Прослеживаемость товаров способствует защите прав потребителей
Цифровая маркировка – это система прослеживания товаров, при которой каждому продукту присваивается уникальный код. Какие задачи помогает маркировка решить бизнесу и государству? Почему в списке первых товаров, обязательных к прослеживаемости, оказались лекарства и табачные изделия? Ответы на эти вопросы искал MyBusiness.kz.
В Казахстане информацию о товарах хранит код Tanba, который наносится на различные типы поверхностей: бумагу, картон, блистеры, пластик. Код фиксируется в системе мониторинга и позволяет контролировать передвижение товара на всех этапах – от производителя до конечного покупателя.
С 2020 года Единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане определен «Казахтелеком». На сегодня обязательной маркировке подлежат три товарные группы: обувь, табачные изделия и лекарственные препараты. Моторные масла, пивоваренная продукция, ювелирные изделия находятся на этапе пилота.
Маркировка помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, она минимизирует оборот контрафактной продукции, особенно в тех сегментах, где подделки несут наибольшие риски. Во-вторых, она способствует упорядочиванию налоговой системы, так как позволяет государству эффективнее контролировать уплату акцизов и НДС. В-третьих, она дает потребителям доступ к проверенной информации о товаре, что повышает уровень доверия к продукции.
Введение цифровой маркировки началось с табачных изделий и фармацевтической продукции. Почему именно эти категории товаров оказались в числе первых для обязательной маркировки, объяснила руководитель проекта маркировки лекарственных средств Единого оператора Анар Карибаева.
Фармацевтический рынок и табачная индустрия традиционно подвержены риску фальсификации, отмечает спикер. Маркировка же помогает выявлять такие товары и блокировать их распространение.
Фальсификацию лекарств можно уверенно назвать одной из самых опасных форм контрафакта. Согласно данным ВОЗ, подделки составляют до 10% фармацевтического рынка в развивающихся странах.
Если говорить о табачной продукции, то маркировка помогает предотвратить незаконную продажу контрабандных сигарет и их распространение на сером рынке. Это также способствует соблюдению налогового законодательства, так как позволяет отслеживать уплату акцизов. По словам Карибаевой, для табачной продукции маркировка также может включать предупреждения о вреде для здоровья, что способствует повышению осведомленности населения о рисках курения.
Многие страны уже внедрили системы отслеживания товаров в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. Казахстан, следуя международным стандартам, вводит цифровую маркировку в ключевых отраслях, чтобы соответствовать мировым практикам регулирования рынка.
ВОЗ требует отслеживания табачных изделий, а международные медицинские организации – строгого контроля качества лекарств. В ЕС цифровая маркировка лекарств и табака обязательна с 2019 года, в США – с 2023-го, в Южной Корее – с 2016-го, в Аргентине действует с 2011 года.
Некоторые страны внедрили маркировку еще раньше. Так, в Турции система работает с 2010 года для фармацевтики, с 2007 года – для алкоголя и табачной продукции, а также для ювелирных изделий. Маркировка позволила Турции увеличить налоговые поступления в бюджет с 85% до 94% и в первый же год принесла государству дополнительные $1,8 млрд от табачных изделий и $200 млн от алкоголя. В Бразилии цифровая идентификация табачных изделий увеличила налоговые поступления на 40% в 2008–2010 годах.
Страны ЕАЭС также внедрили цифровую маркировку. К примеру, в России она действует с 2009 года и охватывает широкий перечень товаров, среди которых лекарства и табачная продукция.
Обязательная цифровая маркировка влияет на все стороны рынка:
Для бизнеса: повышает прозрачность цепочек поставок, защищает бренды от подделок и дает конкурентные преимущества.
Для государства: улучшает налоговый контроль, борется с теневым рынком и способствует защите здоровья граждан.
Для потребителей: дает уверенность в качестве товара и позволяет проверить его подлинность через цифровые сервисы.
Отметим, редакция MyBusiness.kz категорически против курения и поддерживает инициативы, направленные на предупреждение его вреда для здоровья граждан.
Фармацевтическая отрасль сталкивается с уникальными вызовами: от обработки огромных массивов данных до автоматизации сложных бизнес-процессов в условиях строгого регулирования. Как технологии помогают решать такие задачи, рассказал основатель и технический директор компаний Infolek и OMNI Digital Виталий Камынин. За более чем 15 лет работы он разработал решения, которые изменили деятельность таких крупных игроков фармацевтического рынка, как Stada, Takeda, Abbott и Roche.
На какой стадии находится электронная коммерция в Казахстане? Что нужно изменить и улучшить? Что не хватает отечественному бизнесу для конкурентной работы в интернет? На эти и другие вопросы ответили в сообществе TechnoWomen
Мир цифровых платежей стоит на пороге значительных перемен
Новые горизонты: как томотерапия открывает новые возможности в лечении рака в Казахстане
Mastercard представила новые инициативы в области кибербезопасности