Фармацевтическая отрасль сталкивается с уникальными вызовами: от обработки огромных массивов данных до автоматизации сложных бизнес-процессов в условиях строгого регулирования. Как технологии помогают решать такие задачи, рассказал основатель и технический директор компаний Infolek и OMNI Digital Виталий Камынин. За более чем 15 лет работы он разработал решения, которые изменили деятельность таких крупных игроков фармацевтического рынка, как Stada, Takeda, Abbott и Roche.
Мы обсудили с Виталием пять ключевых проблем фармацевтического рынка, которые удалось преодолеть благодаря технологиям.
1. Обработка отчетов дистрибьюторов и аптечных сетей
Современные фармкомпании работают с огромными массивами данных, но важно не только собрать и обработать их, но и сделать это быстро и точно. Однако это далеко не так просто. Данные поступают из различных источников: дистрибьюторы, аптечные сети, государственные органы. Причём каждый поставщик использует свой формат, метод представления, хранения и передачи данных. Для эффективной работы с такими разнородными массивами необходимы решения, которые могут объединить, обработать и систематизировать эту информацию.
Одной из первых задач, с которой началась моя профессиональная карьера в Казахстане, стала обработка отчетов дистрибьюторов и аптечных сетей для международной фармкорпорации Stada, компании с портфелем более 500 SKU (единиц складского учета). Задача заключалась в объединении данных из 10 стран СНГ. Представьте: миллионы строк данных ежемесячно, уникальные форматы, разные языки и графики предоставления. Это было вызовом, но и невероятным опытом.
Для обработки отчетов дистрибьюторов и аптечных сетей мы разработали систему, которая автоматически унифицирует и анализирует до 92% данных, используя продвинутый алгоритм привязки к справочникам аптек, продуктов и юридических лиц. Для оставшихся данных она предлагает предположения с оценкой точности, которые быстро проверяются экспертами. В результате 97% отчетов обрабатываются за один рабочий день с точностью 99,9%. Таким образом, наше решение позволяет фармацевтическим компаниям получать структурированные данные о продажах, остатках и закупках в разрезе любой географии и бизнеса, минимизируя ручной труд и повышая качество аналитики.
Этот проект стал для меня важной вехой. Мы не просто решили сложную задачу — мы показали, что даже такие сложные данные можно систематизировать и сделать доступными для бизнеса. А самое главное, этот проект открыл новые возможности для роста компании на рынках Центральной Азии и Кавказа.
2. Создание системы автоматизации аптечного бизнеса
В традиционных аптеках управление товарами, продажами и учёт зачастую ведётся вручную или с использованием устаревших программ, что неизбежно приводит к ошибкам, задержкам и несоответствиям нормативным требованиям. Это сказывается на качестве обслуживания клиентов, усложняет контроль за запасами и увеличивает время на выполнение операций. Кроме того, аптечные сети сталкиваются с трудностями в управлении большими объемами данных, сверке отчётов и соблюдении обязательных стандартов.
Быстрорастущим сетям была необходима универсальная и надёжная система, которая могла бы автоматизировать складской учёт, упростить взаимодействие с клиентами, ускорить процессы закупок и продаж, а также обеспечивать выполнение обязательных проверок и оформление документации.
Мы разработали программное решение, охватывающее все ключевые процессы аптеки. Оно включает три модуля: заказ товаров, управление складом и розничные продажи. Система автоматически формирует заказы на основании данных о продажах, а также предоставляет возможность ручного редактирования. Наше решение упрощает приёмку товаров, проверку качества, учёт остатков и оформление возвратов. Кассовый модуль интегрируется с кассами и платёжными системами, поддерживая бонусные и скидочные программы, что повышает лояльность клиентов.
Мы внедрили эту систему более чем в 1000 аптеках, что позволило значительно упростить их работу, ускорить процессы и минимизировать ошибки. В целом, аптекари могут работать быстрее и точнее, а покупатели — получать лучшие услуги. Кроме того, более 30 колледжей используют систему для обучения молодых фармацевтов.
3. Разработка системы бонусирования малых и средних аптечных сетей
Исходя из статистики, подготовленной OMNI Digital, по состоянию на конец 2024 года в Казахстане насчитывалось 9150 аптек, примерно половина из которых принадлежит сетям. Вместе с тем, как правило, производители фармпрепаратов предлагают системы бонусирования только крупнейшим аптечным сетям, поскольку управление бонусами для тысяч небольших аптек является слишком трудоемким. Каждый контракт требует значительных ресурсов юридического, финансового и административных отделов, что делает бонусирование небольших сетей нерентабельным.
Аналогичная проблема существовала и на российском рынке, которую нам предстояло решить. Для этого мы разработали программный комплекс, автоматизировавший взаимодействие с 4 000 юридических лиц и 14 000 аптек. Нами была интегрирована система с отчетами дистрибьюторов, CRM и документооборотом, что позволило: проверять выполнение целей по закупкам и наличию препаратов на основе независимых данных от дистрибьюторов, рассчитывать бонусы для каждой аптеки автоматически, заключать договоры с аптеками, формировать отчетные документы, автоматизировать процесс оплаты, а также демонстрировать аптекам выгоды участия, упрощая подключение.
Мы разработали продукт, который дал заказчику возможность эффективно расширить базу клиентов и увеличить продажи, минимизировав трудозатраты на управление бонусами. Он также стал мощным инструментом для медицинских представителей, которые могли убеждать аптеки присоединяться к программе, демонстрируя конкретные выгоды от сотрудничества.
4. Создание справочной службы по наличию лекарств в аптеках (агрегатор прайсов аптек)
Потребители часто сталкиваются с трудностями в поиске доступных лекарств по оптимальной цене и в удобной локации. Аптекам, в свою очередь, требуются инструменты для привлечения покупателей и повышения видимости ассортимента.
Однако могу точно сказать, что создание такого агрегатора — задача не из простых. Основные сложности включают отсутствие единого стандарта данных у аптек, что значительно затрудняет интеграцию их систем учёта. Поддержание актуальности данных — ещё одна проблема: цены и наличие товаров постоянно меняются, и их обновление в реальном времени требует сложных технических решений. Кроме того, необходимо строго соблюдать законодательные нормы, включая защиту персональных данных, что добавляет юридическую сложность. Помимо этого, проект требует значительных финансовых вложений и высокой технической экспертизы для интеграции с различными системами и обеспечения стабильной работы платформы.
На российском рынке мы уже успешно реализовали проект Infolek.ru, который стал одним из первых агрегаторов прайсов аптек. Эта система позволяла пользователям искать лекарства по названию, местоположению аптеки или географическому запросу, предоставляя результаты в удобном формате — на карте, в таблице или списке. Платформа также поддерживала функцию бронирования, гарантируя наличие нужного препарата в выбранной аптеке.
На пике популярности в справочной службе участвовало более 12 000 аптек, ежедневно обрабатывалось до 30 000 поисковых запросов, а Infolek.ru стал ведущей системой в регионе. Несмотря на то, что проект уже был реализован в России, не исключено, что аналогичная справочная система может быть внедрена нами и в Казахстане.
5. Верификация CRM-баз (аптеки, ЛПУ, врачи, места работы) крупных Фармкомпаний
Верификация CRM-баз крупных фармацевтических компаний, включающих данные об аптеках, медицинских учреждениях (ЛПУ), врачах и их местах работы, представляет собой сложную задачу из-за частых ошибок и неточностей в этих базах. Даже малейшие расхождения, будь то случайные или преднамеренные искажения данных, могут сильно снизить эффективность работы системы. Это, в свою очередь, ведет к финансовым потерям и ошибкам в планировании визитов, что негативно сказывается на общей эффективности работы компании.
Для решения этой задачи мы разработали инструмент, который позволяет проверять и корректировать такие базы данных. Для этого используется собственное программное обеспечение, которое помогает автоматизировать сбор и анализ данных, проводить проверки через внутренние базы и веб-поиск, а также вручную уточнять информацию с помощью звонков. Этот процесс поддерживается четкими инструкциями и организованной работой команды.
Успешно реализованный на других рынках, этот проект сейчас готовится к запуску в Казахстане. Он позволит фармацевтическим компаниям страны поддерживать точность и актуальность данных в CRM, минимизировать ошибки и значительно сократить затраты, связанные с некорректной информацией. Благодаря этому компании получат возможность лучше планировать визиты, повышать эффективность продаж и достигать значительных успехов на рынке.
На какой стадии находится электронная коммерция в Казахстане? Что нужно изменить и улучшить? Что не хватает отечественному бизнесу для конкурентной работы в интернет? На эти и другие вопросы ответили в сообществе TechnoWomen
Мир цифровых платежей стоит на пороге значительных перемен
Новые горизонты: как томотерапия открывает новые возможности в лечении рака в Казахстане
Mastercard представила новые инициативы в области кибербезопасности
В Алматы с 1 по 3 февраля 2024 года пройдет цифровой форум