Оксана Сорокина: Мой мир не имеет границ, и я знаю, что все смогу в этом мире

Совладелец транспортно-экспедиторской компании «SevenR» рассказала, что помогает ей преодолевать трудности и добиваться успеха

    поделиться
Автор: Динара Шумаева 22-07-2020

 

Фотографии из личного архива

О том как создать свой мир без границ, спасти компанию от банкротства, выжить на карантине и даже увеличить продажи в этот период в интервью MyBusiness.kz рассказала совладелец и генеральный директор транспорто-логистической компании «SevenR» Оксана Сорокина.

Музейный гид или свой бизнес

Компания «SevenR» существует с 2013 года, и открывалась она для обслуживания конкретного проекта для поставки телекоммуникационного оборудования в Казахстан. В 2017 году учредители решили масштабироваться и начали активно меня зазывать. В 2018 году я сказала «да».

На тот момент я уже 17 лет работала в логистике, за спиной были 3 компании, в том числе и стартап. Я несколько лет руководила операционным офисом международной логистической компании и приняла руководство с перспективой на переезд в Европу.

Но в январе 2018 года у меня возник кризис. Кризис такой силы, что я чуть не бросила все и не уехала работать музейным гидом в Италию (история живописи – моя страсть). У меня было ощущение, что я зажата не то что в рамки – в тиски.

На все – жесткий регламент, начиная от поставщиков, и заканчивая выбором маршрута, все решения принимаются слишком медленно из-за многоуровнего этапа согласования и не всегда – с учётом бизнес-реалий Казахстана. Постоянные (и бесполезные) конференс-коллы, совещания, обсуждения по кругу.

У меня был выбор – нарушить регламенты и сделать продукт удобным для клиентов, но получить, что называется, «по шапке», или не делать ничего, и терять все то, что было наработано годами, в том числе свои знания и навыки.

И мы с коллегой, а в дальнейшем и партнером (Артемом Фищук), который оказался в тех же тисках, выбрали третий путь – уйти в no brand/no name компанию, но при этом с полной свободной действий.

В шаге от банкротства

У нас были мозги, опыт, амбиции и желание создать что-то своё, уникальное, ориентированное именно на рынок Казахстана и казахстанских импортеров, особенно на МСБ.

Нас всегда раздражало, что все решения ориентированы «китами на китов», а МСБ получает не всегда удобное готовое «логистическое платье».

За два года плотной работы мы с Артемом достигли колоссальных успехов. Мы законтрактовались с 5 основными морскими линиями, закупили серьезный сток контейнеров, выстроили несколько интересных маршрутов для клиентов. Все умеют возить грузы из КНР, а ты попробуй привези из Чили, Бразилии, Австралии или ЮАР. Внедрили СМК, что подтверждается сертификатом ISO 9001:2015, заключили большое количество контрактов.

Нас всегда раздражало, что все решения ориентированы «китами на китов», а МСБ получает не всегда удобное готовое «логистическое платье»

Но были и ошибки, и ошибки стоили нам денег. К середине 2019 года мы столкнулись с непонятной ситуацией: у нас есть прекрасный продукт, востребованный на рынке и конкурентоспособный, но еще шажок – и мы банкроты. Все продажи держались на мне и на Артеме, мы погрязли в операционке, в продажах, в контроле, в решении проблем и «тушении пожаров».

Мы открывали компьютеры в 7 утра и закрывали глубоко за полночь. У нас кончились деньги, у нас кончились силы, у нас кончилась надежда. Мы понимали, что дальше так нельзя, но как именно можно и нужно лично я не понимала.

НКВД-шная чистка

Здесь мне очень помог Umay Boost, именно там пошла моя трансформация. Не скажу, что было легко. Я каждый вечер валилась без сил от потока информации. Во время обучения я была на постоянной связи с офисом – отписывалась «внедряем вот это» или «вот где наша ошибка, коллеги».

По приезду с первого модуля я нарушила одно из основных правил – уволила половину коллег. За полдня – 8 человек. Это было страшно, потому что еще два месяца люди не знали, что от меня ожидать. Кто-то шутил, что я стала сектанткой (смеется).  

Отдел продаж я уволила первым делом и полностью, просто потому что не продавали. Кого-то поймала на вранье. Кого-то – на жестком нарушении дисциплины. Кого-то на постоянных ошибках, которые стоили компании денег. Кого-то – на нежелании выполнять план.

Это был не отдел продаж, а клуб по интересам. Они были вместе, но все – вне компании, и это я очень хорошо увидела, когда делала практику слепого вождения, которую нам преподавал Юра Толочко.

Я пожалела, что не послушала Артема и не сделала это раньше, потому что была слишком лояльна, видела потенциал, где-то была слишком загружена административными функциями и тем же «тушением пожаров», где-то мне было жаль оставлять без работы людей, у которых были обязательства перед семьями, банками и так далее.

Себя мне в какой-то момент стало еще более жалко. С оставшимися коллегами мы с Артемом провели мини-тренинги, показали со стороны боли и страхи клиентов, проблемы с коммуникациями, кому-то расширили полномочия.  

Впоследствии были еще увольнения, но не такие масштабные. Например, оказалось, что наш главный бухгалтер последние полгода самовольно прибавляла себе по чуть-чуть зарплату и по чуть-чуть переплачивала за себя налоги, а один из коллег почему-то решил, что его решения важнее наших, и активно продвигал это не только в офисе, но и клиентам. Мы в шутку называем тот период «НКВДшными чистками», которые были сделаны ох как вовремя, потому что в карантин при старом формате мы бы не выжили.

Иногда для того, чтобы что-то построить, нужно сначала что-то разрушить, что мы и сделали.

Уроки карантина

Карантин для нас оказался тем самым мостиком, от которого мы все оттолкнулись. Честно – в начале марта нам всем было страшно. Сотрудникам – выплывет ли компания, учитывая плохие показатели второй половины 2019. Мы с Артемом – а сможем ли мы продержаться на плаву, понимая, что господдержки нам не ждать, обеспечить людей зарплатой и так далее.

А потом мы просто поговорили. На 2 месяца затянули пояса потуже, сократили зарплаты на 30% с условием, что через 2 месяца вернем не только старый уровень зарплат, но и доплатим то, что удержали. Пересмотрели структуру компании, формат принятия решений, пришли к формату agile, где у всех равные права и обязанности, равно право на ошибку, но и равное обязательство эту ошибку исправить.

Мы сделали акцент не на функционал по должностной инструкции, а на то, что лучше получается у каждого. У Артема это – построение продукта, у меня – коммуникации (это и продажи, и переговоры, и СМИ, и нетворкинг). Но, помня прошлые ошибки и проблемы, мы сохраняем полный контроль над каждой отгрузкой, чтобы в любой момент решить проблему до того, как она превратится в катастрофу.

Мы сделали акцент не на функционал по должностной инструкции, а на то, что лучше получается у каждого

Мы пересмотрели формат поиска и отбора персонала, потому что на удаленке тяжело контролировать людей, нужны люди самоорганизованные и заточенные на результат, и больше всего мы боялись повторения старых сценариев. Пока говорить рано, но, кажется наше решение было эффективным.

Я очень благодарна своим коллегам за ту колоссальную поддержку, которую они нам с Артемом оказали. Они забрали у нас максимум «пожаров», чтобы мы сконцентрировались на продажах и новых проектах.

Даже документооборот был максимально упрощен и пересмотрен. Все стали более самостоятельны, и я поняла, что мне больше не нужно вмешиваться в тот или иной участок работы. Те же 4 насоса весом в 36 тонн каждый из КНР коллеги по сути привезли полностью самостоятельно. Я только наблюдала.

Период жесткой экономии, в том числе и отказ от офисного помещения и полный уход на удаленный формат работы помог нам собрать силы для новых проектов и продаж. И если март-апрель для нас был подготовкой, то начиная с мая мы стандартно получаем по 5-7 новых контрактов.

Да, какие-то из них – разовые, но половина – это стабильный, прогнозируемый объем, а 2 – контракта – это двухгодичные тендеры для крупных международных игроков рынка. У нас количество заказов увеличилось почти вдвое, и сейчас мы ищем еще как минимум 1 специалиста, потому что никто не может позволить себе уйти даже в отпуск.

Почему логистика?

Знаете, в логистику я попала случайно, благодаря одному спам-письму, но «подобное притягивает подобное». В детстве я с ума сходила по всему, что было связано с людьми, общением, путешествиям, чертежами, расчетами и созиданием.

Логистика – она про это все. Мой мир стал безграничен. Сегодня я общалась с коллегами из Грузии, России, Японии, Латвии, Узбекистана, Литвы, Австралии, Белоруссии, ЮАР, Германии и Италии. Я проверяла чертежи на грузы из КНР и Финляндии.

В период карантина у нас количество заказов увеличилось почти вдвое...

Обсуждала поставку из США и искала место на судне в Индии, прорабатывала альтернативный маршрут для груза из КНР и Турции и искала лучшее решение для Великобритании. 

Мой мир не имеет границ, и я знаю, что я все смогу в этом мире.

Что дало мне обучение в Umay Boost

Мы пересмотрели наши взаимоотношения с клиентами, и стали отталкиваться не от того, что нам кажется лучшим решением, а от того, что в данной конкретной ситуации нужно клиенту. Почему при равной цене или цене чуть выше рынка выбирают нас (или не выбирают).

Научились видеть скрытые боли и говорить о них клиенту. Какие-то вещи для нас кажутся естественными, например, работа с определенными документами, условия погрузки, операционные риски, какие-то решения клиента кажутся для нас нелогичными, но если мы будем смотреть на всё со своей колокольни – мы не будем успешными.

Я пересмотрела формат работы с персоналом. Если раньше я тащила людей насильно, видя в них навыки, склонности и потенциал, а если что-то не так – винила себя (недоглядела, недоучила, недомотивировала), то теперь я стала смотреть на многие вещи объективно.

У человека есть сколько угодно талантов и склонностей, но не всегда есть желание их реализовывать в принципе или реализовывать конкретно в твоей компании. Так зачем же мучить и себя, и человека?

Самый важный момент – обучение друг у друга. Кто-то своим примером показал, что из самой большой неудачи можно выйти в успех, кто-то напомнил про важность внешних коммуникаций, кто-то – про нестандартный формат решений.

Тяжелее всего мне давались питчинги и сторителлинги, но спасибо Мерей Мустафиной за то, что она дала нам это. Мне не сложно рассказывать, но мне кажется, что то, что я рассказываю – очень банально, потому что я в этом кручусь каждый день. И этим самым я обесцениваю свою работу. А бизнес должен уметь говорить.

Сорокина Оксана Владимировна, родилась 3 июля 1982, в г. Алматы, Казахстан

Образование: Среднее

Вид бизнеса: Транспортно-экспедиторские услуги, логистика

Семейное положение: незамужем

Любимая книга: Белый фронт генерала Юденича; Гордость и предубеждение; Жареные зелёные помидоры в кафе «Полустанок»

Любимый фильм: Щит и Мечь; Звездные войны; Реальная любовь

Любимая фраза по жизни: «Мы сильные, мы смелые» 

КОММЕНТАРИИ
1
Aскат
2021-02-05 10:59:10
я хочу работать вашей компании
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Наиля Чередниченко: Сложные вещи делаем сразу, а невозможные чуть дольше

Владелец компании Mladex – о своем пути к бизнесу, продуктах и секретах успеха

Айгерим Смагулова: Я люблю выходить к витрине и разговаривать с клиентами

Владелец пекарни «RamNan» рассказала о буднях своего бизнеса и уроках карантина

Ольга Кучина: Я всегда считала видео королем контента

Основатель видеопродакшн-студии «Мастерская» – о бизнесе, вдохновении и планах

Дилшод Зуфаров: В Узбекистане венчурная индустрия только зарождается

Глава Ассоциации венчурного капитала Узбекистана рассказал о венчурной экосистеме своей страны и ее главных проблемах

Светлана Толуспаева: Наш бизнес не приносит большую прибыль, но он приносит большую пользу детям

Профессиональный томатис-терапевт рассказала, как ее методика помогает детям, страдающим задержкой развития

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!