Полезные советы от психологов
Быть предпринимателем — это работать без фиксированного графика и выходных. Многие попросту не выдерживают такого ритма. Как справиться со стрессом, эмоциональным выгоранием, перегрузками и быть эффективнее, рассказали психологи.
«Во многих исследованиях, посвященных предпринимательской деятельности, есть тенденция выделять два типа людей, смелых «достигаторов», стремящихся к успеху и тех, кто боится «прогореть», то есть, потерять свои вложения, ресурсы», – рассказывает психолог Райса Байдалиева.
Первый тип считается более мотивированным, с высокой поисковой активностью, более устойчивым к стрессу и перегрузкам. Второй тип – более уязвимым и не совсем эффективным.
«Разумеется, существует тесная взаимосвязь таких важных факторов, как особенности мышления, эмоции и поведение. Но любой человек, предприниматель он или нет, является частью социальных условий, в которых находится. Никто не является сам по себе островком (как хотелось бы думать многим). Люди функционируют во взаимодействии с другими», – говорит психолог.
Рассматривая проблему эмоционального выгорания или перегрузов, вероятно, имеет смысл оценивать и то, насколько человек понимает не только свои потребности, но и потребности тех, с кем он взаимодействует: партнер или тех, на кого ориентирован его бизнес. Здоровая эффективность предпринимателя зависит не только от его эмоциональной устойчивости, но и его психологической компетентности, осознанности того, что он делает и какова цена его успеха.
«Знаю предпринимателей, которые, имея неплохие личностные ресурсы для бизнеса, начинали свой бизнес с друзьями, и прогорали, так как приятельские отношения мешали выстроить здоровые деловые. Или, наоборот: стремясь иметь определенный круг общения, человек начинает строить отношения с теми, с кем внутренне не близок, и начинает испытывать дискомфорт.
И даже реализация желания построить успешный бизнес не приносит удовлетворения и человек начинает испытывать эмоциональную пустоту, которую будет лихорадочно заполнять разными стимуляциями в виде смены обстановки. А если к тому же, он приучает близких относится к себе как к «банкомату на ножках», то в какой-то момент он начинает испытывать разочарование либо в них, либо в себе, так как считает, что его любят только за тот материальный достаток, который он обеспечивает», – сказала Райса Байдалиева.
Поэтому ответ на вопрос: «Как не впасть в депрессию?», нужно искать в тех смыслах, которые важны для человека, в его потребностях. Если потребности простые, например, заработать денег, то депрессия вряд ли грозит человеку, скорее будут проблемы излишнего потребления, которая также часто бывает разрушительной.
В свою очередь, психолог Жибек Жолдасова сказала, что каждый человек, тем более предприниматель, должен понимать, что окружающий мир меняется очень быстро и в нем нужно адаптироваться как можно быстрее. Ведь вперед идет тот, кто быстрее адаптируется к окружающему миру и сам способствует дальнейшим изменениям.
«Согласно своему опыту и просчитывайте свое будущее, смотрите, как меняется мир в вашей сфере деятельности. Причем анализируйте это с точки зрения того, что за последние 100 лет многие профессии канули в лету и стали ненужными за счет научно-технического прогресса и появилось огромное количество новых специальностей и направлений, в которых можно себя реализовать. Всегда нужно держать руку на пульсе и максимально реализовываться в новых направлениях, не бояться осваивать новое и получать знания», – считает психолог
Кроме того, всегда нужно ориентироваться на свой опыт, так как это та часть жизни, которую у вас никто не может забрать.
Если человек-бизнесмен чувствует, что две недели у него подавленное угнетенное состояние, он не справляется с негативными мыслями, уходит в самоедство и постоянно обвиняет себя в том, что происходит, в том, что у него ничего не получается, что он неудачник, в этом случае нужно обратиться к специалисту.
Данная публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и была подготовлена в рамках “Центральноазиатской программы MediaCAMP”, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. MyBusiness.kz несет ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США, или Internews. USAID является ведущим международным агентством развития и выступает катализатором достижения устойчивого развития. Деятельность USAID направлена на продвижение национальной безопасности США и экономического процветания, демонстрирует щедрость американского народа, способствует достижению самообеспеченности и жизнестойкости стран-бенефициаров.
Больше стали обращать внимания на экологичность товаров.
Реальные истории предпринимателей о том, как справиться с синдромом самозванца и найти свое призвание
Лайфхаки для предпринимателей, как вести себя с наглыми клиентами
Компания Coca-Cola на протяжении нескольких лет поддерживает глобальную инициативу «Мир без отходов»
История о том, как городские жители обрели гармонию в экопоселении