Владелица садового центра «Лукоморье» рассказала о своей бизнес-истории от ритейла до эко продуктов
Мало кто из нас задумывается, откуда берутся красивые цветы и деревья рядом с теми или иным заведениями – ресторанами, торговыми центрами, магазинами. Чаще всего мы считаем, что они выросли там сами по себе. Но это далеко не так. Всю живую «зеленую красоту», как правило, создают ландшафтные дизайнеры, которые покупают растения в питомниках и садовых центрах. Мы поговорили с создателем такого питомника – «Лукоморье» Зариной Самигуллиной о нюансах бизнеса, трудностях и планах.
О бизнесе
Наш садовый центр «Лукоморье» занимается выращиванием и реализацией деревьев, кустарников и цветов, которые абсолютно конкурентоспособны как в Казахстане, так и за его пределами. Это первый отечественный питомник, который может поставлять на рынок уникальные саженцы-крупномеры.
Много лет различные компании практиковали поставку посадочного материала из-за границы. Но это не всегда лучшее решение. Ведь, куда удобнее выбирать посадочный материал не по фотографиям в интернете или каталогам, а прийти, пощупать растения, рассмотреть все своими глазами.
Мы открылись 19 мая 2017 года. Наш садовый центр является членом ассоциации озеленения Казахстана и сотрудничает со многими крупными компаниями.
Путь к своему делу
Все началось с тепличного комплекса, который создал мой супруг Роман, где мы выращиваем экологически чистые салаты и пряные травы в горшочках GreenEco. Это высокотехнологичный тепличный комплекс, в котором собраны технологии из разных стран.
Вторым посылом стал участок, для озеленения которого мы приобрели растения из Европы, так как многих сортов и размеров у нас на рынке было не найти. И тогда я стала интересоваться возможностями и ресурсами казахстанского рынка садовых растений.
Если бы 10 лет назад мне сказали, что я буду заниматься питомниководством и растениеводством, я бы не поверила. Порой жизнь нам преподносит интересные сюрпризы и ставит не стандартные задачи… я в этом случае стала прислушиваться к посылам судьбы, не отвергать то, что мне дается, пробовать новое и поняла, что тем самым выполняю свое предназначение. И мне это очень даже нравится.
Наблюдая и вдохновляясь проектами своего супруга – ладшафтного архитектора, мне стала близка и интересна сфера экологии и зеленой индустрии.
Самое большое вдохновение я получила, когда посетила питомник растений и затем магазин для сада в Германии. Там было столько всего креативного и стильного, о чем мы даже и мечтать не могли, что я сразу захотела сделать что-то подобное в своем городе Алматы.
О прошлом
Порядка 20 лет моя деятельность была связана с рынком ритейла и торгово-развлекательных центров. Моя карьера началась с консалтинговой компании Colliers International, затем я была приглашена на должность директора департамента по аренде сети торгово-развлекательных центров MEGA, где проработала 15 лет и получила колоссальный опыт в сфере управления, создания масштабных проектов, привлечения международных брендов, и управления продажами.
В общей сложности, за время моей работы в компании было построено, сдано и запущено 7 торгово-развлекательных центров Mega по Казахстану, это порядка 600 000 кв.м. недвижимости.
О мотивации
Для меня тема создания экологичных проектов особо интересна, и я вижу в этом огромный потенциал и внутреннюю потребность. Здесь я по-женски и профессионально заряжаюсь. Тем более сейчас, когда весь мир нацелен на сохранение экологии и здорового образа жизни, я чувствую огромный энергетический ресурс и желание создавать проекты, нацеленные на улучшение качества жизни людей и эко среды в целом.
Каждый день к нам на питомник приезжает большое количество людей, семей, любителей и ценителей растениеводства, и так приятно видеть восторженные лица, когда они находят нужные им сорта растений и просто получают эстетическое удовольствие от общения с природой. Хочется придумывать для них что-то еще вдохновляющее.
Первоначальный капитал
Средства были накоплены за долгие годы работы, и я открывала свой первый проект без каких-либо займов и кредитов. Был примитивный вариант – купить квартиру и сдавать в аренду, ну и тот который выбрала я.
О трудностях и их преодолении
Начиналось все красиво, мы наняли людей (8-10 человек: управляющий, агроном, продавцы, рабочие), закупили большое количество растений, провели шикарное открытие, куда были приглашены ведущие озеленители Казахстана, садоводы любители и известные блогеры. Мы даже закупили оборудование для создания магазина сопутствующих товаров… и тут мы начали сталкиваться с рядом проблем...
Так как садовый центр и питомники на тот момент был для меня совершенно новым, незнакомым рынком, и я полностью была погружена в свою основную деятельность, я решила довериться опытному сотруднику и дала ему полный карт бланш.
И только спустя полгода я поняла какую ошибку совершила, когда не стала досконально вникать во все вопросы, положившись на опыт другого человека. Самым большим провалом оказался неправильно подобранный ассортимент растений для очередной поставки. Посадочный материал оказался сложным в уходе (а из-за этого не столь популярен у ландшафтников, а значит с очень низким спросом), кроме того, все материалы закуплены по завышенной цене, что в итоге отразилось на доходах компании.
Можно сказать, это вылилось в огромные убытки, которые мы так и не восстановили. После такого провала я сделала для себя несколько выводов. Во-первых, руководитель должен всегда вникать во все процессы своей компании, разбираться во всех тонкостях, чтобы вовремя распознать угрозы и реагировать.
Во-вторых, правило «доверяй, но проверяй» никто не отменял. Даже самые профессиональные сотрудники допускают ошибки (от усталости, по личным обстоятельствам, человеческий фактор) и задача руководителя всегда держать руку на пульсе, чтобы вся команда работала как слаженный механизм на пользу и развитие компании.
Также, большую роль в окупаемости вложений сыграла сезонность данной деятельности и многие другие нюансы.
Поэтому передо мной встал выбор, либо закрывать начатое дело, либо полностью погрузиться в создание собственной империи и идти к намеченным целям. В феврале этого года выбор был сделан… и в дальнейшем продвижении мне помогла программа, о которой я узнала от моего любимого арендатора Инны Апенко, владелицы Мимиокири – Umay Boost, о которой я расскажу немного позже
Что сегодня?
Сейчас наша команда состоит из 15 человек и продолжает расти. Директор, агроном и помощник агронома, бухгалтер, юрист, ландшафтный дизайнер флорист, рабочие, водитель.
Садовый центр «Лукоморье» занимает небольшую часть всего комплекса, порядка 1 га, расположен на одной территории с тепличным комплексом GreenEco. Здесь же планируется развитие следующих эко проектов. Сегодня я сама возглавляю компанию, мы выстраиваем процессы, поднимаем продажи и строим планы.
Мы оказываем услуги не только по продаже растений, но делаем проекты под ключ, начиная от проекта любой сложности и размера, до посадки растений в изготовленные нами же кашпо. Очень успешно работаем с ресторанами по озеленению летних площадок, с частными домами, выращиваем растения под заказ.
Чего нам сейчас не хватает – это небольшого магазина-студии в городе. Это тоже один из ресурсов для развития.
Антикризисные меры и борьба за выживание
Недавние события с вирусом и очередной волной кризиса, конечно же, не обошли и сферу сельского хозяйства и растениеводства. Все садовые центры столкнулись с проблемами доставки растений и садового материала из Европы, когда были остановлены любые сообщения, а ведь это живой товар, где присутствует такое понятие, как «агротехнические сроки», когда нужно вовремя посадить растения и оказать должный уход и тому подобное. Не говоря уже об остановке продаж, ведь весна это начало ограниченного временем сезона продаж.
Нас спасло только то, что мы находимся в области и все работники живут неподалеку, соответственно мы не останавливали работы по уходу за растениями, и, следовательно, не уволили и не отправили в вынужденный отпуск ни одного человека, напротив, мы даже приняли на работу новых сотрудников. Например, в наш тепличный комплекс GreenEco пришли парикмахеры, временно потерявшие возможность заниматься своей основной деятельностью и стали сборщиками салатов.
Я как раз вернулась с первого модуля проекта Umay Boost, вдохновленная и заряженная новыми знаниями, и полностью поменяла концепцию нашего садового центра. Действительно, в любой проблеме можно увидеть массу ресурсов и все события, произошедшие буквально за один месяц, натолкнули меня на массу идей и озарений!
Мы оперативно возвели теплицу для зимнего выращивания и теперь мы не будем зависеть от сезонности данной сферы, а также, собственное производство избавляет нас от рисков отсутствия материала и, соответственно, остановки продаж. Ситуация с полной изоляцией и практически блокадой, дала мне четкое понимание, что сейчас надо вкладываться и развивать сельское хозяйство, так как последнее на чем люди станут экономить это продукты питания.
Я провела небольшой анализ рынка и опрос среди сетей супермаркетов, и приняла решение строить новый тепличный комплекс для выращивания ягод, а также, мы начали разработку концепции собственных салат баров и в скором времени планируем запуск очередного эко проекта.
О проекте Umay Bost
Первая причина принять участие в программе – это конечно большое желание получить новые знания для управления своим бизнесом. Время не стоит на месте, каждый день появляются новые технологии, придумываются «фишки» для привлечения клиентов. Чтобы быть успешной в бизнесе – надо идти в ногу со временем, держать руку на пульсе.
У меня грандиозные планы вывести свою компанию на еще больший оборот, увеличить прибыль и создать трендовые полезные казахстанские бренды. Новые знания помогут мне найти те самые «фишки», чтобы отличаться от конкурентов. Стать «номер один» среди питомников и садовых центров Казахстана.
Вторая причина – это, безусловно, люди! Возможность познакомиться с новыми интересными людьми для личного и профессионального роста, общение в среде единомышленников, предпринимателей, людей готовых расти и развиваться – прекрасный шанс для получения новых знаний и обмена опытом!
Третья причина – это моя личная неуемная жажда знаний, тяга к новому. Неугомонный характер каждый день меня двигает вперед к новым свершениям, победам. Очень люблю учиться, постигать что-то новое. Этим новым и является для меня бизнес «Садовый центр – «Лукоморье».
Много лет работая в сфере торгово-развлекательных центров я решила сменить деятельность и попробовать что-то совершенно новое. Этим новым – стали садовый центр и несколько новых эко проектов. Новые знания в области озеленения, агрономии, маркетинга и управления питомником, особенности сезонности и много-много другое. Но это только начало пути, я открыта к новым знаниям и победам!
Зарина Самигуллина, родилась 2 марта 1977 года в г. Алматы
Образование: высшее языковое. Магистр делового администрирования в сфере корпоративного бизнеса.
Вид бизнеса: ритейл, девелопмент, питомниководство, сельское хозяйство
Семейное положение: замужем, двое сыновей Даниэль и Давид
Любимая книга: Монах, который продал свой феррари (Робин Шарма)
Любимый фильм: Куда приводят мечты, Дивергент
Любимая фраза: «Нет пути к счастью, счастье – это сам путь»
Umay Boost – трансформационная обучающая программа для женщин-предпринимателей, направленная на повышение уровня бизнес-знаний, навыков и видения.
Проект организован нетворкинг-бюро Pipl и частным фондом MamaSpace, реализуется в Казахстане при поддержке компании Шеврон и носит социальный характер.
Молодой дизайнер поделилась своей историей успеха и рассказала о проблемах отечественной fashion-индустрии
Бизнес-консультант рассказала, почему нельзя игнорировать стратегический маркетинг в бизнесе
Владелица магазинов косметики Lux K Сosmetics Жулдыз Сатылганова рассказала о своих принципах в бизнесе
Предприниматель Нуржан Уразалиев рассказал о том, как любимое хобби привело его в бизнес
Владелица The Face поделилась историей создания собственного бизнеса