних и тех же товарах разрознена: у производителей – одни названия, у дистрибьюторов – другие, а торговые сети нередко и вовсе создают собственные справочники. Из-за чего возникают дублирование, ошибки в документообороте, проблемы с идентификацией товаров и налоговыми отчислениями. Национальный каталог товаров создаётся для того, чтобы избавиться от описанной разрозненности.

НКТ представлен централизованной цифровой системой, где каждой товарной позиции присваивается уникальный код NTIN и структурированная карточка с обязательными атрибутами – от состава и страны происхождения до единицы измерения и бренда. Карточки проходят модерацию и доступны для повторного использования всеми участниками товарооборота – от производителей до маркетплейсов и кассовых систем.

В отличие от внутренних справочников компаний или отраслевых классификаторов, НКТ является государственным цифровым справочником. В каталоге карточки товаров создаются по единым правилам, информация проверяется и дублирование исключается. Кроме того, система интегрирована с ключевыми цифровыми платформами.

Польза для бизнеса, государства и потребителей

Для бизнеса – это снижение затрат и времени на описание товаров. Нет необходимости заводить карточки в 1С или маркетплейс вручную – достаточно использовать готовую карточку из НКТ. Это особенно важно для компаний с большим ассортиментом или экспортно-импортными операциями. Также НКТ упрощает взаимодействие с государственными системами и ускоряет вывод товаров на рынок.

Для государства НКТ служит эффективным инструментом контроля товарооборота, отслеживания «серых» схем, борьбы с контрафактом и повышения собираемости НДС. Благодаря уникальным кодам NTIN и связке с другими цифровыми платформами, становится проще отслеживать путь товара и выявлять нарушения.

Для потребителей – это прозрачность и безопасность. Информация о составе продукции, производителе и сертификации становится доступной в онлайн-кассах, маркетплейсах и других точках взаимодействия.

Как НКТ работает на практике?

Сегодня Национальный каталог товаров проходит пилотный этап. В числе участников – дистрибьюторы, крупных торговых сетей, электронных торговых площадок. Так, Anvar, Small, Magnum уже загрузили в систему более тысячи товарных позиций. Маркетплейсы, такие как Ozon, Halyk Market, уже тестируют интеграцию с НКТ.

Обязательное внедрение с 2026 года

С 1 января 2026 года использование кода NTIN из НКТ станет обязательным при продаже всех товаров на территории Казахстана. Это касается всех участников рынка: производителей, импортеров, дистрибьюторов, торговые сети, маркетплейсы и даже индивидуальных предпринимателей, работающих с контрольно-кассовыми машинами.

Подключение к НКТ уже доступно для участников оборота товаров. На базе проекта готовятся обучающие материалы, инструкции и интерфейсы для массового подключения. Бизнес может начать работу с системой уже сегодня и избежать спешки и возможных ошибок в последний момент.

В условиях глобальной цифровизации и усиления требований к прозрачности НКТ становится важным шагом в будущее. Национальный каталог товаров – это основа для построения прозрачного, безопасного и эффективного товарного рынка.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Табак, лекарства и контрафакт: зачем Казахстану нужна цифровая маркировка
04-04-2025– Редакция

Прослеживаемость товаров способствует защите прав потребителей

Непростая фарма: ТОП-5 вызовов и технологических решений фармрынка
31-01-2025–

Фармацевтическая отрасль сталкивается с уникальными вызовами: от обработки огромных массивов данных до автоматизации сложных бизнес-процессов в условиях строгого регулирования. Как технологии помогают решать такие задачи, рассказал основатель и технический директор компаний Infolek и OMNI Digital Виталий Камынин. За более чем 15 лет работы он разработал решения, которые изменили деятельность таких крупных игроков фармацевтического рынка, как Stada, Takeda, Abbott и Roche.

Что мешает развитию электронной коммерции в Казахстане?
20-11-2024– Редакция

На какой стадии находится электронная коммерция в Казахстане? Что нужно изменить и улучшить? Что не хватает отечественному бизнесу для конкурентной работы в интернет? На эти и другие вопросы ответили в сообществе TechnoWomen

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!