Марат Бисенгалиев о создании оркестра в Индии: «Это была карма»

Всемирно известный скрипач-виртуоз рассказал о создании Индийского оркестра и о своей любви к этой стране

    поделиться
Автор: Венера Касумова 02-06-2020

 

Фото: Олег Спивак

Казахстанский музыкант, виртуоз, скрипач и дирижёр, талант которого признан далеко за пределами нашей страны Марат Бисенгалиев в интервью MyBusiness.kz рассказал о том, как создавался оркестр в Мумбае, что его привлекает в индийской культуре и как повлиял введенный во многих странах карантин из-за пандемии COVID-19 на его творчество.

- Марат Саметович, насколько мне известно, первый в истории Индии профессиональный симфонический оркестр (SOI, Mumbai) был создан в 2006-м году. Кем он был создан, кому принадлежит идея?

- Это случилось совершенно случайно. Идея создания оркестра в Мумбае принадлежит и мне, и моему другу – главе Национального центра исполнительских искусств (NCPA) Хушру Сантуку. Так получилось, что он случайно попал на наш концерт в Лондоне и посол Казахстана в Великобритании Ерлан Идрисов привел его к нам в артистическую комнату – в общем-то, с этого момента и началось наше сотрудничество. Хушру Сантук предложил приехать оркестру в Мумбай и через два года мы создали индийский оркестр.  

Конечно, тогда надо было понравиться самому главному человеку – Доктору Баба, который возглавлял компанию Tata Group.

  • Tata Group — индийская транснациональная компания-конгломерат со штаб-квартирой в Мумбаи. Одна из крупнейших компаний в Индии по капитализации рынка и доходов. Компания работает в области связи и информационных технологий, машиностроения, производства материалов, сферы услуг, энергетики, потребительских продуктов и химических веществ. Группа Tata имеет представительства в более чем 80 странах. В её состав входят 114 компаний и филиалов в 8 секторах бизнеса. 65,8% собственности Tata Group находятся в благотворительных фондах

Доктор Баба отметил, что наш оркестр – самый красивый из тех, что он когда-либо видел. Полагаю, именно это сыграло решающую роль в том, что сейчас у нас есть оркестр в Мумбае, который, к слову, существует уже больше 15 лет. Когда оркестр только создавался, я был уверен, что через 10-15 лет в Индии их будет огромное количество, как в Китае. К слову, в КНР на сегодняшний день более двухсот оркестров, но в Индии, как ни странно, наш оркестр до сих пор является единственным профессиональным оркестром.

- Я знаю, что многие музыканты индийского оркестра из Уральска, а индийских музыкантов всего 12. Почему?

- Да, в оркестре, в основном, музыканты, которые играли со мной в Уральске. Если открыть секрет, то в Уральске мой оркестр закрыли, и я вынужден был перевести их в Мумбай. К индийским музыкантам подход особый. Я бы с радостью взял больше музыкантов из Индии, но есть, критерий согласно которому, я подбираю людей в свою команду.

Прежде всего, действует принцип того, что в музыке не бывает компромиссов, нам нужны таланты (!), которые по уровню своего мастерства не ниже высокого класса. По этой причине у нас пока не повышается количество музыкантов, но у нас есть SOI Music Academy (Музыкальная академия Симфонического оркестра Индии), где выпускаются очень перспективные и талантливые молодые люди, которые, я совершенно уверен, в будущем будут играть в этом оркестре. Только так возможно будет делать индийский оркестр по-настоящему индийским.

- Как зародилась любовь к Индии и индийской культуре?

- Интересно, что Индию или любят или ненавидят (or love or hate), середины не бывает. Я думаю, что в этом вопросе, людей можно разделить на две группы, и я отношу себя к категории «love», потому что мне всегда, с самого начала нравилась и страна, и особенно люди, и, конечно же, сама философия буддизма, которой я придерживаюсь в жизни. 

Подчеркну – не как религии, а именно, как философии: придерживаюсь тех постулатов, в которые верю. Я думаю, что моя встреча с Хушру Сантуком была совершенно не случайной. Как говорят индусы, это была карма. И, конечно, меня привлекает наидревнейшая индийская культура. Каждая поездка и полет в Индию – это полет домой. 

Эта страна на сегодняшний день – моя вторая родина, в которой я провожу большую часть своей жизни, то есть наиболее длительный период в году я нахожусь в Мумбае. И основная работа сейчас посвящена этой стране. 

Конечно, нельзя сравнить потенциальную аудиторию слушателей в Казахстане или даже в Европе по сравнению с огромной и густонаселенной Индией – сейчас там проживает около 1 млрд 300 млн человек.  Иметь один единственный оркестр на всю эту территорию – это настоящий клондайк.  

Но мы не ограничиваемся деятельностью только в Индии – оркестр сейчас старается зарекомендовать себя, как один из самых сильных в Азии. К слову, недавно мы гастролировали по Швейцарии, Великобритании, через полтора года снова планируем гастроли по Великобритании, России и странам Среднего Востока. Популярность индийского оркестра растет. В целом, на сегодняшний день, как культурная сфера, так и вся экономика Индии стремительно набирают обороты. Согласно прогнозам индийских экономистов, к 2040-му году Индия станет самой богатой страной, и эту точку зрения я разделяю.

- Требует ли ваше творчество каких-то вложений сегодня? Каких?

- Самое большое вложение – это время. Я уже говорил, что я больше всего отдаю самого себя. И, конечно, это касается не только оркестра, но также и академии (SOI Music Academy). Мне кажется, она оставит бОльший след в истории, чем сам оркестр. Полагаю, именно академия, станет основой для каких-то музыкальных творческих традиций и позволит помнить мое имя. Как говорят англичане: «Legacy» (наследие – прим. ред.). То есть через образование мы оставим будущему поколению в качестве наследия западную классическую музыку, а выпускники академии станут основой этой музыки. 

- Какие проекты в будущем планируете реализовать?

- Проектов много – на долгие годы вперед. Индийский оркестр достаточно традиционный и многие мои сумасшедшие проекты, которые я реализую, допустим, в Казахстане, конечно, не будут так приняты в Мумбае.

Хушру Сантук и его окружение – люди, относящиеся к культурным плюралистам – чистые классики. Им нравится только классика, они не приветствуют даже музыку таких композиторов как: Карл Дженкинс (Karl William Pamp Jenkins), Джон Уильямс (John Towner Williams), поэтому в перспективе есть проекты, но они более традиционные.

У оркестра сильные спонсоры и сильная основа. Мы можем привлекать лучших дирижеров, солистов. Здесь можно блеснуть именами. Я счастлив, что могу посмотреть репетиции этих великолепных дирижеров, для меня это самая настоящая ценность: это отличные мастер-классы и лучшие уроки музыки.

- Изменила ли ваши планы охватившая весь мир пандемия COVID-19, и как отразился карантин на проектах, творческой деятельности в целом?

- На музыкантов – self-employed, у которых нет постоянной работы, которые играют в оркестрах по приглашению и особенно на солистов, чьи концерты были отменены из-за всемирной пандемии коронавируса, ситуация, конечно, сильно повлияла. Эта категория музыкантов пострадала сильнее остальных от введенного во многих странах карантина. Для меня карантин – хорошая возможность остановиться, восстановиться, отдохнуть и провести время со своей семьей, потому как мне не всегда удавалось достаточно времени уделять супруге и детям. Я постоянно был погружен в творчество и посвящал себя новым проектам. Из-за COVID-19 и мои проекты были отменены, но еще раз подчеркну, что в какой-то мере, лично для меня, этот карантин был даже необходим.  

Для меня карантин – хорошая возможность остановиться, восстановиться, отдохнуть и провести время со своей семьей

- Известно, что ваша дочь – Арухан Галиева тоже проявляет интерес к искусству, и не только к музыке, но и кино? Поддерживаете ли вы ее в этом?

- Моя старшая дочь пошла по-другому пути, она стала актрисой, недавно снялась в культовом британском сериале «Doctor Who», играя одну из главных ролей. Причем во многих фильмах и в шекспировской компании «Глобус» (Shakespeare's Globe), она используется как актриса, которая поет. Один из примеров – это фильм «Анна Каренина» (экранизация 2017 года). О ней уже услышали, и мне кажется, она скажет своим творчеством еще очень многое.  И может быть даст о себе знать намного громче, чем я.

-  Можно ли сказать, что ваши дети проявляют особую любовь к творчеству или какому-либо виду искусства? Чем они занимаются?

- Мои дети – полуфранцузы. Я живу в очень красивом месте во Франции – это, конечно, настоящая культурная пустыня, здесь трудно найти каких-либо учителей, а музыкальных учителей просто нет. В школе, которая находится совсем не близко, детям преподают уроки флейты. Они любят их посещать, но это уроки не такого высокого уровня. Увлекаются также футболом, лошадьми, фехтованием – всем тем, что здесь развито на хорошем уровне. Я бы сказал, что фехтование – это французский вид спорта. А любовь к творчеству выражается, в основном, через слушание. Вот, например, в машине, мы все вместе слушаем только классическую музыку.

- Желаю вам новых продуктивных проектов. Будем ждать ярких шоу в Казахстане!

- Благодарю за интервью и желаю MyBusiness.kz процветания!

Марат Саметович Бисенгалиев (род. 15 марта 1962, Алма-Ата, Казахская ССР) – известный казахстанский скрипач-виртуоз («brilliant violin soloist» – «The Times») и дирижёр.

Заслуженный деятель РК (2000), профессор Бирмингемской консерватории, один из директоров Альянса оркестров Азиатско-тихоокеанского региона AAPRO. Большую часть времени живёт на юге Франции недалеко от Пиренеев, работает в Великобритании и Индии.

1988 год – победитель Международного конкурса исполнителей Баха в Лейпциге (Германия)

1991 год – первое место на международном конкурсе имени Никанора Сабалеты в Испании. Помимо первого места получил специальный приз за самое виртуозное исполнение

2000 год – заслуженный деятель искусств Казахстана

2000 год – орден «Курмет» (орден Почёта) от правительства республики

2000 год – первый лауреат независимой премии меценатов Казахстана «Платиновый Тарлан» в категории «Музыка»

2010 год – избран «Музыкальным символом десятилетия Казахстана» по итогам независимого опроса

Марат Бисенгалиев выступал с такими известными оркестрами, как English Chamber Orchestra, BBC Scottish Symphony Orchestra, BBC Ulster Symphony Orchestra, The Philharmonia Orchestra, The National Symphony Orchestra of Ireland, Northern Simfonia, Московский симфонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Польского радио, Варшавский филармонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Украины, выступал в престижнейших концертных залах мира: Карнеги Холл (Нью-Йорк), Королевский Альберт-холл, Барбикан и Wigmore Hall (Лондон), Bridgewater Hall (Манчестер), Waterfront Hall (Белфаст), Sheffield City Hall, Большой зал Московской консерватории и другими.

* Место для съемки некоторых фотографий любезно предоставила Библиотека Арт Лэйн 

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как можно осознанное потребление превратить в бизнес?

История создания неординарных проектов от Марии Апенко

Кому кризис, а кому – возможность вырасти

Мы узнали, какие компании заработали в период карантина больше, чем до него

Зарина Самигуллина: Я планирую стать «номер один» среди питомников и садовых центров Казахстана

Владелица садового центра «Лукоморье» рассказала о своей бизнес-истории от ритейла до эко продуктов

Фариза Султан: Я никогда не вдохновлялась моделями 90*60*90

Молодой дизайнер поделилась своей историей успеха и рассказала о проблемах отечественной fashion-индустрии

Индира Ильясова: Моя задача – научить руководителей мыслить out of box

Бизнес-консультант рассказала, почему нельзя игнорировать стратегический маркетинг в бизнесе

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!