Основатель Coffee Market рассказал о своем бизнесе и полетах на мотодельтаплане
Несмотря на то, что Казахстан не «кофейная» страна, у жителей крупных городов все же сформировалась привычка пить свежезаваренный, ароматный кофе. Об особенностях ароматного бизнеса рассказал основатель кофейной компании Coffee Market Андрей Гапонов.
- Андрей, расскажите, как вы пришли в кофейный бизнес?
- Жизнь слишком коротка, чтобы делать не то, что нравится! Именно по этому принципу я и живу. Как только мне становится не интересно в сфере, в которой проработал пусть и много лет, я меняю профессию.
Я долгое время работал на хороших позициях в ресторанном бизнесе: начиная от шеф-бара и заканчивая директором в разных заведениях. На протяжении 5 лет проработал менеджером известного «Palladium Jazz Club», еще 10 лет был владельцем бара при Байк-клубе «Motors».
В какой-то момент утомила ночная жизнь, когда не видишь семью. В какой-то момент и пришло решение пробовать что-то новое.
Так с компаньонами и открыли компанию по производству кофе и всего, что связано с кофе: продажа и ремонт кофейного оборудования, аксессуаров. Кроме того, проводим консультации по ведению кофейни, обучаем бариста. Идея пришла и была реализована в 2014 году. В то время на рынке были представлены в основном компании, занимающиеся импортом обжаренного кофе. Хотелось, чтобы в Алматы появился именно свежий кофе, поскольку обжаренные зерна довольно быстро теряют свои вкусовые качества.
- Расскажите немного о том, как происходит процесс производства кофе?
- Мы завозим зеленое кофейное зерно, а далее специальные машины (Roadster) обжаривают, отшелушивают его, и получается вкусный свежий кофе. Без добавок и ароматизаторов. Ароматизация происходит только за счет разновидности сортов и степени обжарки, называется послевкусие.
- Где вы учились обжаривать кофе?
- Учился в Италии, когда покупал оборудование для обжарки. Но все равно методом ошибок доучивался здесь. Испортил около 50 кг зерна. Миксовать сорта можно только путем проб.
- Откуда привозите кофе для производства?
- Кофе привозим из Бразилии, Колумбии, Мексики, Эфиопии, Никарагуа, Индии, Вьетнама.
- Какие сорта пользуются наибольшим спросом, кто ваши основные потребители?
- Многие покупают авторские смеси Арабики и Робусты, довольно часто встречаются почитатели 100% Арабики разных сортов с разных континентов. Наши потребители кофейни и рестораны, магазины элитных сортов чая и кофе, есть сеть бутиков в Алматы и Нур-Султане, где можно найти наш кофе.
- Вы уже не первый год занимаетесь кофе. Оцените, как меняется спрос?
- Кофе на сегодняшний день завоевывает все больше популярности. Люди стали разбираться в сортах и степени обжарки. Но самое главное, что люди стали брать свежеобжаренный кофе.
Важно помнить, каждый месяц после обжарки кофе теряет до 20% вкусовых эфирных масел. Брать «впрок» – это тоже самое, что купить отборный кусок мяса во Франции, который в «Мишленовском» ресторане превратят в блюдо лучшие повара, а потом... запаковать и привезти сюда.
- А как же вакуумные упаковки? И стоит ли брать молотый кофе?
- Молотый кофе «живет» два часа. И как бы вы герметично не запаковывали, уже при первом вскрытии улетучится основная масса эфирных масел. Надо покупать в зернах и молоть перед употреблением, тогда вы почувствуете весь букет.
- Сколько раз вам нужно самому попробовать новый микс, чтобы оценить - удался или нет? И как предпочтительно варить напиток? (кофемашина, кофеварка, турка)?
- Для профессионального капинга (дегустации) есть свои нюансы при заваривании кофе, но хорошее зерно и обжарку возможно сразу определить, заваривая как в турке, так и в кофемашине.
- Как считаете, сорт кофе (микс сортов) покупается в зависимости от настроения или все же больше отражает характер и образ жизни человека?
- Как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные. Да люди подбирают кофе под свой стиль и характер: кто-то любит с характерной горчинкой, кто-то – более мягкий, с нотками цитруса, некоторые предпочитают с молоком, хотя молоко сильно перекрывает настоящий вкус. Сейчас чаще всего выбирают ярко выраженный аромат.
Рецепторы у людей разные. Я просто американо не могу пить, мне он кажется сильно волнистым, я пью эспрессо – в нем я могу распознать «колесо вкуса».
- Что такое «Колесо вкуса»?
- Это уже из нашего профессионального слэнга. «Колесо вкуса» - это «инструмент» для описания вкуса и аромата кофе.
- Как пандемия коронавируса отразилась на вашем бизнесе?
- Пандемия отразилась на нашем бизнесе негативно, потому что основные клиенты – это HoReCa: рестораны, большие кофейни, крупные банкетные залы. В первый карантин было тяжело – остались только клиенты, которые дома варят кофе. Второй карантин прошел немного легче, поскольку кофейням разрешили работать на вынос. В первый карантин продажи упали на 60%, во второй – на 40%. Сейчас постепенно начинаем набирать обороты.
- Кроме вкусного кофе у вас есть еще одна страсть – небо и полеты. Расскажите, подробнее про это увлечение? С чего все началось?
- Да, авиация раньше занимала место хобби, а сейчас это основная страсть моей жизни. Я с детства хотел стать военным летчиком, но выбрал в итоге другой путь. После школы поступал в Омское военное летное училище, но не добрал несколько балов.
В авиацию пришел 8 лет назад. Тогда мы с друзьями решили прыгнуть с парашютом, вот тогда и нахлынуло вновь желание стать летчиком. Много времени провел за изучением литературы про авиацию и аэродинамику, посещал кружки по дельтапланеризму. Несколько позже купил первый летательный аппарат, нанимал опытных пилотов-инструкторов для практических полетов.
- На чем сейчас летаете и где?
- Сейчас на мотодельтаплане Аерос летаю на Капчагае и Алаколе, провожу экскурсионные полеты. Но как бизнес не рассматриваю – для построения бизнеса нужно очень много разрешительных документов, бюрократия в этом плане сильна.
Гапонов Андрей Владимирович, родился 21 июня 1980, г. Алматы
Образование: высшее, институт иностранных языков, факультет - международные отношения, менеджмент ресторанно-гостиничного бизнеса.
КМС по плаванию.
Хобби: мото, горные лыжи, охота и авиация
Бизнес: Основатель кофейной компании Coffee Market
История 19-летнего казахстанца, который взорвал сферу кибербезопасности в мире
Самый молодой казахстанский дизайнер рассказала о своих планах
Казахстанский журналист и редактор рассказал читателям MyBusiness.kz о своем хобби
Совладелец транспортно-экспедиторской компании «SevenR» рассказала, что помогает ей преодолевать трудности и добиваться успеха