Бизнес-консультант рассказала, почему нельзя игнорировать стратегический маркетинг в бизнесе
Многие предприниматели мечтают построить компанию, которая переживет их и останется в истории на века. Кто-то рассчитывает стабильно работать хотя бы несколько лет. Для этого часто нужно видеть не на день и даже не на год вперед, ставя перед собой долгосрочные цели по развитию. Этим навыкам посвящен второй модуль в программе «Umay Boost» для женщин-предпринимателей, который ведет Индира Ильясова. В интервью MyBusiness.kz она рассказала о том, почему стратегическое планирование и маркетинг важны в любом бизнесе.
- Расскажите, пожалуйста, какие именно знания вы даете слушателям – это теоретические знания о том, что такое стратегический маркетинг, его традиционные понятия или это какая-то особенная, адаптированная к казахстанской реальности информация?
На программе я веду практикум «Стратегическое планирование» специально разработанный мною для собственников бизнеса и топ-менеджеров (лиц принимающих решения и берущих на себя риски). Конечно, в основе практикума я положила классические универсальные методики и инструменты анализа (это must have для того, чтобы стратегически мыслить), но в тоже время – стратегическое планирование – это взгляд на бизнес как часть окружения, про уникальность, про быструю реакцию на окружение, учитывая культурный код и т.д.
Зачастую кейсы, примеры и даже тренды, о которых говорят профессора или гуру успешного бизнеса так и остаются просто примерами из книг. И не потому что некому их применять или нет знаний у специалистов. Даже российские коллеги, иногда не учитывая нашу ментальность, сложившуюся культуру, пытаясь насадить какие-либо инструменты, скрипты и алгоритмы, терпят поражение. Я даю свою программу, адаптированную именно для первых лиц, так как стратегическое планирование – это их компетенция, ее невозможно делегировать полностью, даже крутому консультанту.
Ключевое отличие: я показываю системную работу над стратегией, почему именно с этого нужно начать, почему нельзя игнорировать определенные процессы и информацию, как учитывать и адаптировать реалии в свою бизнес-модель, как ее менять и улучшать.
- Скажите, есть общая теория маркетинга, которая в принципе применима ко всем странам Запада (Европа, США). Насколько эта теория и эти методы в чистом виде работают на пространстве СНГ? Есть ли какие-то отличия в методах продаж, подходах, восприятии казахстанского потребителя на практике – или все-таки все покупатели во всем мире одинаковы? И способ продаж по сути повсюду един? Например, реклама, которая на 150% сработает в России, не всегда будет успешна в Казахстане – и наоборот.
Очень хороший вопрос. Невозможно стать маркетологом, а тем более со стратегическим мышлением (а это будет топ-компетенцией на рынке) без понимания всей картины, как это работает. А это и поведение потребителей, и управление их ожиданием и как работают коммуникации на разных уровнях, методики и чистота исследований и т.д. Как раз таки маркетолог, обучившийся на попсовых курсах и будет давать попсовые решения.
Стратегическое мышление – это про поиск уникальности, про то, чтобы не делать то, что делают все другие. Про то, как защитить от копирования свои уникальные компетенции и как сделать устойчивым этот отрыв от конкурентов. Масштабирование, в том числе и продаж – это здорово, но своего, уникального продукта. Более того, масштабирование само по себе может быть уникальным. Все для всех здесь точно не поможет. Продавать типичный продукт и жесточайше конкурировать за цену – это тяжелый, рисковый путь. Что в России, на Западе, то и в Казахстане – хорошая реклама обязательно сработает, если маркетинг хороший – учитывает контекст и контент, откликается у целевой аудитории. А значит была проделана грамотная работа по исследованию рынка, особенно клиентуры, ее культурных отличий, реакции, запросов.
- Какие современные тренды сейчас актуальны в сфере маркетинга? Какие виды маркетинга наиболее востребованы, более эффективны? Например, digital или персональный бренд?
Системность – самый востребованный навык. Понимание как вести соцсети или сделать бюджетно сайт, коммуницировать как личный бренд – это всегда помогает. Но достижение целей бизнеса обеспечивает системность подхода. Это когда все взаимосвязано, картина бизнеса плавно вписывается в общую картину сообщества.
- Как вы думаете, будет ли когда-нибудь онлайн маркетинг доминировать над офлайн маркетингом (объем продаж онлайн будет больше, чем объем продаж офлайн)? Какие онлайн каналы продаж сейчас наиболее эффективны?
Я не верю в господство онлайн во всех сферах. Опять таки зависит от культуры, демографии, сложности продукта и отрасли. В мегаполисе от людей устаешь, появляется интровертность как общий тренд. У нас же в крови – свободное общение, смена обстановки, тяга к социализации, поиск поддерживающего, развивающего окружения. Групповая динамика все-таки сильнее офлайн. Поэтому я за онлайн масштабирование простых, популярных продуктов, облегчающих нашу жизнь и за комбинацию онлайн плюс офлайн по более сложным областям и продуктам.
- Существуют ли сложные для продаж продукты/услуги и не сложные? Я часто слышу от предпринимателей жалобы, что вот мол, у нас сложный продукт, его сложно продавать, его сложно объяснить людям и т.д.
Да, существуют. Но часто путают понятия сложный продукт и плохой продукт. На управленческой должности в бизнесе, очень часто мне пытались продать плохие продукты, говоря, что я недопонимаю, как он мне поможет. А зачем мне понимать? Я справляюсь ведь какими-то другими средствами. Они работают, зачем мне тратить время и деньги на изучение нового продукта и потом это еще и может не сработать. Это не моя задача, как потребителя. А вот доказать, что ваш продукт более эффективен, чем то, что я использую сейчас, причем учитывая время на формирование нового опыта, это уже задача маркетолога. Есть методики, механизмы – изучайте, тестируйте и внедряйте.
- Как найти хорошего маркетолога (это головная боль многих предпринимателей)? Где его искать? На что именно обратить внимание при его выборе? Образование, опыт работы, количество успешных кампаний, отзывы бывших работодателей?
Если есть возможность, конечно, лучше привлечь профессионала. Потому что профессионал знает, что маркетинг – это не просто освоить рекламные бюджеты и растить продажи с помощью рекламы. Он как раз дает предложения, как улучшить продукт, бизнес-модель. А может вообще создать новый продукт, изменить бизнес-модель на более эффективную и высокомаржинальную.
Если бюджет ограничен, то держать профессионала в штате – затратно. Тогда, как пример, мы, совместно с собственником, разрабатываем стратегический план, который включает стратегические цели, маркетинговые стратегии и систему сбалансированных показателей, откуда выводятся цели для команды, включая маркетолога в штате или на аутсорсе. Параллельно можно растить своего штатного маркетолога под контролем профессионала (раз в квартал/месяц сверяться по целевым индикаторам, вносить корректировки).
- Насколько эффективность маркетинга зависит от бюджета на маркетинг? Правда ли, что чем больше бюджет – тем эффективнее продажи? Что же все-таки самое главное в маркетинге – профессиональный маркетолог, очень качественный продукт, низкая цена продукта, широкая аудитория, большой бюджет на маркетинг или что-то другое?
Конечно связь между бюджетом маркетинга и продажами очевидна, но есть реальные примеры, когда бюджет сливается, причем очевидно. Когда идут по рекламе, разочаровываются и покупают у ближайшего конкурента, например. Также часто вижу, как рекламируют продукт, люди идут в интернет почитать больше о продукте и покупают у конкурента, потому что их сайт информативнее и удобнее, а еще потому, что он хорошо поработал над семантическим ядром, например.
Я бы поставила упор на продукт и маркетинг – две решающие составляющие. Если продукт слабый, вы будете очень много и постоянно тратить на маркетинг, а это утяжеляет затраты и в конечном итоге конкурент с более сильным продуктом выиграет. Если же маркетинг слабый, ваш хороший продукт может так и не найти признание широкой/нужной аудитории.
- Какое главное правило существует в маркетинге, который должен запомнить любой предприниматель и следовать ему неустанно, чтобы его объем продаж товаров/услуг неуклонно рос?
Мыслить out of box (мыслить вне «коробки» (дословный перевод устойчивого термина thinking out of box)). Это про стратегическое мышление, мой девиз, который я применяю и в работе, и в личной жизни, учу этому детей. Когда не варишься внутри проблемы, конфликта, а поднимаешься над ситуацией, обозреваешь всю картину целиком, со стороны, холодным взглядом. Тогда и горизонт обзора расширяется, ты уже видишь не просто свою компанию целиком, но и ее место в среде.
Индира Ильясова, сфера компетенций – «Стратегический маркетинг и менеджмент, антикризисный менеджмент, Бизнес-лектор»
Более 20 лет опыта в науке и в бизнесе, более 12 отраслей, международное профильное бизнес образование Master in Marketing, Durham University, Великобритания.
Umay Boost – трансформационная обучающая программа для женщин-предпринимателей, направленная на повышение уровня бизнес-знаний, навыков и видения.
Проект организован нетворкинг-бюро Pipl и частным фондом MamaSpace, реализуется в Казахстане при поддержке компании Шеврон и носит социальный характер.
Владелица магазинов косметики Lux K Сosmetics Жулдыз Сатылганова рассказала о своих принципах в бизнесе
Предприниматель Нуржан Уразалиев рассказал о том, как любимое хобби привело его в бизнес
Владелица The Face поделилась историей создания собственного бизнеса
Предприниматель рассказала о развитии своего швейного бизнеса и общих трудностях казахстанской легкой промышленности
Несколько лайфхаков о том, как продолжать зарабатывать даже в карантин