Почему предприниматели не наказывают мошенников из своей команды?
Зачем бизнесу нужен аудит и система внутреннего контроля, почему топ-менеджмент компаний зачастую закрывает глаза на мошенничество на местах и какие самые распространенные схемы мошенничества в крупных и мелких казахстанских компаниях, обо всем этом рассказала директор KIT Audit Consulting Group Карлыгаш Нугуманова.
Карлыгаш Нугуманова работает в сфере аудита в государственном и частном секторах уже более 10 лет. Сейчас она пишет книгу о мошенничестве в бизнесе.
По ее словам, целью аудита чаще всего компании ставят предоставление финансовой отчетности либо проверку бухучета. Но в ходе аудита специалисты всегда обращают внимание на риски мошенничества.
«Когда мы проводим аудит компании, обращаем внимание на заключенные договоры, на ценообразование этих договоров, соответствие качеству полученных сырья и материалов. Также мы проводим анализ на аффилированность компаний, подрядчиков и контрагентов, то есть связаны ли руководство компании и подрядчики», – сказала Нугуманова в беседе с MyBusiness.kz.
#Самые распространенные виды мошенничества в бизнесе
Нугуманова говорит, что мошенничество в бизнесе возможно на всех этапах процесса.
Самым распространенным является незаконное присвоение активов: деньги, запасы, основные средства
На втором месте — взяточничество и коррупция.
«Характер мошенничества зачастую зависит от размера компании. Исходя из моих наблюдений, в крупных компаниях (более 100 сотрудников), где налажена система внутреннего контроля (это процедуры и политики компании, которые регламентируют бизнес-процессы внутри компании), а также есть служба внутреннего аудита, случаи мошенничества зачастую не связаны с отсутствием контроля. В более мелких компаниях — именно из-за отсутствия контроля. Это мошенничество на уровне специалистов сотрудников компании или производственников», – рассказывает Карлыгаш Нугуманова.
В крупных компаниях, где система контроля налажена, мошенничество носит характер взяточничества и подкупа. Здесь особое внимание специалисты-аудиторы уделяют контрактам, заключенным между компанией и организациями, ценообразованию, так как риск именно в этой области. А в небольших компаниях внимание нужно уделить системе внутреннего контроля и ее работе.
Нугуманова добавила, что самые большие потери бизнеса от мошенничества происходят в результате взяточничества, коррупции и подкупа.
«Это присутствует во всех бизнес-процессах компании, причем, явно в момент закупа сырья, материалов, услуг, либо в момент реализации товара. Такой вид мошенничества встречается и в мелких, и в крупных компаниях. Если туда вовлечен топ-менеджмент компании, то раскрыть мошенничество достаточно сложно, тем более, его доказать», – объясняет специалист.
Наиболее раскрываемые факты связаны с мошенничеством среднего звена, там, где задействован персонал компании
#Почему мошенников сложно наказать
Однако, даже когда по результатам аудита, либо внутреннего расследования без привлечения аудиторов, руководство выявляет факты мошенничества, то принимает решение не обращаться в органы.
«Чаще всего это происходит из-за репутационных рисков, некорректного ведения документации, нарушений, осведомленности сотрудника о внутренних схемах компании. Поэтому, чаще всего, даже выявленные и доказанные факты мошенничества наказываются очень редко», – отмечает Нугуманова.
Даже если есть доказательная база, руководство не всегда идет до последнего, чтобы наказать мошенника, сама процедура достаточно усложнена, добавила она. Необходимо много документов, экспертные заключения, аудиторское заключение.
«В моей практике, чтобы сотрудника компании привлекли к ответственности за мошенничество, может пройти год. Именно поэтому у нас продавцы ходят из бутика в бутик, присваивая имущество и кассу, именно поэтому оценщики в ломбардах присваивают себе золото и деньги, увольняются безнаказанно. Именно поэтому в туристическом бизнесе приходит сотрудник, берет деньги от клиентов, не отражает их, увольняется, уходит», – считает Карлыгаш Нугуманова.
По ее мнению, в Казахстане из-за нежелания руководства компаний и сложности процедуры привлечения к ответственности так развито мошенничество среднего звена. МСБ весьма страдает от этого.
«Я знаю, что в каждой отрасли есть свои чаты, где руководители составляют досье на мошенников-сотрудников. По факту эта безнаказанность ведет к большим преступлениям. Это не только нежелание МСБ, там есть еще и объективные причины: тот же МСБ не всегда соблюдает трудовое законодательство, не всегда вовремя выплачивает зарплаты, предоставляет отпуска», - говорит она.
Карлыгаш Нугуманова уверена, что в нашей стране бизнес прошел этап становления, когда предприниматели работали в тени. Сейчас есть все условия, чтобы бизнесмены вели бизнес законно.
«Бизнесмены, которые будут стремиться к этому, избегут потерь в бизнесе, связанных с мошенничеством, по крайней мере, смогут отреагировать. Те же мошенники не придут в компанию, если до этого там кого-то посадили за мошенничество. Бизнесменам выгоднее вести бизнес в соответствии с законодательством. Это также защищает его», - заключила она.
Успешный предприниматель в сфере искусства должен гореть своим делом
История о том, как спортсменка пришла к предпринимательству
Главное в бизнесе — системный подход
Почему важны коммуникации в бизнесе и как корпоративная культура влияет на конечную услугу
Как мамам особенных детей научиться жить дальше и найти свое место в жизни