Сооснователь KLEM.kz рассказала, как решила начать свой бизнес и развивать осознанную культуру потребления
Для кого-то отходы производства, а для другого – сырье для создания деталей интерьера. Гульжан Сейтмагамбетова, выходец из корпоративного сектора, решила создать свой проект, который ко всему прочему, помогает развивать культуру осознанного потребления.
– Гульжан, это ваш первый опыт в предпринимательстве?
– Была первая попытка – студия красоты Dans le garage. На тот момент мы с моей подругой совмещали этот проект со своей основной работой. Было сильное желание создать уникальное пространство – своего рода сообщество про креативность и свободу, и у нас это даже получалось!
Но основная работа забирала много времени и энергии. После долгих размышлений и терзаний мы все-таки приняли решение отдать его в более надежные руки. Сейчас, начиная проект, я уже четко понимаю, что это приоритетная деятельность и требует фокуса, времени и энергии.
– Почему вы решили заняться бизнесом?
– Я выходец из корпоративной среды. Корпорации очень многому меня научили: логике, структуре, формированию цели. Я, в свою очередь, воспринимала все корпоративные проекты как свои, развила в себе так называемое качество ownership.
И, конечно же, захотелось выйти за корпоративные рамки и создать свой собственный проект, который сейчас называется KLEM.
– А как вам пришла такая идея?
– Все произошло достаточно просто и спонтанно. Я была на проекте в Ташкенте и приобрела коврик в ташкентскую квартиру, который, конечно же, полюбился с первого взгляда. Через несколько дней сидела, завтракала, любовалась ковриком-красавцем и подумала, почему бы не привезти их в Алматы.
Встретилась с представителями завода и когда узнала, что коврики производятся из переработанного хлопка – все – в следующую поездку в Алматы взяла с собой несколько ковриков, показала их своему будущему партнеру – Марине, и вуаля!
– Какова ваша философия? Это коммерческий проект или вы преследуете иные цели?
– Проект, однозначно, коммерческий! Но, при этом, есть очень эмоциональная составляющая – о том, что наш проект помогает развивать культуру осознанного потребления. Мы об этом частенько пишем и говорим. Думаю, у нас получится внести хоть небольшой вклад через эстетику, «интересность» и «разность» наших ковров и ковриков – KLEM’чиков, как мы их называем.
В моем случае, именно KLEM заставляет меня чаще задумываться о моем же личном поведении потребления и отношения к людям – начиная от «бытового» не забыть взять кружку Starbucks, чтобы не использовать бумажные стаканы под кофе и заканчивая искреннему уважительному отношению к клиентам.
– Насколько KLEM рентабелен?
– Мы только в начале пути. Коммуникации и медийные активности начались в июле – поэтому пока рановато делать серьезные выводы. С точки зрения динамики роста рентабельности продаж – она однозначно есть, и положительная. С точки зрения рентабельности активов – позже сможем рассказать.
– Откуда вы берете сырье и где коврики производятся?
– Мы сотрудничаем с замечательным заводом-партнером, который занимается сбором отходов текстильного производства в Узбекистане, их переработкой и производством текстильного полотна.
– Это отходы определенного завода?
– Наш партнер собирает отходы с 12-15 фабрик в Узбекистане, затем отходы измельчаются до веревочек, их которых создают текстильное полотно. После этого полотно проходит обработку горячим паром.
– А нужен ли сертификат безопасности для изделий из переработанного сырья?
– Могу сказать только про переработанный хлопок. Для того, чтобы вывезти из Узбекистана в Казахстан обязательно требуется сертификат происхождения СТ1. И в Казахстане необходимо получить декларацию о соответствии ЕЭС – обычная процедура для таможенного союза.
– С какими трудностями вы столкнулись при организации бизнеса? Было ли помехи с узбекской стороны?
– В нашем случае проблем никаких не было: создание компании, контрактование, логистика – все было достаточно гладко. Если и были заминки, то это скорее от незнания процесса.
Наш партнер уже существовал как действующий бизнес, вся документация с их стороны была выпущена. Ребята быстро реагировали на наши дополнительные просьбы: будь то производство этикетки или выпуск штрих кода. Есть операционные моменты про конкретные расцветки, уменьшение доли расходов на логистику и так далее, оптимизация – бесконечный процесс.
Большая трудность – это ожидание vs реальность. Так как продукт близок и понятен мне, моему партнеру Марине, нашему окружению, то создается иллюзия того, что объемы придут совсем быстро. Но, реальность такова, что отстраивание узнаваемости, релевантности – небыстрый процесс.
Сейчас основная задача в медиа, чтобы о нас узнало максимально большее количество людей. Пока мы не прибегали к помощи специалистов SEO, SMM продвижения – учимся сами. И в какие-то моменты чувствуем себя слепыми котятами, но продолжаем экспериментировать.
– Контролируете ли вы объем производства? Можно ли изготовить ковер на заказ?
– Про ковер на заказ – это, конечно же, в планах. Про контроль объема производства – пока нет необходимости. Мощности завода позволяют нам еще в несколько раз увеличить объем продаж. Здесь больше вопрос о расцветках. На данный момент, мы не регламентируем расцветки, так как отходам конкретных цветов не прикажешь быть. Где мы можем влиять, так это в составлении сочетания из расцветок имеющихся отходов.
– Как пандемия повлияла на ваш бизнес? Были ли трудности с поставками и реализацией?
– Мы как раз завезли первую официальную партию перед COVID. Поэтому с поставкой успели. Но с реализацией, конечно же, были в ступоре – физическую дистрибуцию не сделаешь, с потенциальными клиентами не встретишься. Перепланировали через какое-то время в сторону дижитал – с упором на разработку сайта и развитием аккаунта в Инстаграм.
– Каково предназначение ковриков? Как вы их позиционируете?
– Мы хотим, чтобы наши KLEM’чики помогали создавать уют, гармонию в интерьере, подчеркивали индивидуальность. Поэтому четкого позиционирования нишевости – нет. Скорее, наоборот, расширение границ и фантазии наших клиентов, с четкой базой – переработанный хлопок.
- Какие планы на будущее? Будет ли KLEM расширяться?
– Планы очень амбициозные. Так как сам продукт дает возможность скейлить его бесконечно. Если говорить про покрытие KLEM, то Казахстан, страны СНГ, Европа. Кроме того мы начинаем думать в сторону идеи KLEM PROJECT – платформы, которая бы объединила интересных, трендовых производителей Центральной Азии.
Сейтмагамбетова Гульжан Косеубаевна, родилась 15 мая 1983 г. в городе Сатпаев
Образование: КазУМОиМЯ им. Аль-Фараби
Вид бизнеса: Реализация ковров и ковриков из хлопка. Маркетинг
Семейное положение: Не замужем
Любимая книга: «Муки и радости», Ирвинг Стоун
Любимый фильм: «Общество мертвых поэтов»
Любимая фраза по жизни: Carpe Diem
Стартап Sagi привлек $260 000 от частных инвесторов
Основатель казахстанского косметического бренда «WonderLab Cosmetics» рассказала, как пришла в beauty бизнес
История о том, как вырваться из офисной паутины и реализовать себя в творчестве
Сертифицированный бизнес-трекер, ментор и исследователь поделился своим мнением о качестве предпринимательского мышления в Казахстане
Основатель шахматной школы ABChess school поделился рекомендациями, как сделать онлайн обучение с детьми приятным процессом
История о том, как предприниматель создал национальный бренд кожаных изделий