Дети и семья для Карлыгаш Исмагуловой стали главным стимулом поменять успешную карьеру на творчество.
В прошлом востребованный рекрутер, сегодня Карлыгаш – начинающий иллюстратор с заглушенным «синдромом самозванца». Как за три года от рисунков на бумажных салфетках продвинуться к реализации крупных проектов по созданию иллюстраций к книгам? Об этом и другом вы узнаете из интервью с художницей-самоучкой.
- Чем вы занимались до творческой деятельности?
- Я рисовала в детстве. В школе перестала рисовать. Потом – учеба, работа, семья, дети. В 32 года я родила первого ребенка. И во время декрета я задумалась, что, если я до 40 лет не уйду в творчество, то у меня будет депрессия. Просто так себе обозначила, но никаких планов и целей не строила. Жизнь так сложилась, что я после декрета, после второго ребенка, я начала рисовать. Получается, что в творчество я пришла совершенно недавно. Грубо говоря, три года назад я начала рисовать, и осознанно понимать, что я хочу работать в иллюстраторской сфере. Вообще я работала в отделе кадров. Начинала с рекрутера. Я сама из Атырау и была координатором по набору персонала на «Кашаган». В год я рекрутировала тысячи человек – были большие объемы. Когда мы переехали в Астану, я устроилась в компанию. Там проработала шесть лет. Последняя должность у меня была - исполняющая обязанности начальника отдела кадров на большом производстве. Но фактически я была начальником отдела кадров. Это все было далеко от творчества.
- А само творчество как пришло?
- Я начинала с акварели и пастели, потом я перешла к иллюстраторской деятельности. Купила графический планшет. Думаю, он никак не уступает живым материалам, ведь сейчас компьютерные программы полностью имитируют их. Дополнительные плюсы того, что ты рисуешь на графическом планшете – это то, что скорость большая, ты можешь быстро менять цвета, делать правки. Это очень удобно. У меня не было самоцели этим зарабатывать. У меня была цель проявить себя в творчестве. И уже следствием этого стало то, что стали приходить заказы.
- И когда вы решили сделать рисование делом своей жизни?
- Когда появились дети. Я поняла, что как будто бы пропадаю из их жизни, не вижу самые главные моменты, как они растут и развиваются. Я четко осознавала, что сколько бы денег ни платили, это неважно в сравнении со временем, проведенным с детьми. И я уволилась.
- Как стали фрилансером? Когда у вас появились первые заказы?
- Всё случайно. Не было никакого плана. У меня были рисунки. Я просто рисовала на бумаге карандашом. Затем перешла на планшет. Однажды решила сделать открытки. Они были в казахской тематике, но на современный лад. Для них я использовала казахские пословицы. Внизу указывала перевод и создавала к ним иллюстрации. У меня получилось десять первых открыток. Они всем понравились. У меня их выкупили две сувенирные компании для того, чтобы наносить их на свою одежду. Я воспринимала это бонусом. Я себя видела именно книжным иллюстратором. И на данный момент я заканчиваю интересный проект – это сборник сказок. Нравится, что заказчик, на меня сильно не давит, предоставляет полную свободу в творчестве. Я пробую что-то новое. Мне кажется, что этот проект будет отличаться от тех, что у нас были на рынке до того.
- Синдром «самозванца» в творчестве или в самовыражении сковывает?
- Нет. Это было в самом начале. Сейчас я не так сильно об этом думаю, не зацикливаюсь. Все больше известных иллюстраторов говорят о том, что в этой сфере академическое образование мешает.
- Почему?
- Потому что иллюстрация – это то, что ты не рисуешь, как есть, а это то, что ты воспроизводишь, как ты видишь сам. Когда у человека шесть лет академического образования, ему может быть сложно пересилить себя, где-то ломать свой стиль, упрощать. Ему кажется будто он неправильно рисует. Иллюстраторы, у которых нет образования гибче. Это чисто мое мнение. Не хочу никого обидеть. В иллюстраторском деле, мне так кажется, нет никаких правил, как изобразить реальность. Ты это выражаешь так, как это видишь.
- Насколько насыщен рынок? Каков спрос на услуги иллюстраторов?
- Насколько я понимаю, в Казахстане мало иллюстраторов. Заказчик, с которым я сейчас работаю, долго искал специалиста. Однако я не ориентируюсь только лишь на казахстанский рынок. Моя цель и международное сотрудничество. Но сначала необходимо собрать портфолио, дополнить его живыми примерами и проектами. Но это пока лишь планы. Для меня важно выработать свою стилистику, прежде всего. Самая главная забота иллюстратора – найти свой стиль. Чтобы человек мог посмотреть на работу и сразу же по иллюстрации назвать автора.
- Вы еще не нашли его?
- На самом деле стиль – это отражение нынешнего состояния человека. В течение жизни он будет меняться. Но я замечаю за собой повторяющиеся паттерны, которые можно назвать стилем. Мне и со стороны говорят, что у меня есть свой стиль. Но мне всегда кажется, что нужно ещё работать.
- Что повлияло на ваш стиль или почерк?
- Мне нравилось смотреть французское кино и комедии. Там очень выражены типажи. Они в каком-то смысле карикатурные. Это помогало для насмотренности. Все это откладывалось в голове. Мне нравится фильм «Амели», фильмы с Пьер Решаром и Жераром Депардье. А мой самый любимый мультфильм – это «Трио из Бельвилля». Он для меня является мотивацией, чтобы перейти к анимации.
- Как выходить на международные площадки? Как пробивать себе дорогу там?
- На самом деле это не так сложно. Нужны удача и терпение. Есть список международных издательств детских книг. Нужно просто выслать им на почту свои работы, оформить и отправить портфолио и ждать ответ. У меня были уже попытки. Я отправляла свои изображения в 20-30 издательств. Из них две-три ответили. Сказали, что на данный момент мои работы им не подходят. А один из них даже конкретно расписал, чего не хватает в моем портфолио. То есть, это хорошая обратная связь. Необходимо изменить портфолио и пытаться снова.
- Что делает иллюстратора востребованным?
- Социальные сети играют очень важную роль. Насколько иллюстратор узнаваем аудиторией – вот, что определяет его успех. Участие в выставках тоже хорошая возможность заявить о себе на международном уровне. К примеру, есть очень известная, самая большая книжная ярмарка в Болонье, в Италии. Туда каждый год слетаются редакторы со всего мира, а также иллюстраторы со своими работами, чтобы найти контракты, пообщаться между собой о новинках и тенденциях. В то же время иллюстратор не должен забывать и саморазвитии. Удача придёт в любом случае, если человек целенаправленно идет и развивается в своей области. Как и в любой другой области нельзя сворачивать, а просто идти вперед, и оттачивать мастерство и стиль.
- Что скажете об авторском праве? Ваши работы защищены?
- Каждый иллюстратор по-разному к этому относится. Но я могу сказать, что нарушение авторского права бывает часто. Очень трудно за этим уследить. Если все же удалось это увидеть, узнать, то иллюстратор имеет право обратиться в суд. Важно, чтобы у него были доказательства: наброски, публикации в сети, где видно, когда размещалась эта работа.
- В чем секрет хорошей коммуникации со зрителем?
- Мне хочется, чтобы иллюстрация вызывала какую-то реакцию. Хочу иллюстрировать всем знакомые сюжеты из нашей жизни. У нас у всех есть эти свои общие какие-то воспоминания, ассоциации. Их я и пытаюсь использовать. Например, мой персонаж «Суперкелин». У нас есть родственница. Она успевает все: успешна на работе, в хозяйстве, у нее большой дом, воспитывает детей. К тому же она современная, хорошо следит за собой. Вот я нарисовала келин, которая в такой боевой стойке с чайником скалкой в руках. И такие спонтанные образы приходят часто.
- Какая доля ваших работ уходит в корзину?
- С каждым разом все меньше. Сейчас может быть 20-30%. Но раньше это было чаще. Ты как будто оттачиваешь свое мастерство. Становишься более уверенным. Мне придал уверенности проект, когда начала работать над уже настоящим заказом, над книгой. Это твой опыт, твоя насмотренность. Рука уже привыкла технически двигаться, мозг все запоминает и выдает образы. Секрет овладения любым ремеслом один: просто делать, просто много рисовать или много готовить. Результат придёт рано или поздно.
- Как относитесь к критике?
- При работе над книгой, когда меня просят что-то исправить, я это делаю. Меня это никак не задевает. Глаз может замылиться, а со стороны всегда видно лучше. К мнению нужно прислушиваться. Это помогает процессу. Как раз-таки этих замечаний и рекомендаций, вносишь правки, отправляешь и понимаешь, что на самом деле стало намного лучше, чем было прежде.
- Какие перспективы в сфере создания иллюстраций?
- Как будто именно книжная иллюстрация сейчас переживает бум. Родители стараются приобретать детям качественные, красивые книги. Книжная детская иллюстрация будет востребована.Я рисую и мне нравится рисовать. Я получаю удовольствие от этого. Наверное, секрет успеха любого бизнеса, как мне кажется, в том, чтобы получать удовольствие от того, что ты делаешь. Это помогает не перегорать. В чем особенность фриланса – в один месяц бывает то густо, то пусто. Это нужно понимать и уметь планировать. К тому же хороший иллюстратор имеет доход от преподавания и от про продажи своих работ онлайн.
- За какими художниками или иллюстраторами вы следите?
- Мне нравятся работы Константина де Гримма и Виктории Симакиной.
- Нет ли риска случайного плагиата, повторения их манер, стилей?
- Когда ты самоучка – ты смотришь, невольно копируешь чужие работы и это нормально. Никогда не получится нарисовать так, как нарисовал другой человек. Все равно будет выходить что-то свое. В начале нужно смотреть на другие работы. Пытаться копировать. Но потом полезно отключить сознание и просто рисовать, как умеешь. Прогресс будет.
История о том, как ученый-этнограф из Назарбаев Университета решила заняться коневодством и поменяла суетливую столичную жизнь на тихую деревенскую
Супруги из столицы пекут handmade-круассаны казахстанского производства
Бизнес Нурхана Жумабекова в прямом смысле строится на руинах – он возрождает легендарную советскую швейную фабрику в Карагандинской области.
История об отце, который воспитывает 12 приемных детей.
Рустам Ашуров, предприниматель, бизнес-тренер, бизнес-эксперт рассказал о качествах, которые помогают ему не только выстраивать успешный бизнес, но и собирать команду мечты, способную реализовать амбициозные проекты.
История художницы, которая живет в Германии и открывает казахстанское искусcтво для международной аудитории