Алмас Мукажан: Во мне буквально заложена любовь ко всему национальному

История о том, как предприниматель создал национальный бренд кожаных изделий

    поделиться
Автор: Ольга Кудряшова 10-04-2021

 

Фотографии из личного архива

Алмас Мукажан родился в семье ремесленников, и уже с детства знал, что станет предпринимателем. В 22 года он занялся производством кожаных изделий: сумок, кошельков, портмоне и аксессуаров, чуть позже выпуская это под брендом Mukajan. Сегодня он выпускает также одежду, ремни, чехлы для телефонов. Его изделия продаются не только в Казахстане, но и в странах СНГ, и он не намерен на этом останавливаться.  

- Алмас, как вы пришли к идее стать предпринимателем?

- На самом деле я продолжаю династию ремесленников. Мой дед был мастером-прикладником, отец известный ювелир. Мой отец очень талантливый творческий человек, обладатель множества наград. Небольшая часть его таланта передалась и мне. Но я менее склонен к творчеству, и больше к предпринимательству, поэтому мне удалось преобразовать ремесло в бизнес.

По специальности я дизайнер. До 19 лет успел поработать во многих местах, был и дизайнером, трудился в редакции, работал у своего отца.  Моя мама всегда была моим наставником, и когда в 19 лет она сказала мне, что хватит быть возле родителей, ты мужчина, и уже пора пробовать зарабатывать самому, я задумался о своем деле. Возможно, если бы она мне этого не сказала, Mukajan так бы и не появился.

После этого решил зарабатывать на фотографии. Два с половиной года проработал фотографом. Так как у меня было художественное образование, я использовал определенные методы обработки фото, которая была интересна для людей. Записи у меня были практически каждый день, услуги выросли с 10 до 100 тысяч тенге.  В какой-то момент я понял, что пора выбирать: или заниматься фотографией до конца жизни или менять сферу деятельности.

- Почему вы выбрали производство кожаных изделий?

- Я родился в поселке Шебер ауылы, в котором проживает 50 семей со всего Казахстана. Здесь каждая семья занималась каким-либо ремеслом. Одни делали национальные инструменты, другие изделия из кожи, третьи ювелирные изделия. Во мне была буквально заложена любовь ко всему национальному.

Мне хотелось создать нечто новое, чтобы отличало мой бизнес от других. Вначале я подумал, почему бы не изготавливать чехлы для мобильных телефонов с национальным колоритом. Я озвучил свою идею друзьям, но к сожалению не получил от них поддержки.

Они полагали, что мы движемся вперед и отходим от старых традиций, и изображение национальных узоров на изделиях не станет популярным. При этом внутри я чувствовал, что несмотря ни на что, должен это сделать. При этом, на тот момент, в 2010 году еще не продвигались местные бренды и сама идея «Сделано в Казахстане».

- И что же произошло потом?

- Я не отказался от идеи. Стал обдумывать детали, как организовать процесс, сколько средств нужно вложить. За время работы фотографом накопил небольшой капитал около $5 тысяч, этого хватило, чтобы создать производство.

Когда я начинал, у меня уже был хороший фундамент, и стартовать было не слишком тяжело. Я посоветовался с людьми, которые занимались кожаными изделиями. Так мы и запустили небольшой цех.

Постепенно моя задумка стала реализовываться. Сначала мы изготавливали не чехлы для телефонов, а кожаные портмоне. При этом в первые несколько лет продукция выпускалась без логотипа. Бренд Mukajan появился лишь в 2014 году, после того, как я окончательно понял, что людям интересны наши изделия.

- То есть успех к вам пришел не сразу?

- На самом деле первые три года особых достижений не было. Я загружал изделия в машину, ездил по всему Казахстану, участвовал в выставках. Сам делал доставку. На этом этапе никто не относился всерьез к тому, что я делаю. Но когда ты действительно любишь то, что делаешь, то получаешь удовольствие от работы даже без прибыли.  

Первый коммерческий успех наступил только через три года на выставке в Астане. Для меня это было неожиданностью. Мы продавали кошельки с утра до 10 часов вечера. Спрос был настолько высоким, что приходилось отправлять дополнительный товар поездом из Алматы.

За три дня мы заработали 2,5 млн тенге (на тот момент около $15 тысяч). Тогда у нас еще не было ни логотипа, ни бренда, а стоимость кошелька составляла 2 500 – 3 000 тенге.  Конечно, после этого мои родные и близкие поняли, что это все действительно всерьез.  А чуть позже, кожаные изделия стали изготавливаться под брендом Mukajan, названным в честь моего деда.  

Первый коммерческий успех наступил только через три года на выставке в Астане. Для меня это было неожиданностью...

- В каких городах вы работаете?

- У нас открыты собственные точки в Алматы, Актау, Жанаозене, Нур-Султане. При этом Актау для меня является особенным городом. Там чтят все казахские традиции, культуру, в том числе ценят и изделия с национальным колоритом. Там я как казахский Луи Виттон. Но даже если бы я оказался там без моих изделий, все равно бы влюбился в него.

Как-то я поехал на выставку в Актау, где продолжал сам продавать продукцию. К лавке подошли несколько покупательниц, а так как о Mukajan здесь уже знали, они стали оживленно обсуждать эту тему. Мой друг представил меня, как автора бренда. Девушки не поверили, я стушевался и сказал, что я просто продавец. Людям было непривычно видеть основателем компании совсем молодого парня.  Этот случай подвиг меня открыть отдельную точку в этом городе. На открытии также был аншлаг, поддержать нас пришло очень много людей.

- Это признание. Расскажите, где вы закупаете материалы для ваших изделий?

- Несмотря на то, что мы позиционируем себя как казахстанский бренд, сырье приходится закупать в других странах. В Казахстане этого сделать не получается, так как особо кожевенное производство не достаточно хорошо налажено. Кожу и фурнитуру закупаем в России, Китае, Турции.  Дизайн разрабатываю и прорисовываю я и еще один человек.

Сегодня мы производим весь ассортимент кожаной галантереи. Цены на кошельки варьируются от 6 до 20 тысяч, женские сумки до 50 тысяч, дорожные до 100, чехлы на телефон от 3 500 тысяч. Несмотря на то, что компания ориентирована на массового потребителя, некоторых наших клиентов возмущает, почему кошельки произведенные в Казахстане стоят по 10 тысяч?

Чтобы сделать продукцию более доступной, мы решили создать дочернюю компанию Казына.  Мы изготавливаем те же самые изделия, с такой же упаковкой и подачей как Mukajan, но из кожи другого качества и по сниженным ценам. Также мы усилили этот сегмент по оптовым продажам.

- Спустя 9 лет с момента старта вы остаетесь единственным владельцем бизнеса?

- В 2015 году спонсоры предлагали нам $300 тысяч на развитие компании. Это было заманчиво, ведь можно было открыть огромный цех, увеличить продажи. Но я обдумал предложение, и решил, что лучше идти своими медленными шагами, но зато ни от кого не зависеть.

Я не могу сказать, что сейчас мы с командой дошли до пика. Сложно назвать и точные цифры по обороту компании. Но мы постоянно вкладываем в развитие бизнеса. У нас есть много идей и планов.

Мы стараемся расширять бизнес. Недавно запустили линейку одежды в партнерстве с другой компанией.

Сегодня люди знают, что мы создаем качественный продукт, нам удалось завоевать доверие покупателей. Нашими постоянными клиентами cтали не только казахстанцы, но и покупатели из соседних стран. Мы не исключаем, что в будущем выйдем и на рынки стран СНГ, так как спрос есть. Мы также готовы участвовать в каких-то интересных совместных проектах. Возможно будем запускать и другие новые направления, ограничений для себя мы не ставим.  

Нашими постоянными клиентами cтали не только казахстанцы, но и покупатели из соседних стран

- Алмас, в заключении поделитесь, как вам удалось организовать работу в период карантина?

- Работу мы не останавливали. Пандемия, конечно, внесла коррективы в нашу деятельность, продажи снизились также как и у всех. Но катастрофических изменений не было. Напротив, за этот период мы научились работать онлайн.

Во время режима ЧП мы исключили из цен на продукцию аренду и зарплату сотрудников, и организовали бесплатную доставку для клиентов. Таким образом нам удалось привлечь клиентов, а людям было приятно пробрести продукт по сниженной цене. Я думаю, это и помогло нам выйти из ситуации с пандемией без больших потерь.

Мукажанов Алмас Амангельдыевич, родился в 1989 г., Алматинская обл.

Образование: КазНАИ имени Т.Жургенова, дизайнер

Вид бизнеса: Кожаные изделия с национальным орнаментом.

Любимая книга: «Самый богатый человек в Вавилоне», Джордж Самюэль Клейсон

Любимая фраза по жизни: «Вставай и делай»

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Амир Давлетов: Нужно научиться ловить кайф от ежедневных маленьких улучшений

Создатель бренда Eat&Fit рассказал о том, как заработать на здоровом образе жизни

Айгуль Рахимжанова: Наш город и наша страна начинается с каждого из нас!

Предприниматель и участник внутрипартийного отбора партии «Nur Otan» – PRIMARIES 2020 рассказала о своем пути в бизнесе и главных ценностях

Андрей Гапонов: Я испортил 50 килограмм зерна, прежде чем научился жарить кофе

Основатель Coffee Market рассказал о своем бизнесе и полетах на мотодельтаплане

Тимур Рыспеков: Я хочу войти в историю как ученый, а не как предприниматель

История 19-летнего казахстанца, который взорвал сферу кибербезопасности в мире

Лааль Авгамбаева: Мода – это не просто хобби, это смысл жизни

Самый молодой казахстанский дизайнер рассказала о своих планах

Корова на балконе

История об уникальном проекте, который позволяет иметь свежие продукты на столе

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!