Каким был 2020 год для малого бизнеса?

Предприниматели подвели итоги уходящего года

    поделиться
Автор: Сабина Мустафина 25-12-2020

 

Shutterstock.com

В преддверии нового года мы опросили несколько представителей малого и среднего бизнеса о том, каким был для них 2020 год, какие уроки они вынесли из него и что хотят успеть до 31 декабря?

Мавлюда Исматуллаева, руководитель тренинг-центра консалтинговой компании TOP Consultant, г. Худжанд, Таджикистан

1) Год был тяжелым и полезным одновременно. Семинары прекратились, но позже появилась возможность провести вебинары и онлайн семинары. В каждой ситуации есть свои плюсы и минусы, и от гибкости человека зависит, как он сможет извлечь пользу от сложившейся ситуации.

2) Этот год дал понять, как выйти из зона комфорта и применить нестандартные инструменты, чтобы остаться на плаву. Все изменилось, даже форма подачи информации. Кто приспособился в зависимости от ситуации, тот и выиграл. Надо быть гибким и уметь приспосабливаться.

3) До нового года хочу полностью научиться проводить вебинары и детально изучить все что касается Digital для продвижения своего бизнеса. Рынок изменился и подход соответственно тоже.

Алия Жулбарисова, компания по доставке натуральных органических продуктов Bazarjoq.kz

1. Год выдался интересным. Новые вызовы и новые возможности. Стало понятно, что мир уже не будет прежним. Поэтому пришлось подстраиваться под новые реалии. Было реализовано несколько проектов, в том числе и онлайн.

2. В кризисные времена особо важны скорость принимаемых решений.
Необходимо быстро реагировать на стремительно меняющийся мир. Кто не успел, тот опоздал. Это фраза сейчас актуальна, как никогда. Необходимо следовать новым трендам, обучаться и не оглядываться назад.

3. Подготовиться к предновогоднему буму продаж. Подвести итоги уходящего года, и, конечно же, составить план на 2021 год.

 

Зинаида Пак, со-основатель студии дизайн-решений SREDALAB

1) Этот год для меня стал особенным. Очень непростым в эмоциональном плане. Я бы назвала его годом трансформаций! Как в бизнесе, так и в личных ценностях и целях.

2) Может быть не в моих силах повлиять на ситуацию, но точно только я способна изменить свой собственный настрой к случившемуся. Первый урок – позитивный настрой решает!

Второй урок – не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня: будь то запуск стартапа, внедрение новых продуктов в бизнес или путешествия. Завтра может случиться локдаун. Завтра тебя может не стать. Завтра может все измениться. Хочешь чего-то сейчас – надо делать это сейчас.

Я много месяцев страдала самокопанием, говорю же, это год трансформаций! Каждый раз думая, что вот, наконец, нашла себя, оказывалось, что это лишь одна моя грань из множества. Урок третий – быть разной в разное время – это нормально, уметь быть в гармонии с самой собой – это навык.

3) Выбрать подарок любимому мужу. И все. Никаких списков, подведение итогов и размышлений/планов на следующий год. Мой новый девиз – быть «здесь и сейчас», и есть эту жизнь большой ложкой!

Джамиля Керимова, основатель коворкинга «Иш Нокады» в Ашхабаде, Туркменистан

1) Год был нелегким, сложным, продуктивным и самое главное – результативным

2) Уроки вынесли, что нужно быть готовым к кризисной ситуации, не паниковать, а здраво пересмотреть стратегию

3) Разработать маркетинговый план на следующий год.

 

Камиля Серикова, со-основатель Tchibo в Казахстане

1. Год был интересным. Сбалансированным между домом и работой.

Благодаря карантину завершила очень много задуманных дел, как в работе, так в семейной и личной сфере.

2. Всё необходимо делать вовремя. И все идеи нужно реализовывать быстро. Важно слушать себя и подбирать персонал на работу больше по ценностям, чем по профессионализму.
Клиенты любят скорость и качество, тогда остаются с нами навсегда.

3. Запустить интернет-магазин.

Расул и Гульзана Куванбакиевы, производство круассанов и изделий из слоенного теста  

1) В прямом смысле – прорывным. Запустились в начале года, начиная с апреля ежемесячно фиксировали рост продаж. Быстро приняли новые реалии и начали строить жизнеспособный бизнес. Переориентировали продукт, настроили онлайн продажи, сделали доставку безопасной, сфокусировались на сервисе.

2) Уроки:

– Бизнес должен быть глубоко оцифрован.

– Место встречи с клиентом – интернет. Крайне важно прокачивать сайты, соцсети.

– Личная ответственность перед клиентом. Построение Личного Бренда – лучший способ быть честным с клиентом.

– Планы должны быть краткосрочными. Стратегии могут меняться.

3. Мы переехали в Цех – большое помещение с большими окнами в новом здании. Подтягиваем очередь, прорабатываем новые виды слоенных изделий, готовимся к Большому Забегу – 2021!

Анара Какимова, со-основатель проекта по продаже детских книг ReadKids

1) Для нашего бизнеса как ни странно 2020 год был очень успешным, так как именно с карантина все и началось. Закрылись торговые центры, людей посадили на карантин дома, детей нужно было чем-то развлекать и занимать кроме гаджетов. Остро возникла потребность в книжках. Так как повсеместно их даже купить нельзя было в торговых центрах, то родилась идея сделать их доступными вблизи жилых домов при продуктовых дворовых магазинчиках, которые всегда были открыты.

Так и родилась идея в первой половине года открыть полку с детскими книжками в дворовых магазинах. Со второй половины года проект уже был запущен. Теперь люди уже потихоньку привыкают книжки брать наравне с хлебом и молоком часто.

2) Главный урок – это всегда надо извлекать позитив и заставлять мозг работать креативно. В любой самой сложной ситуации найдется решение. Нужно больше думать о людях, нести социальную ответственность. Не бояться сложностей и идти вперед.

3) Многое хочется успеть до Нового года – удовлетворить заказы всех клиентов, запустить еще больше наших полок с книжками в дворовых магазинах, продвинуть наш книжный бренд. Но главное – это определить цели и задачи, а также четкий план на следующий год, чтобы с 1 января начать осуществление плана.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Анжела Гарипова: Мы вывели казахские народные сказки на международную арену

История о том, как группа энтузиастов создала казахские аудиосказки и разместила их на мировых платформах

Сайора Карабаева: Я не рекламирую товары, которыми не пользуюсь сама

Блогер, бренд-амбассадор сети супермаркетов METRO Сайора Карабаева рассказала о тонкостях своей профессии

Основатели READKIDS: Мы хотим, чтобы покупка книг стала привычным делом

Как заставить людей вместо шоколада и жевательной резинки покупать книги?

В Казахстане создали первые детские персонализированные книги

Основная уникальность книги в том, что ребенок в ней является главным героем

Батима Мукина: Государство помогает реализовать гражданские инициативы через НПО
25-11-2020–

Председатель правления Центра гражданских инициатив рассказала, как и на что расходуются государственные деньги

Асет Бегалиев: Я хочу строить глобальный бизнес, управляемый из Казахстана

Владелец клининговой компании рассказал, как оставил престижную должность ради уборки подъездов

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!