Кому кризис, а кому – возможность вырасти

Мы узнали, какие компании заработали в период карантина больше, чем до него

    поделиться

 

Фото: Norma Mortenson, Pexels

В результате пандемии Covid-19 и введения в связи с этим карантина во многих странах пострадали практически все виды бизнеса – от крупных корпораций до малого и среднего бизнеса. Но при этом есть компании, у которых наоборот в период карантина объем продаж только вырос. В их числе – сервисы по доставке еды и другие онлайн платформы. Мы решили узнать, так ли это на самом деле.  

В начале мая инвестиционный банк Goldman Sachs опубликовал аналитический отчет по секторам бизнеса, которые испытали наибольшее падение по продажам и рост в период карантина. Аналогию можно привести и с другими странами, в том числе с Казахстаном, поскольку модель бизнеса везде практически одна и та же.

Так вот, от карантина больше всего пострадали все компании, бизнес которых никак нельзя было конвертировать в онлайн – это гостиничный бизнес, туристические компании, фитнес-клубы, авиакомпании и практически весь транспорт (перевозки), розничная торговля (в особенности торгово-развлекательные центры) и сектор развлечений.

Но при этом есть бизнесы, которые напротив – в период карантина выросли, в их числе: электронная коммерция, продажа еды, алкоголя и чистящих средств, онлайн развлечения, СМИ, специализирующиеся на новостях, доставка еды, видеочаты, фитнес онлайн.

Таким образом, не все оказались в проигрыше.

Мы решили проверить эти выводы исследования на практике и обратились к сервисам по доставке еды – действительно ли они выросли в период карантина?

По словам представителей одного из популярных сервисов по доставке еды Chocofood, заказы во время карантина увеличились на 30% по сравнению с докризисным временем. Апрель стал рекордным месяцем по количеству заказов для Chocofood, количество сессий в приложении увеличилось в 2 раза по сравнению с декабрем, хотя декабрь исторически считается пиковым месяцем.

После введения карантина и ЧП около 40% ресторанов Алматы вынуждены были приостановить работу полностью либо в каких-то точках. В случае постепенного восстановления работы ресторанов с 25 мая 2020 года ожидается большой спрос на посадку, поэтому Chocofood прогнозирует падение в заказах на 10%.

«Мы надеемся, что это также поможет закрытым ресторанам вернуться в работу не только в офлайне, но и для доставки еды. Не будет резкого падения в заказах, так как за время карантина у людей появилась привычка заказывать еду, увеличилась частота покупок, и многие попробовали заказ еды впервые и продолжат пользоваться услугой.

Почти на 50% увеличился приток новых пользователей во время карантина. До сих пор продолжает идти рост заявок от новых заведений на подключение доставки. Только за апрель мы подключили 84 новых заведения на платформу Chocofood», - говорит операционный директор Chocofood Олжас Тамабаев (на фото).

Всем интересно узнать, что же заказывали казахстанцы во время карантина?

Если говорить о самых популярных заведениях, то статистика сохраняется. Большая часть заказов приходится на рестораны QSR сегмента – бургеры и пицца, далее идут заведения категорий «суши» и «восточная кухня».

Happy food – еще один онлайн сервис, занимающийся доставкой продовольственных и бытовых товаров в г.Нур-Султан. В Happy Food с первого же дня карантина количество заказов увеличилось в более чем 2,5 раза. При этом более 80% из них составлял органический трафик с минимальными маркетинговыми затратами.

Как рассказывает руководитель сервиса Дастан Абдыгали, карантин провел «испытание огнем» компанию, в ходе которого команда Happy Food определила слабые, сильные стороны и потенциальные точки роста.

«К примеру, при большом потоке заказов существенную роль играет приоритизация заказов по времени доставки и району города – важно для масштабирования сервиса.  Изменения коснулись и штата курьеров, так в первую очередь расширили «узкое горлышко» сервиса – количество комплектовщиков увеличили в 3 раза, курьеров в 2 раза», – говорит Дастан Абдыгали.

В Happy Food сообщили о заметном влиянии эпидемиологической ситуации на выбор и количество продуктов.

Структура среднего чека во время карантина сильно не изменилась, основными категориями остаются овощи, фрукты, молочная продукция и курица. Однако средний чек увеличился более чем на 40%, что говорит о том, что во время карантина казахстанцы закупались на более долгий срок либо стали потреблять больше.

Однако не все сервисы по доставке еды испытали рост. Здесь вопрос в особенностях бизнес-модели.

Так, по словам основателя сервиса по доставке 5-разового здорового питания Eat.and.fit Амира Давлетова (на фото), у них во время карантина продажи упали почти вдвое.

«Мы не ожидали, что так просядем. Более того, мы ждали сезон, который разумно совпадает с сезонностью в фитнес-сфере: подготовка к лету и пляжу. Но лето и пляжи «отменили», потому и подготовка не оправдана.

Еще одна аудитория, которая в период карантина отпала – это люди, кто решает вопрос времени, находясь всегда в движении по работе и делам: нет работы, нет необходимости оптимизировать время», - говорит Амир Давлетов.

По его словам, с ними остались только те клиенты, для кого сервис закрывает вопросы лечебного питания, как правила. И добавились «возрастные» клиенты – кто-то начал заказывать для родителей «в зоне риска», чтобы минимизировать необходимость выходить на улицу.

«Ну и конечно, экономический эффект дал о себе знать – многим предпринимателям пришлось «подужаться» в расходах, чтобы перекрыть свои возникшие кассовые разрывы. И кто-то «подужался» в том числе и за счет отказа от подписки на питание», - считает основатель Eat.and.fit.

Рост продаж у Chocofood и Happyfood предприниматель объясняет разницей в бизнес-моделях.  «Вышеперечисленные сервисы являются агрегаторами, являясь связующим звеном между конечным потребителем и другими бизнесами. Другими словами, они предоставляют it-решение, которое становится дополнительным (или иногда и основным) каналом сбыта продукции для компаний, работающих в сфере общепита, эдакий маркет-плейс с опцией доставки продукции.

У нас же совсем другая история. В первую очередь это связано с самим продуктом – мы не закрываем потребность в еде, возникшую в данный момент, а работаем исключительно по подписке.

Во-вторых, задача нашего продукта в принципе не в том, чтобы утолить голод или внезапно возникшее желание поесть «не домашнюю» еду, наши клиенты ставят более долгосрочные цели: здоровье, коррекция веса или экономия времени и закрытие вопроса питания на каждый день под ключ», - говорит эксперт.

Чтобы выжить в период карантина, компания вышла на рынок B2G. Это позволило им сохранить рабочие места и покрыть все издержки. «Для нас это новый опыт, и возможно, продолжим работать в этом направлении и вне карантина. Стратегически это не то, к чему мы стремимся, но в условиях нынешней ситуации – хорошая помощь от государства», - добавил Амир Давлетов.

Тем временем, в Naimi.kz – онлайн сервисе по оказанию различных услуг (уборка дома, мелкие слесарные работы и пр.) согласно статистике основные показатели по продажам услуг упали в среднем на 55%, а количество клиентов, оставивших заявку, снизилось на 50%.

Онлайн сервису пришлось на время прекратить все маркетинговые кампании, а тарифы для специалистов в медицинских масках стали абсолютно бесплатными.

Сооснователь этой платформы Ерлан Есимсеитов (на фото) рассказал, что несмотря на резкое снижение доходов, в команде Naimi.kz были сохранены все рабочие места и заработные платы сотрудников. С момента объявления чрезвычайного положения Naimi.kz разработали собственную антикризисную программу.

Несмотря на высокий спад, а это 58% по показателям доходности, современные проблемы рождают новые решения. В онлайн сервисе запустились новые категории услуг как для студентов, школьников и всех желающих обучаться дистанционно, так и для преподавателей, тренеров и даже лекторов.

«Тем не менее мы смогли предоставить возможность заработать чуть больше 50 млн тенге нашим специалистам во время карантина. Вот это на самом деле круто, что люди не остались без работы», - говорит Ерлан Есимсеитов.

По словам представителей сервисов, чтобы выжить в новых условиях и адаптироваться к положению своих клиентов, успешным онлайн платформам понадобится и дальше находить творческие решения по продаже своих товаров и услуг.

По мнению Амира Давлетова, агрегаторы и it-платформы будут и дальше расти. Ведь у них два клиента: с одной стороны потребитель, который все больше привыкает к фуд-теху даже несмотря на карантин, а с другой – это весь общепит, который нуждается в рабочих каналах продаж и сбыта.

«Но ресторанам одной доставки не будет хватать, чтобы поддерживать свою экономику на должном уровне. Компании же, работающие исключительно на доставку выиграют ввиду условий карантина, но проиграют с учетом факторов повышенной конкуренции и спада потребительской способности», - полагает предприниматель.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Зарина Самигуллина: Я планирую стать «номер один» среди питомников и садовых центров Казахстана

Владелица садового центра «Лукоморье» рассказала о своей бизнес-истории от ритейла до эко продуктов

Фариза Султан: Я никогда не вдохновлялась моделями 90*60*90

Молодой дизайнер поделилась своей историей успеха и рассказала о проблемах отечественной fashion-индустрии

Индира Ильясова: Моя задача – научить руководителей мыслить out of box

Бизнес-консультант рассказала, почему нельзя игнорировать стратегический маркетинг в бизнесе

Я ориентируюсь только на составы, не обращая внимания на бренды

Владелица магазинов косметики Lux K Сosmetics Жулдыз Сатылганова рассказала о своих принципах в бизнесе

История о том, как можно превратить «вышивку» в мужской бизнес

Предприниматель Нуржан Уразалиев рассказал о том, как любимое хобби привело его в бизнес

ТОП-20 самых популярных блогеров Instagram

Brand Analytics подвели итоги исследования за апрель

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!