Арман Баев: «О важности окружения и как начать инвестировать»

Тебе должно повезти в том, где родиться, у кого учиться и на ком жениться, а в остальном все зависит от тебя

    поделиться
Автор: Акерке Адежанова 26-04-2022

 

Фото: личный архив.

Арман Баев родился в Жезказгане, закончил казахско-турецкий лицей и уехал учиться в Москву на 6 лет. Получил специальность «Системы автоматизированного проектирования» – выстраивание бизнес-процессов в IT компаниях.

Прокачивал навыки коммуникаций и зарабатывания денег и всегда хотел заниматься IT и предпринимательством. Начал предпринимательскую деятельность в 2009 году в университете и продолжил, когда в 2014 году вернулся в Казахстан. В 2019 основал стартап сервиса коллективного инвестирования Proportunity, который получил международную награду «Global Startup Awards» и ныне является инвестиционным фондом.

- Расскажите о Вашем проекте?

- Proportunity – это фонд недвижимости, мы помогаем людям вскладчину покупать и сдавать в аренду коммерческую недвижимость, т.е. у людей появляется возможность стать владельцем от 1 м2 и 320 тысяч тенге. Мы также реализуем большой спектр услуг как займы, инвестиции в строительство, совладение и другое, но самое главное, мы делаем рынок недвижимости максимально доступным для всех. Так как мы сами прошли путь от стартапа до компании, мы стараемся поддерживать молодые проекты и создали и проводим совместно c «NURIS» хакатон «Propertyhack», где молодые креативные умные ребята соревнуются в решении задач, связанных с рынком недвижимости (дизайн, разработка, поиск идей). 

- Какие задачи решает Proportunity?

- Рынок недвижимости большой, боль, которую мы решаем – вопрос доступности покупки недвижимости. Желающим не надо 50-100 миллионов, чтобы купить коммерческое помещение, они могут купить от 1 м2 и стать уже владельцами.  Также у нас есть программа «аренда с выкупом», где предприниматели могут постепенно покупать свое коммерческое помещение, имея 20-30% или например, 10 м2 от общей площади и не бояться, что их выселят, уедет арендодатель или решит продать помещение.

- В чем Ваше конкурентное преимущество на рынке?

- В банках, в первую очередь, берут проценты, а затем основной долг, также есть страхи и риск потерять все, чаще всего единовременный платеж, который нужно платить он достаточно большой, иногда даже больше, чем арендная ставка. В нашем случае, все продукты согласно шариату и с соответствующими сертификатами, мы сделали справедливую покупку. Выгода в том, что ту часть, которой он не владеет, арендуют согласно рыночной цене и он может в любое время купить м2, мы его не торопим, только определяем конечный срок выкупа. 

- Как Вы определяете справедливую цену и стоимость?

- Мы не типичное агентство или компания, мы позиционируем себя как propfintech-компания, симбиоз финансов, технологий и недвижимости, где техническая часть является главной. Скоринг-парсинг – это анализ больших источников данных и через нейросеть определяем какая стоимость была исторически, динамику роста, цены в отделах продаж от застройщиков и разных маркетплейсах и наша программа выдает истинную цену квм, убирая погрешности, с учетом девальвации, инфляции и других приростов стоимости. 

- Как на это реагируют продавцы недвижимости? Что происходит сейчас с рынком коммерческой недвижимости?

- Сейчас коммерческие помещения не так просто продаются, иногда продавцы не готовы долго ждать и оценивая риски 6 из 10 продавцов соглашаются на наши условия. Но иногда мы соглашаемся на ту цену, которую назначает продавец, понимая, что в перспективе она возрастет и мы окупим вложения в разы. 

- Какие основные характеристики для оценки стоимости?

В первую очередь - локация, причем в купе с видами бизнеса, которые там можно открыть, второе - возрастающий трафик, третье уже качество, застройщик и другие параметры, например входная группа, возможность постройки летника, наличие парковочных мест и другие параметры. В целом оценивается более 30 позиций.  

- Вы отметили, что компания работает согласно законам шариата, расскажите подробнее?

Наша компания является исламской и 10% от прибыли отправляются на благотворительность. В целом мы хотим, чтобы наши продукты были справедливыми, вне зависимости это клиент или инвестор – для всех должны быть максимально справедливые условия, поэтому для подтверждения мы прошли соответствующую сертификацию. 

Финансовая грамотность — это больная тема

- Как пришла идея создания проекта?

В 2014 году я начал свой предпринимательский путь в Казахстане, когда открыл архитектурное бюро мы платили большую аренду и для нас это было очень накладно и проблемно. Мы хотели свой офис и думали, как это сделать чтобы нам не было накладно, по прошествии 3 лет с начала бизнеса сформировались излишки, которых не хватало на первоначалку, проценты, требования, сбор документов, также нужно ждать около года, возможность отказа, нам кстати в итоге отказали – все это проблемно. Благодаря этой ситуации мы придумали аренду с последующей покупкой и коллективное владение. Предложили данную схему инвесторам, они вложились. И с 2018 года за 2 года мы закрыли 7 объектов. И начиная с 2019 года мы решили отдельно развивать данный проект – так появился Proportunity.

- В чем заключается выгода участников сделки?

В среднем 1 квм аренды стоит 5-6 тысяч тенге, покупка около 550-600 тысяч, в зависимости от застройщика. Для предпринимателя при аренде с последующим выкупом преимущество покупать по той же справедливой рыночной цене, а инвестор гарантировано получает арендный доход плюс фиксированный прирост стоимости, таким образом его доход может составлять 20-23% годовых в тенге. 

- С какими проблемами Вы столкнулись?

Финансовая грамотность — это больная тема, бич в нашем обществе, этому свидетельствует процветание финансовых пирамид. В целом в Казахстане очень мало хороших инвестиционных инструмента, где может разместить свой минимальный капитал. Но проблема не только в этом, также тяжело копить и этому нужно учить. А начинать с вопроса «как избавиться от долгов». 

- Какие решения предлагаете?

- Поэтому мы со своей стороны решили дать возможность инвестировать в надежные активы, с помощью относительно маленьких сумм, помочь им правильно юридически, мы также получили множество лицензий, для того чтобы было больше доверия. Также мы обучаем как правильно инвестировать, не только в недвижимость, а в целом объяснить, как проверять инвестинструменты, как считать, работаем с около 250 специалистами в сфере недвижимости. В рамках нашей компании есть большой спектр услуг: 4 инвестиционных инструмента, займовые инструменты, специальные услуги для строительных компаний. 

- Какие критерии важны при создании и развития компании?

- Команда – это важно, это показатель коммуникационных навыков, надежда на будущее, устойчивость и серьезность. Сбалансированность команды, чтобы закрывались ключевые компетенции и потребности. В нашу стратегию роста входит искать, поглощать, объединять компании, на данный момент мы имеем два поглощения и два стартапа. Основной принцип выбора – это должен быть драйвер роста для всех участников нашей экосистемы. Сейчас мы 10% от прибыли вкладываем в благотворительность, а в будущем хотим дойти до 50%. 

- Сколько вложили и когда вышли на окупаемость?

Мы вложили с поправками на ошибки 75 миллионов, прибыльными мы стали через полгода, через полтора года мы начали зарабатывать и вышли в операционный плюс, через два года вышли на окупаемость.  Мы считаем kpi по окупаемости ключевой метрике для будущего стабильного роста. Мы зарабатываем с консалтинга, управления, аналитики, оказания дополнительных услуг – порядка 10 услуг.

- Какие тренды Вы видите на рынке недвижимости и как повлиял covid?

Влияние covid в целом, я считаю положительным, так как было пересмотрено отношение к недвижимости и появились новые возможности. Основной тренд - изменились подходы к использованию коммерческой недвижимости. Вокруг ЖК формируются своя инфраструктура – садики, офисы, коворкинги, т.е. все можно получить у дома и создание «we work» у дома я считаю суперактуальным трендом. 

- Сложности, откаты, факапы, темные полосы – это нетъемлимая часть любого пути, что Вам помогало в такие периоды?

- Тяжелые времена есть и были, я бы отнес их к началу пути – я был финансово урезан, были сомнения большие. Сейчас с каждым годом ты становишься умнее, выставляешь временные и денежные рамки и желаемые результаты. Ты потом понимаешь, что можно было сделать по-другому, быстрее. В целом всегда есть проблемы, но умение найти прекрасное в происходящем – это позиция, которую называешь успехом. В бизнесе, когда все время идет хорошо – это подозрительно. Мы всегда движемся в гору, поэтому это тяжело, и мы к этому относимся нормально. 

- Как Вы считаете какую роль играет в развитии вопрос окружения?

Мне нравится выражение «тебе должно повезти в том, где родиться, у кого учиться и на ком жениться», а в остальном все зависит от тебя. Раньше не было выбора, а сейчас всем советую иметь наставника. Я подходил и спрашивал к некоторым агашкам «ты классный, мне нравится, хотел бы у тебя поучиться – будешь моим наставником?». Важно идти с наставником к своей цели, с ним проще и лучше, а без учителя - долго муторно и в итоге может быть неправильно.

- Наблюдается тенденция что ребята с КТЛ показывают отличные результаты в различных сферах, как выпускник, как считаете, чем обусловлена данная закономерность? 

- В КТЛ имеются конкурентные преимущества, которые не приобретаются в других школах это – коммуникационные навыки, конкуренция, поддержка, фокус на знания, концентрация, порицание вредных привычек, постановка целей, например, как минимум внести вклад в развитие своей страны, также важный момент развитие организаторских способностей. Это все вопрос окружения.

- Как Вы считаете предпринимателями рождаются или становятся?

- Предпринимательство — это как вид спорта, чтобы этим видом спорта заниматься нужны качества, которые приобретаются в процессе жизни. Возможно, при рождении мы получаем определённое количество генетических свойств, но в остальном мы всасываем как пластилин, перерабатывающая машинка - получаемся из этого симбиоза. Я считаю, что предпринимателями становятся. 

- Что отличает стартап от состоявшегося бизнеса и что помогло Вам от стартапа стать компанией и финансовым фондом?

- Стартап ищет рабочую бизнес-модель, метод зарабатывания денег, чтобы дальше масштабировать и улучшать, а компания работает по работающей бизнес-модели. Есть такое выражение «у стартапа нет цели – у него есть путь», что позволило нам расти – это скорость тестирования гипотез, у нас отношение к развитию как у стартапа – мы постоянно ищем и улучшаем.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сулеймен Задин: «Как создать бренд международного уровня»

Идея «ARGYMAQ» уникальность через связь с искусством и функциональность

Араш Саруи и Дарья Губерт: «Мы помогаем людям быть здоровыми»

Как стать успешными в веганском бизнесе в Казахстане

Алина Абдумуминова: «Мы всегда учимся и развиваемся»

Успешный предприниматель в сфере искусства должен гореть своим делом

Айдана Искакова: «Без трудностей не будет роста»

История о том, как спортсменка пришла к предпринимательству

Айжан Альжанова: «Мы создали пространство для особенных семей»

Как мамам особенных детей научиться жить дальше и найти свое место в жизни

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!