Лайфхаки для предпринимателей, как вести себя с наглыми клиентами
«Клиент всегда прав!» – главное правило бизнеса. Но иногда потребитель злоупотребляет своими правами и от этого страдает предприниматель. Что делать в такой ситуации и как бороться с потребительским терроризмом, читайте в материале Mybusiness.kz.
Об опыте поведения с клиентами, которые не правы, рассказали в Ассоциации рестораторов Казахстана. Максимум, что может сделать собственник бизнеса — это вызвать полицию и подать в суд. У предпринимателей нет инструментов для быстрого реагирования на гостей, которые не оплачивают счёт. Обычно от этого страдает персонал, на чью смену выпал инцидент. Все, что остается администратору заведения, включить смекалку и каким-то образом получить оплату сегодня, а не дотягивать до суда и потраченным личным временем.
Прописывая корпоративную культуру для заведений, Ассоциация отдельно выделяет пункты, как вести себя с гостями. В первую очередь нужно не паниковать. Надо вызвать полицию и написать заявление по статье 195 УК РК за причинение ущерба. Практика применения данной нормы закреплена в пункте 17 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 29 июня 2017 года № 6 «О судебной практике по делам о мошенничестве».
Заявление в суд можно подать через egov.kz. Для этого нужно авторизоваться на портале и перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн». После этого необходимо заполнить заявку и подписать ее с помощью ЭЦП (электронной цифровой подписью ТОО или ИП). К заявке прикрепить документы:
Затем нужно заполнить форму данных об истце (для физических или юридических лиц) и форму данных об ответчике, являющемся физическим или юридическим лицом. Форма электронного искового заявления позволяет вводить данные одного или нескольких истцов и ответчиков (физических/юридических лиц).
При подаче искового заявления от юридического лица необходимо авторизоваться под учетной записью физического лица (посредством ИИН), а затем в поле данных об истце заполнить данные юридического лица, выступающего истцом.
Потом надо произвести оплату, перейдя по кнопке «Оплатить» на страницу Платежного шлюза «электронного правительства».
При подаче онлайн-заявления у вас есть возможность мониторинга процесса по отправленному наименованию области, наименованию суда, номеру электронного заявления. Для этого необходимо воспользоваться справочником по судебным делам. Не сложно, но времени уйдёт много.
#Как вести себя с пьяным и неадекватным посетителем?
Пьяный гость вторгается в личное пространство, пытается пробиться на личностный уровень спровоцировать скандал — в этот момент нужно включить профессионализм. Делайте все в рамках своей работы — терпеливо выслушивайте всё, что он говорит, если необходимо — уточняйте. Даже если гость кричит, ругается, не стоит с ним спорить и говорить, что он не прав.
Можно задать вопрос: «Я правильно понимаю, вам нужно именно это…?». Нужно работать с гостем, ломать его стереотип о том, какая должна быть реакция, какое‑то время он будет находиться в состоянии растерянности, и нужно дать ему то, что он хотел получить. Если гость в состоянии алкогольного опьянения, необходимо принять этот факт, и, если нет угрозы здоровью и жизни, общаться с ним, как с обычным гостем. Терпение и спокойствие помогут договориться, и человек может уйти с тем, за чем пришел.
#Несколько фраз для завершения разговора:
«Прошу прощения, мне нужно принимать новый заказ. Если Вы пока ничего не выбрали, с Вашего позволения я пойду. Всего Вам доброго!»;
«Прошу прощения, в настоящее время я занимаюсь подготовкой к проведению учета. У меня инвентаризация товара, у меня мало свободного времени. Скажите, что Вам предложить по меню, я Вам с удовольствием помогу»;
«Прошу прощения, мне нужно собрать и оформить большой заказ на банкет. Заказчики скоро приедут, мне нужно успеть его укомплектовать. Всего Вам доброго, спасибо, что зашли»;
«К сожалению, я всего несколько дней работаю в этом кафе и еще не могу Вам в полном объеме ответить на Ваши вопросы. Можете зайти завтра в любое время, будет другая смена с более опытными официантами»;
«Извините, у меня на телефоне ожидает «Кузет», который ждет моего ответа. Сработала сигнализация. Давайте я быстро обслужу Вас и попрощаюсь, чтобы продолжить беседу с «Кузет».
#Пьяный, но злой. Осторожно, агрессор!
Если рядом есть люди — посетители, нужно увести их в безопасное место или попросить отойти в сторону, а потом немедленно вызывать охрану и полицию. Но нередко пьяный человек в состоянии агрессии распускает руки. Обычно он идет с какой‑то целью, а агрессия уже может зародиться там, во время общения. Чтобы не спровоцировать агрессию, не надо говорить гостю, что он пьян и ведет себя неадекватно, хотя это неоспоримый факт. Необходимо просто узнать, что он хочет.
Нельзя провоцировать пьяного и проверять на «слабо». Бессмысленно пугать полицией или администрацией: пьяного человека это только раззадорит и замотивирует на обострение конфликта.
Ни в коем случае нельзя ссылаться на то, что ты принимаешь другой заказ: это может спровоцировать агрессию пьяного на других людей и драку.
Важно избегать слов-раздражителей: «нет», «не могу», «не буду», «не понимаю», «надоели», «устал(а) от Вас», «имейте совесть». Также не надо играть в панибратство, задавая личные вопросы и давая комментарии, типа: «Что у Вас был сегодня за повод, что отмечаете?», «Дойдете ли Вы до дома?», «Разве можно так напиваться?».
Если же очевидно, что пьяный агрессор действительно опасен, нужно использовать тревожную кнопку без предупреждения. К насилию особенно склонны люди, которые осознают для себя непосредственную угрозу. По возможности, нужно скрытно сделать фото или видео скандалиста на мобильный телефон, чтобы показать полиции. Все камеры в заведении должны работать.
Стычки с гостями кафе происходят на постоянной основе, и это часть работы предпринимателей. Если гость сам виноват —купил не то, что надо, необходимо вежливо извиниться и объяснить что замена может быть только при оплате заказа. Сомнения в качестве надо постараться развеять и предоставить сертификат.
Если вина заведения — поменять блюда или вернуть деньги с извинениями.
#Что говорит закон
В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» рассказали, как регулируются отношения между потребителями и продавцами. Отношения между продавцами (исполнителями, изготовителями) и потребителями в Казахстане регулируются, в основном, Гражданским кодексом РК и Законом РК «О защите прав потребителей». «Закон РК «О защите прав потребителей» по большей части освещает права потребителей и обязанности предпринимателя (продавцов, исполнителей, изготовителей). Правам предпринимателя посвящены лишь некоторые нормы закона, зачастую они затрагиваются косвенно. Ввиду этого, чтобы быть уверенным в своей правоте, субъект бизнеса при осуществлении предпринимательской деятельности обязан следовать требованиям действующего законодательства», — объяснили в НПП.
Так, например, продавец не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя. Перечень таких условий подробно указан в пункте 2 статьи 8-1 Закона РК «О защите прав потребителей». Субъект бизнеса также должен обеспечить, помимо прочего, безопасность, свободный выбор, надлежащее качество товара, а также представление о нем информации на государственном и русском языках. Продавец также не может препятствовать проведению потребителем фото- и видеосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
«Исполнение указанных в законе требований также способствует как добросовестному ведению предпринимательской деятельности, так и минимизации рисков при предъявлении требований со стороны потребителя», — отметили в палате предпринимателей. Если субъекту бизнеса все же поступила претензия, то необходимо с ней подробно ознакомиться. При этом, следует иметь в виду, что претензия может быть вручена как лично, так и отправлена по почте или на адрес электронной почты предпринимателя.
«В связи с чем крайне рекомендуется на постоянной основе осуществлять мониторинг электронных почт и своевременно реагировать на поступающие письма от потребителей, поскольку пропуск установленного законами срока рассмотрения претензии или выполнения обоснованных и законных требований потребителя является основанием для выплаты потребителю неустойки (штрафа, пени) в размере не менее 1% от стоимости товара за каждый день просрочки со дня предъявления претензии до дня удовлетворения требований, если иное не установлено договором, законами Республики Казахстан», — сказали в НПП.
#Как быть, если претензии предъявляет представитель клиента
Бывают также случаи, когда претензии предъявляются не самим потребителем, а его представителем. В данном случае также следует проверить наличие полномочий поверенного на представление интересов потребителя в рамках урегулирования потребительских споров (например, доверенность или для адвокатов – уведомление о защите (представительстве) и так далее.
Предприниматель также должен удостовериться, что покупатель предъявил претензию в сроки, установленные законом. Так, закон РК «О защите прав потребителей» предусматривает, что потребитель вправе предъявить требования (например, соразмерное уменьшение покупной цены, замена на товар аналогичной марки и так далее) относительно товара ненадлежащего качества при условии, что они обнаружены в сроки, установленные законом.
«Например, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец (изготовитель) несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В случае же, если этот срок пропущен, либо потребитель не может доказать возникновение недостатка в товаре до его передачи, субъект бизнеса ответственность нести не будет», — объяснили в НПП.
#В каких случаях предприниматель решает, что клиент не прав?
Также, законом РК «О защите прав потребителей» предусматриваются случаи, когда продавец может самостоятельно определять, удовлетворять требование клиента или нет. Например, в аптеке фармацевт имеет полное право отказать в обмене или возврате проданных лекарственных средств или медицинских изделий, даже если сохранены их товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки и квитанция (чек). Также продавец не обязан осуществлять обмен или возврат таких непродовольственных товаров как нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары и сотовые телефоны (смартфоны). При этом данные положения касаются тех случаев, когда указанные товары надлежащего качества.
Иные непродовольственные товары надлежащего качества могут быть возвращены или в отношении них может быть произведен обмен в течение четырнадцати дней с момента их передачи потребителю, если иной срок не установлен договором. В случае, если осуществляется обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, то предприниматель должен убедиться, что он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара.
Также следует иметь в виду, что при принятии товара обратно (например, в случае проведения экспертизы, обмена или возврата), рекомендуется составлять акт приема-передачи с привлечением потребителя и свидетелей, и указанием в акте приема-передачи состояния товара, в целях избежания возможных споров относительно состояния товара и соблюдения требований закона сторонами при его возврате потребителем и приеме обратно продавцом. Следующий момент, на который стоит обратить внимание, это – наличие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара у продавца, к которому предъявлена претензия. В случае отсутствия такого документа у потребителя, бремя доказывания факта покупки товара именно у данного продавца возлагается на потребителя (допускается ссылаться на свидетельские показания, а также документы и другие средства доказывания, в том числе фото- и (или) видеофиксацию, в подтверждение факта приобретения товара).
#Куда еще может обратиться предприниматель?
Бывают ситуации, когда уполномоченный орган на основании обращения потребителя проводит в отношении субъекта предпринимательства внеплановую проверку или профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля. Если предприниматель полагает, что нарушаются его права и законные интересы, он может обратиться в региональную палату предпринимателей в целях получения консультации относительно сложившейся ситуации. Представители палат предпринимателей могут представлять как интересы субъектов бизнеса, так и организовать проведение переговоров с заинтересованными сторонами в целях мирного урегулирования споров.
Также в каждом регионе страны действуют мобильные группы, в состав которых входят представители палат предпринимателей и прокуратуры. Задача таких групп оперативно реагировать на сигналы субъектов предпринимательства о нарушении их прав и препятствовании законной предпринимательской деятельности. Мобильные группы могут выезжать на место события, где по предварительной информации нарушаются права предпринимателей, и принимать в рамках компетенции соответствующие меры. Таким образом, предприниматели по каждой претензии потребителя должны осуществлять их анализ и стараться урегулировать ситуацию мирным путем.
#И напоследок
Все же, какая бы ситуация не наступила, обе стороны (и продавец, и потребитель) должны помнить о необходимости соблюдения добросовестности, разумности и справедливости при осуществлении своих действий, установленные Гражданским кодексом РК. Если покупатель предъявляет необоснованные требования, которые не подтверждаются соответствующими доказательствами (фактами), или предъявляет требования в нарушение установленных сроков продавец может отказать в их удовлетворении, разъяснив причины такого отказа.
Данная публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и была подготовлена в рамках “Центральноазиатской программы MediaCAMP”, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. MyBusiness.kz несет ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США, или Internews. USAID является ведущим международным агентством развития и выступает катализатором достижения устойчивого развития. Деятельность USAID направлена на продвижение национальной безопасности США и экономического процветания, демонстрирует щедрость американского народа, способствует достижению самообеспеченности и жизнестойкости стран-бенефициаров.
Компания Coca-Cola на протяжении нескольких лет поддерживает глобальную инициативу «Мир без отходов»
История о том, как городские жители обрели гармонию в экопоселении
Полезные советы предпринимателям для более эффективной работы команды