Молодой дизайнер поделилась своей историей успеха и рассказала о проблемах отечественной fashion-индустрии
Создавать дизайн одежды для нестандартных женщин, проживать их истории и ощущать потребности – именно таким принципам следует в своей работе основатель дизайнерского ателье и бренда Фариза Султан. Она является участницей обучающей программы Umay Boost для женщин-предпринимателей, которая реализуется в Казахстане при поддержке компании Шеврон.
– Как вы пришли к идее открытия своего дела?
– Желание стать дизайнером одежды пришло ко мне еще в средней школе. Закончив Международный институт моды, дизайна и маркетинга Polimoda, расположенный во Флоренции, я вернулась на родину для того, чтобы внести вклад в развитие модной индустрии Казахстана.
– Где вы нашли первоначальный капитал для открытия бизнеса?
– Вернувшись в Нур-Султан в 2009 году, я обнаружила отсутствие мест для трудоустройства в качестве дизайнера одежды. К сожалению, тогда эта профессия не была популярна и значима, а fashion-индустрия находилась в зародыше. Я устроилась на работу в ТРЦ «Сарыарка» на должность графического дизайнера. Там познакомилась с работой в коллективе, а также накопила денег для своей первой коллекции.
Мне не хотелось быть обузой для своих родителей. Плюс ко всему, мой отец, будучи достаточно прагматичным человеком, не хотел пускать деньги на ветер, в авантюры он никогда не лез, даже ради своей дочери.
Через девять месяцев, накопив определенную сумму из отложенной зарплаты, я решила уволиться и создать дизайн своей первой коллекции на продажу. Гарантии на коммерческий успех не было, я уходила в неопределенность, рискуя попасть в никуда.
За несколько бессонных, но творческих ночей я нарисовала эскизы. Мне была нужна хоть какая-то весточка надежды. Имея студенческий опыт участия в конкурсах, я стала искать выставки модной индустрии в Астане, и к большой радости, нашла. В то время известный стилист Арина Кеян организовывала фестивали для молодых дизайнеров за совершенно символическую цену. Сотрудничество давало возможность сделать показ с дальнейшим участием в самой крупной выставке города, посвященной модной индустрии, на которой выставлялись дизайнеры и производители легкой промышленности Казахстана и СНГ. Выставка проходила в ВЦ «Корме».
Я познакомилась с Ариной, ей понравилось мое портфолио и эскизы будущей коллекции. Моему счастью не было предела, когда она утвердила меня на участие в фестивале. После встречи с Ариной я поехала на рынок, купила швейную машинку, оверлок, ткани и фурнитуру, за две недели отшив коллекцию.
Участие в фестивале дало мне первых клиентов, первый контракт по изготовлению дизайна, первого работника, а также первую прибыль. Доказав на деле, что мои идеи имеют спрос, а намерения серьезны, я заслужила доверие первого инвестора в лице моего отца, чье финансирование помогло открыть и оборудовать студию. Данные инвестиции, кстати, тоже оправдались.
– С чего начинали работу, какие были трудности?
– Я начинала свою работу на дому, самостоятельно, примерки происходили на территории клиентов.
К моему большому сожалению, в Казахстане очень сложно что-то придумывать и производить. Проблем в легкой промышленности очень много: слабая образовательная школа по подготовке специалистов швейного дела, отсутствие отечественного сырья, высокая стоимость коммерческих помещений, неготовность байеров в Казахстане выкупать коллекции отечественных дизайнеров, нехватка эффективной поддержки дизайнерских брендов на законодательном и государственном уровне, сильная зависимость от курса валют – ведь импортируется абсолютно все – от нитки до иголки! Fashion-бизнес в Казахстане, как правило, предоставлен сам себе.
– Какой ваша компания стала в настоящем времени?
– На данный момент у нас работают 5 специалистов. До пандемии мы вели обучение еще 5 молодых кадров с последующим трудоустройством. Кроме того, мы производим на аутсорсинге.
– Как вы справляетесь с кризисом?
– После объявления жесткого карантина заказы, находившиеся в процессе работы, оказались не завершены, а новые принимать стало невозможно. Дистанционный пошив изделий мы применить не смогли, это лишило бы их должного качества.
Сейчас мы очень благодарны нашим клиентам, которые поддержали нас в этот сложный период. Впервые за всю историю деятельности мы сорвали сроки сдачи. Несмотря на общую неопределенность, никто не отменил свой заказ. Благодаря финансовой подушке и пособиям мы продержались во время застоя. После выхода из карантина заказы начали снова поступать. Самое важное – мы ощутили ценность репутационного капитала и доверия клиентов!
Я пришла к выводу, что в кризис мы будем оптимизировать расходы, убирать ненужные проекты, а также разрабатывать новую бизнес-стратегию.
– Сократили ли вы штат и как планируете свою деятельность в ближайшие три месяца?
– Мы никого не увольняли. К сожалению, пару человек не смогли продолжать работать, так как находятся в группе риска. В течение трех месяцев мы планируем активный найм стрессоустойчивых кадров.
– Что вас мотивирует и заставляет заниматься этим делом изо дня в день?
– Я очень люблю свою профессию за то, что она дает разносторонний опыт. Каждый день ты делаешь что-то новое. Ты созидаешь, визуализируешь и предпринимаешь. Твое творчество приносит радость и пользу твоим клиентам. Ты делаешь их не только красивыми, уверенными в себе, а еще создаешь стиль жизни, работаешь над развитием культуры осознанного потребления. Меня воодушевляет создавать дизайн для настоящих женщин, с реальными формами, заботами и историями. Я никогда не вдохновлялась моделями 90*60*90.
– Для чего вы пришли на проект Umay Boost?
– Я считаю, что каждый предприниматель должен развиваться и обучаться, чтобы генерировать идеи, заряжать себя и команду. Со временем наступает некий расфокус, зацикливание на бытовых процессах, замыливание взгляда. Иногда ты застреваешь в своей парадигме, забывая о том, кто такой предприимчивый человек. В UMAY BOOST я пришла для перезагрузки, как себя, так и своего бизнеса.
– Что вам дал первый модуль Umay Boost? Какие из полученных инструментов планируете применить?
– Первый модуль программы дал мне окунуться в себя, не обесценивая свой опыт. Произошло обнуление. Сошло на нет все, что мешало. Я максимально подготовилась к полной трансформации и масштабированию своего бизнес-сознания. А еще я нашла невероятную поддержку со стороны «умаек». Качество людей и тренеров на проекте восхищает! Я очень благодарна Вселенной, что наш поток случился во время пандемии. Это во многом помогло перестроиться и избежать всеобщей паники в столь турбулентное время.
Umay Boost – трансформационная обучающая программа для женщин-предпринимателей, направленная на повышение уровня бизнес-знаний, навыков и видения.
Проект организован нетворкинг-бюро Pipl и частным фондом MamaSpace, реализуется в Казахстане при поддержке компании Шеврон и носит социальный характер.
Бизнес-консультант рассказала, почему нельзя игнорировать стратегический маркетинг в бизнесе
Владелица магазинов косметики Lux K Сosmetics Жулдыз Сатылганова рассказала о своих принципах в бизнесе
Предприниматель Нуржан Уразалиев рассказал о том, как любимое хобби привело его в бизнес
Владелица The Face поделилась историей создания собственного бизнеса
Предприниматель рассказала о развитии своего швейного бизнеса и общих трудностях казахстанской легкой промышленности