Алимхан Жапар: «Необходимо найти ментора и поработать с ним».

Творчество, которое пришло случайно, но осталось надолго

    поделиться
Автор: Дария Рось 03-11-2021

 

Фото: личный архив

Дизайнер, который реализовывает проекты для Музея Искусств им. А. Кастеева, Олимпийского комитета РК, Министерства культуры и спорта РК, UNDP, «Ernst&Young», «ExxonMobil», «Chevron» и многих других местных и зарубежных компаний Алимхан Жапар рассказал о своем творческом пути порталу MyBusiness.kz

-Алимхан, расскажите о себе, как вы пришли к дизайну? 

- Сейчас я живу и работаю в столице Казахстана, а сам родом из великолепного тёплого города Тараз. Ещё с детства у меня были навыки к творчеству. Мои рисунки выставлялись на городских арт-выставках, и я выигрывал призы. В школе я больше времени уделял учёбе, рисовал на обратных сторонах тетрадей, в основном фантастику и геометрические фигуры. 

Закончив школу, я поступил в Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем в Алмате по специальности инженер-системотехник. Так как я учился заочно, у меня была куча свободного времени и я устроился на работу в издательство, которое выпускало пособия и монографии преподавателей. Мне очень повезло с руководителями, которые меня приняли. Три года я изучал шрифты и, благодаря этому бэкграунду, я хорошо в них разбираюсь. 

80 % дизайна — это просто хорошо подобранный шриф

Я считаю, что 80 % дизайна — это просто хорошо подобранный шрифт. Я занимался только версткой, и когда я увидел, как дизайнер буквально за 2-3 часа работы создает цветной шедевр обложки, я немножко ошалел и сказал: «О, я тоже хочу изучить Photoshop»

Спустя время я устроился в другое издательство и познакомился с моим лучшим наставником –Досболом Касымовым. Помню, как я начинал верстать журнал, чувствуя себя мастером, который создает нечто гениальное. А потом приходит Досбол, садится и начинает все переделывать. Меня это жутко злило и бесило. Я любое его действие критиковал: «Так не положено», «Так не делают», «Это с этим не сочетается». 

И вот, спустя некоторое время, я уже устал спорить, потому что я видел, что его работы шикарны. Я не мог понять в чем дело. Однако, постепенно начал вовлекаться и говорить с ним. Он открыл для меня новые правила дизайна. Он сказал, что надо просто делать то, что вызывает эмоции и, желательно, позитивные. И с тех пор я, как будто, заново переродился 

Мы начали сотрудничать и делать совместные проекты, в основном, на национальную тематику. И таким образом он передал мне любовь к казахскому искусству. Мы разрабатывали айдентику для ассоциации «KazEnergy», логотип для казахстанской федерации бокса и другие проекты.

- Вы основали студию, легко ли было открывать свой бизнес?

- Я два года экспериментировал с командами, пробовал ставить задачи дизайнерам, чтобы они выполняли задания. Сначала очень много обжигался. Многое приходилось переделывать. Но я стоял на своем: если дизайнер не выполнил мою работу, значит дело не в нем, а во мне. Значит я плохо объяснил ему задание. Начал читать кучу книг, проходить курсы, изучать методики. И в 2016 году я освоил профессию арт-директора. Я уже нашел подход к дизайнерам. Узнал, как мотивировать и как критиковать, чтобы был результат.  После этого я решил, раз у меня хорошо получается объяснять людям, у меня есть большой фундамент знаний, я хочу этим делиться. Я начал ввести каналы, писать в Facebook, Instagram и Телеграмм, сейчас я перешел в Linkedin и основал свою школу Дизайна «Japar school»

Если дизайнер не выполнил мою работу, значит дело не в нем, а во мне

И вот, как-то я провёл свой первый мастер-класс по оформлению, он назывался «Как сделать презентацию, от которой не тошнит», где я собрал базовые навыки и все свои знания дизайна. В 2019 году решил, что точно всё, я открываю школу. Потом настал карантин и вот благодаря карантину — это все усилилось, я всё-таки запустил курс онлайн, сделал сайт, организовал пару курсов и начал преподавать.

В рамках первого курса я учил способам генераций идей. Изначально, этот курс я подготовил для начинающих дизайнеров, провёл первый бесплатный вебинар, но он полностью провалился. Потому что дизайнеры не хотят обучаться у людей, которых они не знают. И я решил перестроить свой курс на всех тех людей, которые по профессии не дизайнеры, которые хотят что-то красиво делать. Я упростил этот курс, облегчил и это заработало. Потому что очень много людей без знания о дизайне хотят понимать, как создавать новое.

- Какие проекты были самыми масштабными в вашей карьере?

- В 2016 году я устроился в компанию «SUCCESS», которая занималась PR-продвижением правительства – от акиматов до главы государства. Мне там нравилось. Во-первых, международная компания. Во-вторых, они были на уровне главы государства. И в-третьих, они были все инновационные.

В 2018 году в городе приграничного сотрудничества России и Казахстана Петропавловске прошла встреча двух глав государств на территории Казахстана. В этом проекте мы внедрили две такие фишки, которые были сделаны впервые в Казахстане. Мы с командой «SUCCESS» сделали 3D-голографическое шоу и второе, мы сделали VR-симулятор полета. Но самое для меня ценное – это то, что мы это сделали все это в городе Петропавловске, без инфраструктуры и ресурсов, за короткий срок, доставляя необходимое из Алматы и Астаны.

Сплоченность команды и четкое управление – и мы это сделали. Жаль, что это было мало освещено. Но думаю, каждый житель Петропавловска это запомнил.

- Вы делали работали над более, чем 120 проектов из Казахстана, России, Англии, США, Катара, Канады, Узбекистана. Сильно различается работа у нас и за границей и готовы ли у нас видеть заказчики современные решения? 

- Я так скажу, есть заказчики с европейским видением. Они понимают, что так хорошо и так лучше — это будет работать и продаваться. С ними легче работать, легче продавать западный креатив, потому что они там были, они знают это, они видели это. Но такой процент людей очень маленький в Казахстане. Большая часть людей, которая заказывает «брендинг» или «дизайн» и ориентируются на местный рынок. То есть, если ты поставил зелёный квадрат и написал снизу слово, допустим, «качество», тебе нужно обосновать, что значит зелёный цвет и почему слово «качество».  А если клиент не пытается понять, ты делаешь так, как он хочет. 

Поэтому я стараюсь в начале изучить их, отдаю клиентам бриф, понимаю их насмотренность, их визуальный багаж, эстетический вкус, чтобы понять как с ним работать, какой подход применить лучше всего.

- Какой проект вы бы хотели осуществить? 

- Мой проект – вклад в патриотизм. Я бы хотел придумать такой, всеказахстанский дизайн-код городов, чтобы у каждого города был свой дизайн-код. Чтобы аляпистые вывески, доска объявлений на фасаде – исчезли раз и навсегда, чтобы появилась эстетика, красота, лаконичность, прелесть, чтобы фасады зданий не уродовались, а наоборот подчеркивались. В это надо вложить всю свою душу, кровь, плоть. Но такая мечта у меня есть!

- Что вы можете подсказать будущим дизайнерам?

- Мой единственный совет всем дизайнерам – найти ментора и поработать с ним хотя бы месяц, в идеале – полгода или год. Почему ментор? Потому что я сам на практике понял, что это работает и это лучше вуза, это лучше бесплатного курса. Ментор – это тот человек, которым ты восхищаешься, работа которого тебе нравится, и наблюдая за ним можно многому научиться. Если не получается найти ментора, то, как вариант я рекомендую идти в рекламные агентства или дизайн студии, где есть хороший арт-директор, который сможет подсказывать что и как лучше делать.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Олжас Кожанбек: «Ребенок не должен идти на тренировки через «не хочу»

История о том, как зародилась одна столичная хоккейная школа 

Филипп Волошин: «Импровизация поможет вести бизнес»

Об уникальной театральной методике, которая поможет стать смелее как в бизнесе, так и в жизни

Динара Черниязова: «Моя мечта – инклюзивный город»

История создания коррекционно-развивающего центра «Клуб.Ок»

Карлыгаш Исмагулова: «Оставила перспективную работу ради творчества»

Дети и семья для Карлыгаш Исмагуловой стали главным стимулом поменять успешную карьеру на творчество. 

Алима Бисенова: «Как возрождается коневодство сегодня»

История о том, как ученый-этнограф из Назарбаев Университета решила заняться коневодством и поменяла суетливую столичную жизнь на тихую деревенскую

Пандемия - не помеха для сладкой жизни

Супруги из столицы пекут handmade-круассаны казахстанского производства

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!