Нургуль Ульжекова — директор общественного фонда «Мир равных возможностей», мать троих детей. За шесть лет существования фонда создана сеть бесплатных инклюзивных и адаптивных спортивных секций почти во всех городах Казахстана.
Благодаря Нургуль Ульжековой в закон о спорте и в спортивный госзаказ для детей внесены изменения. Героиня делится, что «зигзаги» жизни подводят ее к необходимости развития в самых различных направлениях. В настоящее время она получает уже четвертое образование в Московском педагогическом университете.
— Расскажите немного о вашей деятельности? С чего начинали и почему решили создать общество родителей детей с инвалидностью?
Геодезия и архитектура стали моими стартовыми точками в карьере архитектора до моего первого декрета. А магистром и аспирантом по адаптивной физической культуре я уже стала благодаря сыну. В 2008 году родились мои первые дети — двойняшки, сын и дочь. Сыну поставили диагноз ДЦП.С этого момента началась новая страница нашей жизни — жизнь родителей «особенного ребенка».
По мере взросления сына я стала чаще сталкиваться с дискриминацией в отношении прав таких детей и нехваткой государственных мер социальной реабилитации людей с инвалидностью. Тогда и возникла идея объединить родителей, воспитывающих детей с инвалидностью. Я думаю, каждый хотел бы жить в мире, где вне зависимости от социального статуса, у всех людей были бы равные права и возможности для самореализации и повышения качества собственной жизни.
В 2016 году появился «Мир равных возможностей» — так мы назвали наш фонд. Наша миссия — содействие социализации и развитию детей и молодежи, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, через занятия адаптивной физкультурой и спортом, то есть содействие развитию инклюзивного общества.
— Каково это, открыть спортивную секцию для детей с инвалидностью? Как вы считаете, готов ли Казахстан к созданию равных условий для всех?
— Для людей с инвалидностью всех возрастов регулярная физическая активность, занятия спортом помогают бороться с вторичными осложнениями здоровья, улучшая не только физическое, но и психическое состояние, снижается риск инвалидизации. Это факт, но к сожалению, в Казахстане преобладает медицинская модель реабилитации людей с инвалидностью, тогда как в развитых странах давно внедрена социальная модель реабилитации и абилитации, охватывающая все сферы жизнедеятельности человека с инвалидностью.
Двери спортивных секций дворцов школьников, дворовых клубов оказались закрытыми для детей с инвалидностью, так как тренеры отказываются брать таких детей в секцию по причине нехватки опыта и знаний о работе с «особыми» детьми. Даже уроки физкультуры в общеобразовательных школах, где якобы есть инклюзивное образование, недоступны для школьников с инвалидностью. Учителя физкультуры либо требуют от родителей справки с поликлиники об освобождении от занятий, либо школьники с особыми потребностями вынуждены сидеть в классе, пока весь класс занимается физкультурой.
Мы проводили опрос среди родителей, воспитывающих детей с инвалидностью. Было выявлено, что лишь единицы школьников с едва видимыми отклонениями посещают урок физкультуры или внеклассные спортивные секции. Мы не стали ждать, когда государство "созреет" для построения инклюзивного общества и создаст равные условия для всех.
В 2016 году наш фонд усилиями самих родителей организовал первую в Казахстане секцию адаптивного каратэ в столице, воспитанниками которой стали здоровые дети, дети с ДЦП, с аутизмом, с нарушением слуха, речи и другими диагнозами. Затем при поддержке меценатов и социальных партнёров по спортивным площадкам мы открыли в столице секции адаптивного плавания, адаптивного тхэквондо, инклюзивную хореографию, голбол, боччу.
— Какие вы используете методики и в чем их уникальность?
— Уникальность наших секций — интегрированный подход при формировании групп, когда наряду с особенными детьми с разными диагнозами, в секциях занимаются и дети без инвалидности, здоровые братья и сестры "особенных" ребят.
Круглогодичное занятие спортом заменило многим нашим детям не только дорогостоящие и долгожданные реабилитации, но и позволило завести настоящих друзей, обрести самоуверенность, устойчивую мотивацию и интерес к здоровому образу жизни. Помимо организации тренировок. мы проводим ежегодные соревнования, где дети учатся как и выигрывать, так и проигрывать, закаляя свой характер.
Наша цель — зажечь искры в глазах детей особенных детей через спорт, способствовать воспитанию независимой личности и их интеграция в социуме. Ну и, конечно, мы хотим помочь родителям «особенных» детей посмотреть на них как на настоящих спортсменов, которые в будущем вполне могут реализовать себя как и в адаптивном спорте, так и в жизни в целом. Многие родители с пессимизмом смотрят в будущее, многие из них в депрессии. Но стоит только маме увидеть счастливую улыбку ребенка, который только что приплыл первым или выполнил лучше всех технику ката и получил за это свою первую заслуженную медаль, это переворачивает сознание обоих в лучшую сторону.
На сегодняшний день в рамках проекта создана сеть бесплатных инклюзивных и адаптивных спортивных секций в 16 городах и населенных пунктах Казахстана. Ежегодно наши секции по 10 видам спорта на безвозмездной основе посещают 720 детей с инвалидностью. Ребята регулярно принимают участие в международных конкурсах и соревнованиях, занимают призовые места.
Мы первые кто провели в Казахстане курсы повышения квалификации по адаптивной физической культуре и международную научно-практическую конференцию по адаптивной физической культуре, тем самым привлекли внимание вузов к проблеме подготовки кадров в данном направлении.
— Как вас находят родители? Где и как вы находите специалистов? Как мотивируете их, ведь работать с особенными детками непросто.
— Родителя узнают о нас через наш Instagram и лучше всего, конечно, работает «сарафанное радио». Специалистов по адаптивной физической культуре в Казахстане начали готовить только в этом году. При поиске специалистов в приоритете, конечно, привлечение инструкторов ЛФК (лечебной физической культуре — прим. редактора), так как они уже владеют некоторыми знаниями о физиологии людей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья. Затем — учителя физической культуры и тренеры по видам спорта. Также у нас есть много секций тренерами которых стали сами родители, воспитывающие детей с инвалидностью. Поэтому мы находим тех, кто заинтересован работать с особыми детьми и проводим для них краткосрочные курсы повышения квалификации по адаптивной физической культуре.
К нам приходят разные специалисты. некоторые не задерживаются надолго из-за небольшой заработной платы или же эмоционального выгорания. Если тренер пришел к нам по зову сердца, то для него самая мощная мотивация — это потрясающие результаты детей, которые меняются в лучшую сторону на глазах, это бесконечно благодарные родители, это осознание, что его труд способен изменить жизнь не только одного ребенка, но и всей его семьи.
Я бесконечно благодарна каждому нашему специалисту фонда за их волшебную работу, любовь, веру и терпение.
— Была ли поддержка от государства, помощь или вы все сделали своими силами? Если власти не помогли, где вы нашли средства на проект? Обращались ли к меценатам?
— В 2017 году мы подали заявку в управление спорта, в управление социальной защиты на реализацию социального проекта по организации спортивно-оздоровительных секций для детей с инвалидностью. Но оба управления нам отказали в финансировании, перенаправляя друг к другу. Мы не стали выходить на митинг или устраивать пикет, мы просто начали искать другие возможности.
Изучив мировой опыт и лучшие практики, я разработала системный социальный проект «Саламатты болашақ», куда вошли задачи по организации секций под наблюдением спортивных врачей и врача-реабилитолога, задачи по обучению тренеров и по разработке учебно-методического сопровождения по адаптивной физической культуре.
С 2017 по 2019 годы наш проект поддерживал ОФ «Асыл бала», а с 2019 по настоящее время генеральным партнером социального проекта «Саламатты болашақ» стал Фонд развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust».
В текущего года наш фонд сотрудничает с Казахской Академией спорта и туризма по подготовке специалистов по адаптивной физической культуре.
В феврале я начала работу в академии спорта преподавателем по адаптивной физической культуре, по договоренности между нашим фондом и Академией спорта студенты получают практические навыки по работе с детьми с инвалидностью на базе наших адаптивных спортивных секций в Алматы.
Конечно, раньше я бы и представить не могла, что буду заниматься общественной деятельностью, что закончу магистратуру по адаптивной физической культуре и стану преподавателем. Также я и не могла представить , что родительская активная гражданская позиция может внести изменения в законодательство. В прошлом году наша модель организации спортивных секций для детей с инвалидностью в интегрированной форме была внедрена в закон о спорте, в государственный спортивный заказ детей.
— Какие проекты планируете в дальнейшем?
— Мы продолжим работу с секциями и еще хотим помочь нашим общеобразовательным школам перестать сегрегировать «особенных» детей и нарушать их права в вопросах физического воспитания. В планах есть проект, который будет направлен на повышение профессиональных компетенций учителей физкультуры в части адаптивного физического воспитания и применение инклюзивного подхода по организации и проведению уроков без исключения детей с особыми образовательными потребностями.
В первую очередь, мы хотим добиться настоящего инклюзивного образования в школах Казахстана. Недостаточно включить в обычный класс ребенка с особыми образовательными потребностями. Как и по академическим предметам, так и по предмету физического воспитания в школах необходимо внедрять адаптированные программы без дискриминации и сегрегации детей на здоровых и «нездоровых».
Именно на уроках физкультуры дети могут по настоящему начать взаимодействовать между собой. Если учитель физкультуры будет «вооружен» необходимыми знаниями, навыками и методическими рекомендациями, урок будет одинаково эффективен для всех учащихся. Немаловажная задача — помочь детям с инвалидностью, обучающимся на дому, хотя бы раз в неделю посещать уроки физической культуры.
Мы хотим помочь государству минимизировать дискриминацию детей с инвалидностью в вопросах физического воспитания. Мы боремся со стигмой, что дети с инвалидностью не должны посещать уроки физической культуры вместе со своими здоровыми одноклассниками. Мировой опыт и многочисленные зарубежные научные исследования подтверждают эффективность адаптированных программ физического воспитания в общеобразовательных школах. Казахстану нужно сделать лишь один шаг к этому
Тебе должно повезти в том, где родиться, у кого учиться и на ком жениться, а в остальном все зависит от тебя
Как стать успешными в веганском бизнесе в Казахстане
Почему предприниматели не наказывают мошенников из своей команды?
Успешный предприниматель в сфере искусства должен гореть своим делом
История о том, как спортсменка пришла к предпринимательству