Сооснователь площадки PrivateDress.com рассказала о том, как можно зарабатывать на вторичном потреблении
«Быстрая мода» – капкан, в который сегодня попали миллионы потребителей, превратившись в активных шопоголиков. Ежегодно на свалках скапливается более 70 млн тонн одежды, загрязняя нашу планету, и только 12% из них подвергается вторичной переработке. Мы поговорили с основателем онлайн ресейл-проекта Асель Ашитовой, решившей внести свой вклад в развитие осознанного потребления казахстанских модниц.
– Асель, что у вас за проект? Какую проблему он решает?
– PrivateDress.com – это казахстанская ресейл-площадка, через которую люди продают свою одежду, обувь или аксессуары.
Это могут быть как молодые девушки, домохозяйки, мамы, так и Инстаграм-магазины и бренды. На сайте размещаются новые или почти новые вещи из женского гардероба.
Наша аудитория – осознанные потребители, которые приобретают подержанные и новые вещи, экономя на покупках. Мы рассматриваем тему вторичного потребления, как модель экономного потребления и заботы об окружающей среде в нашей стране и во всем мире.
– Как вы пришли к этой идее?
– В моем шкафу висело несколько платьев, которые я надевала всего пару раз. Мне не хотелось появляться в них снова на мероприятиях, но выбрасывать или отдавать было жалко, ведь они стоили немалых денег. Именно тогда-то у меня и появилась идея создания ресейл-сервиса.
Сначала вместе с моим партнером по бизнесу мы планировали перепродавать только вечерние, коктейльные и свадебные платья. Однако карантин расширил наши горизонты: мы добавили различные категории женской одежды, аксессуаров, обуви и косметики.
Согласно исследованиям, рынок ресейла одежды к 2022 году достигнет $41 млрд в мире. Индустрия fashion-ресейла хорошо развита на Западе и в Соединенных Штатах, в ней задействованы современные дизайнеры и селебрити.
Например, сестры Кардашьян занимаются ресейлом своих вещей, а за годы телепроекта, в котором они участвовали, их накопилось немало.
Известная модель Наталья Водянова в столице Франции запустила сервис по аренде вечерних и коктейльных платьев из своего гардероба, передавая вырученные деньги на благотворительность. Мы планируем, что через нас тоже в скором будущем будут продавать свои вещи известные личности Казахстана.
– Расскажите о механике работы вашего проекта
– Продавать через сайт www.privatedress.com выгодно для обеих сторон: для физического лица – это возможность заработать на вещи, которую он не носит. Для малого бизнеса – это дополнительный канал продаж. Для покупателя – шанс недорого приобрести качественную вещь.
Чтобы продавать на нашем сайте, достаточно выполнить два простых шага: зарегистрироваться и разместить фото вещи вместе с информацией о ней.
Объявления размещаются бесплатно, но для ускоренной продажи у нас имеются платные опции. На сайте не предусмотрена никакая реклама, чтобы не раздражать наших пользователей.
Монетизация проекта осуществляется за счет продвижения платных объявлений на сайте (на главной странице появляются только платные объявления). В ближайшем будущем мы планируем ввести так называемую «Безопасную сделку», где наш сервис будет обеспечивать безопасность платежей и гарантию доставки вещи, а также возможность возврата, если вещь не подошла, за определенный процент от покупки.
– Сколько участников сейчас на вашей площадке? Отслеживаете ли вы объемы продаж, совершенные через ваш сервис?
– Ежемесячно у нас около 5 тысяч посетителей сайта, и эта цифра продолжает расти. Объем продаж пока нам не известен, поскольку мы не являемся участниками сделок, а предоставляем только онлайн-площадку для торговли. Но, когда мы станем полноценным сервисом, и основные денежные потоки будут проходить через нас, то можно будет озвучивать конкретные цифры.
– Находитесь ли вы на данный момент в поисках инвестиций для своего проекта? Если да, на что планируете их потратить?
– В данный момент мы развиваемся на собственные средства, и как любому стартапу, для ускоренного развития нам необходимы инвестиции. Мы находимся в поисках бизнеса-ангела и с этой целью проходим акселерационную программу в Международном технопарке Astana Hub.
Полученные инвестиции планируем потратить, прежде всего, на техническую доработку проекта, чтобы он отвечал всем современным требованиям. И, конечно же, большая часть затрат пойдет на развитие SЕО, разработку приложения, маркетинговую стратегию, PR и масштабирование.
– Общались ли вы уже с венчурными инвесторами в Казахстане или за рубежом?
– У нас не было опыта общения ни с казахстанскими, ни с зарубежными венчурными инвесторами. Хотя наш формат можно легко масштабировать на другие страны, и тому уже есть удачные примеры.
В подобные проекты за границей инвесторы вложили миллионы долларов, и сейчас эти компании более чем успешно работают. Их прибыльность стала даже выше чем до пандемии. Например, французская ресейл-компания Vestiaire Collective недавно заявила о том, что их наиболее прибыльный день пришелся на апрель 2020-го года – самый пик пандемии и связанных с ней ограничений.
Согласно исследованиям, рынок ресейла растет во много раз быстрее (в 21 раз), чем традиционный ретейл, и уже сегодня он догоняет по оборотам фаст-фешн (модные бренды с большими объемами и относительно недорогими ценами, такие как, например, H&M или Zara).
– Ваши планы по развитию проекта?
– Мы хотим закрепиться на рынке Казахстана, сделав узнаваемым наш бренд, а также выйти на международный рынок. Планируем начать с России, так как манера потребления наших соседей наиболее ближе к нам по менталитету.
В приоритете сделать сервис удобным и простым в использовании, чтобы продавцы и покупатели стали его постоянными пользователями, удовлетворяя свои потребности, не выходя из дома.
– Вы упомянули о том, что проходите обучение в Технопарке Astana Hub. Какое влияние оно оказывает на проект, и каковы ваши ожидания?
– Проект Private Dress стал участником 9 потока акселерационной программы Аstana Hub. От этой программы мы ожидаем роста наших компетенций в сфере маркетинга, продаж, PR и приобретения других полезных навыков. Кратный рост и привлечение инвестиций – основной мотив для участия в крупнейшем акселераторе Казахстана.
Впечатления от участия только положительные. В акселераторе преподают грамотные и практикующие наставники. Они приводят много примеров из практики стартапов, а также делятся наработанным опытом.
Мы хотим, чтобы люди разделяли наши ценности об осознанном потреблении, вдумчиво подходя к выбору и использованию вещей. Надеемся, что наш проект поможет в этом!
Асель Ашитова, родилась 8 апреля 1981 года в г. Алматы
Образование: КазГЮУ, КазГУМОиМЯ (юридическое и лингвистическое)
Вид бизнеса: маркетплейс в сфере ресейла одежды
Семейное положение: замужем, 4 детей
Любимая книга: «НИ СЫ», Джейн Сенсера
Любимый фильм: «Список Шиндлера», Стивен Спилберг
Любимая фраза: Не останавливайся на достигнутом
Истории о том, как блогеры смогли монетизировать свою популярность в сетях
Создатель TrandyGo рассказал о том, как пришел к идее запуска стартапа
Сооснователь KLEM.kz рассказала, как решила начать свой бизнес и развивать осознанную культуру потребления
Стартап Sagi привлек $260 000 от частных инвесторов
Основатель казахстанского косметического бренда «WonderLab Cosmetics» рассказала, как пришла в beauty бизнес