Бизнес Нурхана Жумабекова в прямом смысле строится на руинах – он возрождает легендарную советскую швейную фабрику в Карагандинской области.
Впервые акт о запуске Абайской швейной фабрики был подписан в 1969 году. Предприятие было одним из крупнейших в регионе, объем валовой продукции которого занимал второе место после Темиртауского металлургического комбината. Однако, в 1997 году ее признали банкротом, а в 2003 – ликвидировали. И вот, спустя полвека со дня открытия, одна смелая семейная пара решила рискнуть и попробовать вернуть к жизни эту махину. Всего четыре месяца прошло с их выхода на масс-маркет, а среди довольных клиентов даже сам аким Карагандинской области.
- Нурхан, расскажите немного о себе и своей семье. Чем Вы занимались раньше?
- Родился в городе Абай. В КарГУ получил два образования на математическом и юридическом факультетах. Потрудился и учителем, и бухгалтером, и адвокатом. Пожил и в Шымкенте, и в Алматы, но вернулся в Абай. Каждый день общаться с родителями – большое счастье! А как пел Булат Окуджава: «В барабанном переулке барабанщики живут… Ну, где же, где же, барабанщик, барабанщица твоя? А в соседнем переулке барабанщицы живут». Так и я, в соседнем переулке встретил свою путеводную звезду, подарившую мне детей и наполнившую жизнь смыслом.
- У Вас не просто бизнес, а такой интересный и масштабный проект – возрождение производства на легендарной Абайской швейной фабрике. Откуда появилась эта идея, как все начиналось?
- Идея родилась спонтанно. У нас с супругой был небольшой швейный цех. Подумали о расширении производства. Ради шутки проехали на заброшенную фабрику. Охранник позвонил кому-то и запустил. Походили по разбитым цехам, в которых ни окон, ни дверей, а только горы мусора, сквозняки и голуби. Ужаснулись и уехали. Но, почему-то потянуло обратно. Непонятное ощущение. Ничем не подкрепленная уверенность, что получится. Никакой инфраструктуры не было: ни электричества, ни отопления, ни воды, ни канализации. На крыше, которая текла как из ведра, росли деревья в человеческий рост. Мы только год мусор выносили из фабрики и складывали на прилегающую территорию. Такой вот проект. Никакого проекта, если честно, не существовало. На проект деньги нужны, а денег не было.
- Наверное, проще открыть новое, чем восстанавливать старое?
- Не знаю. Новую фабрику не открывал. Если честно, считаю, что нам повезло. Добротное здание. Да, без электричества и прочих благ современности. Цена, по которой мы купили промышленный комплекс для меня очень большая, можно сказать, огромная, но если смотреть не через призму моих возможностей, то цена для такого здания просто смешная. Восстанавливать нелегко. Но это исключительно мое восприятие. Если бы государство помогло с инфраструктурой, то это была бы уже совсем другая история. А так, имею то, что имею. На других перекладывать свою ответственность не собираюсь. На том и стою.
- Сколько средств Вы вложили в проект? В одном из своих постов в Инстаграм Вы сравнивали затраченные деньги с покупкой нескольких «Ланд крузеров».
- Ну, в принципе, удобная мера исчисления. Мы вложили в восстановление фабрики неприличное количество «Ланд крузеров». На каком-то этапе уже перестаешь воспринимать расходы как таковые. У любой семьи есть постоянные статьи расходов, так и у фабрики, только в гораздо больших масштабах. Помню, с каким трудом пришлось расстаться с первыми расходами в размере пяти миллионов тенге на то, чтобы просто очистить крышу фабрики размером практически в футбольное поле от деревьев. Уже стираются из памяти расходы по уборке мусора со всех 15 тысяч квадратных метров. А на это ушел целый год. Были расходы по остеклению окон, по вводу канализации, водопровода, электроэнергии и отопления только на территорию фабрики, не говоря уже о внутренних разводках. Все это помнят только бухгалтерские проводки.
- Пользовались ли какими-нибудь программами для предпринимателей? Брали кредит или вкладывали только свои сбережения на открытие фабрики?
- За два года наше швейное предприятие с 10 швей и 2 раскройщиков окрепло до 48 человек. Как в народе говорят: «Наглость – второе счастье». Да, стали иметь наглость присматриваться к разбитому промышленному комплексу Абайской швейной фабрики, где когда-то работало свыше двух тысяч человек. Сбережений никаких не было, все наше богатство состояло из трудового коллектива, швейного оборудования и автомобиля «Тойота Превия» 1992 года выпуска.
На разбитый промышленный комплекс швейной фабрики никто кредит не дал. Никакая государственная программа на помощь нам не пришла. Банально, взяли обычный кредит в одном из банков Казахстана. Риск был большой. Мы и сейчас продолжаем рисковать – пандемия. Стабильна только общая нестабильность.
- Вы предприниматель со стажем или это Ваш первый бизнес? Где черпали знания о том, как строить свой бизнес?
- Моя супруга Ирина – предприниматель со стажем. Когда разваливалась Абайская швейная фабрика, она вместе с мамой и двумя коллегами в счет задолженности по заработной плате приобрели свои же швейные машинки, раскройный нож и организовали швейный цех в здании диспетчерской бывшего автобусного парка. Шили спецодежду. А в 2014 году пришла пора и мне влиться в этот бизнес. До этого времени юридически сопровождал несколько крупных промышленных предприятий, а также контролировал их бухгалтерию. Учился на чужих ошибках. Полученный опыт применил в семейном бизнесе.
- Какой ассортимент Вы предлагаете покупателям? В чем особенность вашей продукции?
- На данном этапе основной ассортимент спецодежда. Но, начиная с этого года, запустили масс-маркет: куртки, плащи, жилеты, спортивные костюмы, постельные принадлежности и многое другое. В чем особенность? Доступная цена при отменном качестве.
- Ваши изделия даже по фото в инстаграм выглядят очень стильно и качественно, при этом цены приятно удивляют. Как Вам удаётся оставаться доступными для населения?
- Локация. Мы шьем в Казахстане. У нас полный цикл производства и технический контроль. В любом случае, наша продукция будет доступнее, чем та, которую завозят, даже с учетом контрабанды. Но, обращаю Ваше внимание на то, что доступные цены возможны только в интернет-магазине. Если открывать магазин, к примеру, в МЕGA, то за счет стоимости аренды цена вырастет в разы. Мы еще в поиске своего покупателя, как и наш покупатель в поиске нас. Но скоро наши пути пересекутся. Уже сейчас мы имеем сотни покупателей в интернет-магазине, но скоро их будет тысячи. Здесь вопрос доверия. А доверие нужно заслужить. Заслужить стабильным качеством как самой одежды, так и сервиса продаж и доставки.
- Как Вас приняли на рынке масс-маркет?
- Интернет-магазину всего несколько месяцев. Делать какие-то выводы еще рано. Но, самое главное, что я вынес для себя через отклики покупателей – это то, что мы на правильном пути. Масс-маркет – это высшая лига, которой нужно соответствовать как материально (производственная база, трудовой персонал и т.д.), так и ментально (ценностные ориентации, собственные оценка и взгляды).
- Какие на сегодня показатели по продажам в интернет-магазине?
- Показатели хотелось бы иметь получше. Но мы не торопимся. Сотни покупателей уже есть. Их отклики дают нам радужные перспективы. Что характерно, ознакомившись с нашей продукцией, к нам обращаются многие магазины, специализирующиеся на одежде с предложением о сотрудничестве. Правда, первым и последним камнем преткновения являются цены нашего интернет-магазина. Качество товара настолько высоко, что, например, худи, соответствующего качества в магазинах продается минимум за 15 тысяч тенге против наших 8 тысяч тенге. Цены наших курток и плащей вообще мало какой магазин может себе позволить.
А об их качестве говорит уже то, что, к примеру, аким Карагандинской области встречает Президента Татарстана в плаще, купленном в нашем магазине. Мы трудимся и терпим. А терпение и труд все перетрут. У Абайской швейной фабрики уже есть свои постоянные клиенты, а скоро их станет гораздо больше. Самое главное стоять на том, на чем мы изначально стояли – на качестве.
- Сколько людей в Вашей команде?
- Сто человек. Здесь все: и охранники, и строители, и технические работники, и конечно, швеи. Ну, и конечно семья: жена, дети, родители, родители супруги.
- По какому принципу отбираете людей? Проводите ли обучение для них или ищите готовых профессионалов?
- Не только у нас, по-моему, у всех сейчас большая проблема с кадрами. Поэтому особых принципов не было. Имеешь знания – приходи. Не имеешь знаний, но хочешь работать – приходи. Большой коллектив как жернова, перемалывает все. И если сложившийся микроклимат в коллективе кому-то не подходит то, как говорится, насильно мил не будешь. Особой текучки нет. Но каждое заявление о приеме на работу – это общая удача, а каждое заявление об увольнении – это выговор лично себе. При фабрике есть учебный центр швей. Стараемся отправлять на обучение конструкторов. Добились, чтобы в местном колледже открыли отделение швей, которые будут проходить обучение непосредственно на фабрике, а это уже огромная победа!
- Как Вы считаете, на каком этапе сейчас находится Ваш бизнес? Какие дальнейшие планы по его развитию?
- Если говорить об Абайской швейной фабрике, то мы открылись 22 марта 2019 года. Не хотел бы делить бизнес на этапы. Идет и идет, слава Аллаху. Какие планы? Раньше фабрика в год выпускала свыше 2 миллионов курток и плащей. Это, конечно, космос в сравнении с сегодняшним днем, но почему бы и нет?Самое интересное, уже сейчас, всего лишь через четыре месяца после выхода на масс-маркет, убежден, что космос не так уж и далек. При этом мне гораздо проще, чем тому же Илону Маску. Ему нужно ракету возвращать из космоса, а мне нужно просто давать качество и доступную цену.
P.S.: Во время подготовки этого материала у нашего героя возникли проблемы с налоговыми органами. Об этом он написал на личной странице в Facebook. В каждом слове Нурхана чувствуется, как он болеет за свое дело, как горит им. К слову, предприниматель очень емко выражает свои мысли. Поэтому мы приведем здесь часть его поста, как описание ситуации. По словами предпринимателя, налоговый орган обвинил фабрику в том, что она наносит высокий риск государству из-за отсутствия у предприятия прибыли за последние 3 года.При том, что бизнесмен восстанавливает швейную фабрику, которую государство не смогло сохранить.
«Четыре года непрерывно ведется ремонт 18 тыс квадратных метров, отремонтировано порядка 15%, параллельно заработали промышленные цеха, начался выпуск продукции. Впереди по плану восстановление общежития, столовой лечебно-физкультурного комплекса, запуск второй очереди производственных линий», - комментирует свою деятельность Нурхан. Он отметил, что после решения налогового органа недропользователи закрыли фабрике доступ к своим закупкам.
«Круг замкнулся? Расходимся по домам? На фабрику вешаем амбарный замок? Один из руководителей местных налоговых органов среднего звена прокомментировал данный факт так: «Вы, занимаясь предпринимательской деятельностью, идете на риск! А это один из тех случаев!» И сидит передо мной в костюме и галстуке, купленными на заработную плату, которую получает из тех налогов, которые фабрика, в частности, вносит в бюджет. Что он производит, чем полезен? Чья деятельность на самом деле должна быть отнесена к степени высокого риска нанесения ущерба государству?» - задается вопросом бизнесмен.
Наш герой обратился к президенту страны и его помощнику: «Касым-Жомарт Кемелевич, купите у нас худи, спортивный костюи или ветровку! Ерлан Карин, помогите, пожалуйста, президенту разобраться, как сделать покупку в нашем магазине!» - конец цитаты.
Мы желаем Нурхану удачи в решении этой ситуации и процветания Абайской швейной фабрике!
История об отце, который воспитывает 12 приемных детей.
Рустам Ашуров, предприниматель, бизнес-тренер, бизнес-эксперт рассказал о качествах, которые помогают ему не только выстраивать успешный бизнес, но и собирать команду мечты, способную реализовать амбициозные проекты.
История художницы, которая живет в Германии и открывает казахстанское искусcтво для международной аудитории
История экономиста, который нашел свое призвание в керамике
Как человек с инвалидностью формирует инклюзивное общество
Художник считает, что в Казахстане не ценят творчество