Почему важны коммуникации в бизнесе и как корпоративная культура влияет на конечную услугу
О волшебной таблетке для любого бизнеса и неожиданных конкурентах для бизнес-консультантов рассказала владелица и гендиректор агентства коммуникаций «Тайный советник» Айнура Умаева
- Расскажите о себе и своей предпринимательской деятельности.
- Агентство «Тайный советник» существует с 2004 года. Я пришла туда работать в 2007-м, начала с позиции младшего менеджера. Затем постепенно выросла до совладелицы и теперь стала единственной владелицей агентства. Работаю в нем уже 14 лет. Работа разнообразная и втягивающая, поэтому я задержалась.
Агентство «Тайный советник» – это фирма, оказывающая профессиональные услуги. Наша работа заключается в том, чтобы помочь клиентам вывести бренды или заявить о себе на рынке с помощью маркетинговых коммуникационных инструментов. В нашем арсенале все инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций. Простыми словами, мы помогаем компаниям разработать бренд, составить визуальный логотип, историю бренда, стратегию, тональность, с кем и как выстраивать коммуникации.
Инструментами могут быть медианалитика, креативные решения, организация мероприятий, консультации по общению со СМИ, антикризисные коммуникации, работа в социальных сетях и с блогерами. Все, что может потребоваться компании, чтобы о ее продуктах и деятельности узнали нужные люди, доверяли этой компании, узнавали ее и покупали.
- Почему решили заниматься именно пиаром и коммуникациями, что послужило причиной?
- Я не из тех людей, которые учились на пиар и коммуникации, мечтали активно строить карьеру. У меня все вышло случайно, если случайности бывают. Я училась на магистратуре со специализацией финансы и менеджмент. К нам на один предмет пришел гостевой спикер — Мария Глебова. На тот момент была управляющим директором агентства. Она рассказала о себе, своей деятельности и поделилась тем, что они ищут сотрудников. Я написала и попала. За ночь до интервью я искала в интернете, что такое пиар, пресс-релиз, пресс-конференция, связь с общественностью. Я не имела никакого представления что это. Но я всегда любила работать с большими объемами информации и обрабатывать ее.
Думаю, что именно это послужило причиной, почему я задержалась в агентстве надолго, а потом стала владелицей, потому что я смотрю на бизнес не исключительно как на предоставление услуги или продукта, а как на создание структур, которые воспроизводятся между разными аудиториями и контрагентами. Это важная часть в любом бизнесе.
- В чем уникальность Вашего бизнеса?
- Во-первых, коммуникационный бизнес сильно граничит со всеми другими функциями бизнеса. Если учредитель (собственник) не знает, зачем бизнес существует и что хотят донести до аудитории, то коммуникация бывает очень сложной. Это всегда видно, особенно поставщикам или партнерам.
Во-вторых, я смотрю на бизнес, как на творчество, а не только как на способ решать «боли» клиентов. Мы сначала сами понимаем, что хотим дать этому миру, как предприниматели, потом понимаем, что из этого нужно, и только потом начинается реализация конкретных продуктов и услуг. Для меня это творчество. Я смотрю на бизнес как на игру, где предприниматель очень сильно проявляется и проецирует себя в компании.
В-третьих, внутреннее неразрывно связанно с внешним, и наоборот. Внешние коммуникации, общение с клиентами, инвесторами влияет на то, как мы поддерживаем свзяь с сотрудниками внутри или партнерами-стейкхолдерами. Этот момент люди не всегда осознают, что меня удивляет и обескураживает. Есть такая формула: качество обслуживания клиентов зависит от корпоративной культуры. Она, в свою очередь, сильно зависит от качества внутренних коммуникаций — как руководство общается со своими сотрудниками.
То, как вы разговариваете с сотрудниками, означает, что так они будут обслуживать клиентов, которые приносят деньги. И, оказывается, что эта связь для большинства людей не очевидна. А мне кажется, что это — «волшебная таблетка», которая есть у всех, но мы ее не используем, хотя всегда ищем.
- С какими трудностями пришлось столкнуться и как они сделали Вас сильнее?
- Первый момент: на постсоветском пространстве люди не привыкли платить за услуги. Есть расхожее мнение: «Почему я должен платить за совет, консультацию, я бы сам это придумал».
Здесь мне вспоминается притча с Пабло Пикассо, что он пил кофе в кафе и одна дама попросила рисунок. Он нарисовал его на салфетке, и когда дама захотела его взять, художник сказал, что он стоит 10 тысяч франков. Дама воскликнула: «Как же так! Вы его нарисовали за минуту». Он ответил: «Чтобы нарисовать этот рисунок, у меня ушла вся жизнь». То есть, в консультацию и совет входит опыт всех лет, клиентов и сотрудников, которые работают в агентстве. Ценность совета, который прошел через реалии, конкретные отработки, реализацию достаточно высока. У нас на рынке эти услуги пока не котируются высоко.
Я смеюсь, что в Казахстане у бизнес-аналитиков, бизнес-консультантов главные конкуренты — это гадалки. Потому что бизнесмен скорее пойдет к гадалке, чем к консультанту, который сможет ему объяснить причинно-следственную связь и будет работать со статистикой и данными.
Второе. У меня малый бизнес, однако, я работаю с крупными международными компаниями. И несмотря на то, что мы – маленькое агентство, ведем себя, как наши клиенты – крупные международные компании, но сталкиваемся с проблемами малого бизнеса. Функции у малого и крупного бизнеса одинаковые. Но у малого порой недостаточно ресурсов, людей и денег, чтобы эти функции были закреплены правильно. К примеру, мне достаточно сложно выделить отдельного человека под финансового директора, аналитика или штат маркетологов. В маленьких компаниях часто «люди-оркестры» – сотрудники сами владельцы и топ-менеджеры. Это непросто, но это проблема роста.
Болезнь роста — это когда нужно поменять привычки, но у меня или сотрудников включается сопротивление, желание все оставить как есть, несмотря на прекрасное понимание того, что нужно выйти на новый уровень.
Это все делает нас сильнее, потому что мы понимаем, что вырасти нужно. Нужно выделять отдельные функции и инвестировать в самих себя, чтобы оставаться актуальными, нужными и востребованными.
- Что Вы порекомендуете начинающим предпринимателям и акулам бизнеса?
- Если говорить про коммуникации, я часто вижу, что люди не документируют, что с ними происходит. А это по происшествии какого-то времени становится невероятно ценным материалом для образования сотрудников, как средство от обесценивания того, что мы делали, для рефлексии, для контента. Фиксирование всего, что у вас происходит с первого дня, очень важно, интересно и может быть круто быть использовано в будущем - тексты, кейсы, диалоги, фотографии, видео. Если есть такое сырье, его можно использовать во многих разных направлениях — от создания корпоративного фильма до написания книги.
Второе — не забывайте про сотрудников. Нужно начинать разговаривать изнутри и не пытаться заявить всё всем. Чаще всего нужно начинать с близкого круга — те сотрудники, с кем вы общаетесь и работаете в офисе.
Третий — начинайте поддерживать связь с первого дня и не забывайте, что это нужно делать не только с покупателями, но и с сотрудниками, инвесторами, представителями отрасли, конкурентами. Если отрасль маленькая, в одиночку будет трудно расти. Когда бизнес делает это с первого дня, он сразу ведет себя как полноправный игрок рынка, а не тот маленький магазинчик, который ютится в киоске и перебивается со дня на день. Когда вы с самого начала смотрите на себя, как на часть экосистемы, это делает вас интересным бизнесом, влиятельным игроком со временем. У вас самоощущение будет меняться, потому что вы будете видеть себя как часть большего и становиться чем-то большим.
Как мамам особенных детей научиться жить дальше и найти свое место в жизни
Творчество, которое пришло случайно, но осталось надолго
История о том, как зародилась одна столичная хоккейная школа
Об уникальной театральной методике, которая поможет стать смелее как в бизнесе, так и в жизни
История создания коррекционно-развивающего центра «Клуб.Ок»