Предприниматели подвели итоги уходящего года
В преддверии нового года мы опросили несколько представителей малого и среднего бизнеса о том, каким был для них 2020 год, какие уроки они вынесли из него и что хотят успеть до 31 декабря?
Мавлюда Исматуллаева, руководитель тренинг-центра консалтинговой компании TOP Consultant, г. Худжанд, Таджикистан
1) Год был тяжелым и полезным одновременно. Семинары прекратились, но позже появилась возможность провести вебинары и онлайн семинары. В каждой ситуации есть свои плюсы и минусы, и от гибкости человека зависит, как он сможет извлечь пользу от сложившейся ситуации.
2) Этот год дал понять, как выйти из зона комфорта и применить нестандартные инструменты, чтобы остаться на плаву. Все изменилось, даже форма подачи информации. Кто приспособился в зависимости от ситуации, тот и выиграл. Надо быть гибким и уметь приспосабливаться.
3) До нового года хочу полностью научиться проводить вебинары и детально изучить все что касается Digital для продвижения своего бизнеса. Рынок изменился и подход соответственно тоже.
Алия Жулбарисова, компания по доставке натуральных органических продуктов Bazarjoq.kz
1. Год выдался интересным. Новые вызовы и новые возможности. Стало понятно, что мир уже не будет прежним. Поэтому пришлось подстраиваться под новые реалии. Было реализовано несколько проектов, в том числе и онлайн.
2. В кризисные времена особо важны скорость принимаемых решений.
Необходимо быстро реагировать на стремительно меняющийся мир. Кто не успел, тот опоздал. Это фраза сейчас актуальна, как никогда. Необходимо следовать новым трендам, обучаться и не оглядываться назад.
3. Подготовиться к предновогоднему буму продаж. Подвести итоги уходящего года, и, конечно же, составить план на 2021 год.
Зинаида Пак, со-основатель студии дизайн-решений SREDALAB
1) Этот год для меня стал особенным. Очень непростым в эмоциональном плане. Я бы назвала его годом трансформаций! Как в бизнесе, так и в личных ценностях и целях.
2) Может быть не в моих силах повлиять на ситуацию, но точно только я способна изменить свой собственный настрой к случившемуся. Первый урок – позитивный настрой решает!
Второй урок – не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня: будь то запуск стартапа, внедрение новых продуктов в бизнес или путешествия. Завтра может случиться локдаун. Завтра тебя может не стать. Завтра может все измениться. Хочешь чего-то сейчас – надо делать это сейчас.
Я много месяцев страдала самокопанием, говорю же, это год трансформаций! Каждый раз думая, что вот, наконец, нашла себя, оказывалось, что это лишь одна моя грань из множества. Урок третий – быть разной в разное время – это нормально, уметь быть в гармонии с самой собой – это навык.
3) Выбрать подарок любимому мужу. И все. Никаких списков, подведение итогов и размышлений/планов на следующий год. Мой новый девиз – быть «здесь и сейчас», и есть эту жизнь большой ложкой!
Джамиля Керимова, основатель коворкинга «Иш Нокады» в Ашхабаде, Туркменистан
1) Год был нелегким, сложным, продуктивным и самое главное – результативным
2) Уроки вынесли, что нужно быть готовым к кризисной ситуации, не паниковать, а здраво пересмотреть стратегию
3) Разработать маркетинговый план на следующий год.
Камиля Серикова, со-основатель Tchibo в Казахстане
1. Год был интересным. Сбалансированным между домом и работой.
Благодаря карантину завершила очень много задуманных дел, как в работе, так в семейной и личной сфере.
2. Всё необходимо делать вовремя. И все идеи нужно реализовывать быстро. Важно слушать себя и подбирать персонал на работу больше по ценностям, чем по профессионализму.
Клиенты любят скорость и качество, тогда остаются с нами навсегда.
3. Запустить интернет-магазин.
Расул и Гульзана Куванбакиевы, производство круассанов и изделий из слоенного теста
1) В прямом смысле – прорывным. Запустились в начале года, начиная с апреля ежемесячно фиксировали рост продаж. Быстро приняли новые реалии и начали строить жизнеспособный бизнес. Переориентировали продукт, настроили онлайн продажи, сделали доставку безопасной, сфокусировались на сервисе.
2) Уроки:
– Бизнес должен быть глубоко оцифрован.
– Место встречи с клиентом – интернет. Крайне важно прокачивать сайты, соцсети.
– Личная ответственность перед клиентом. Построение Личного Бренда – лучший способ быть честным с клиентом.
– Планы должны быть краткосрочными. Стратегии могут меняться.
3. Мы переехали в Цех – большое помещение с большими окнами в новом здании. Подтягиваем очередь, прорабатываем новые виды слоенных изделий, готовимся к Большому Забегу – 2021!
Анара Какимова, со-основатель проекта по продаже детских книг ReadKids
1) Для нашего бизнеса как ни странно 2020 год был очень успешным, так как именно с карантина все и началось. Закрылись торговые центры, людей посадили на карантин дома, детей нужно было чем-то развлекать и занимать кроме гаджетов. Остро возникла потребность в книжках. Так как повсеместно их даже купить нельзя было в торговых центрах, то родилась идея сделать их доступными вблизи жилых домов при продуктовых дворовых магазинчиках, которые всегда были открыты.
Так и родилась идея в первой половине года открыть полку с детскими книжками в дворовых магазинах. Со второй половины года проект уже был запущен. Теперь люди уже потихоньку привыкают книжки брать наравне с хлебом и молоком часто.
2) Главный урок – это всегда надо извлекать позитив и заставлять мозг работать креативно. В любой самой сложной ситуации найдется решение. Нужно больше думать о людях, нести социальную ответственность. Не бояться сложностей и идти вперед.
3) Многое хочется успеть до Нового года – удовлетворить заказы всех клиентов, запустить еще больше наших полок с книжками в дворовых магазинах, продвинуть наш книжный бренд. Но главное – это определить цели и задачи, а также четкий план на следующий год, чтобы с 1 января начать осуществление плана.
История о том, как группа энтузиастов создала казахские аудиосказки и разместила их на мировых платформах
Основная уникальность книги в том, что ребенок в ней является главным героем
Владелец клининговой компании рассказал, как оставил престижную должность ради уборки подъездов
Производитель мебели рассказал, как выживает мебельный бизнес после карантина
Сооснователь площадки PrivateDress.com рассказала о том, как можно зарабатывать на вторичном потреблении