История об уникальном проекте, который позволяет иметь свежие продукты на столе
Все мы нуждаемся в продуктах питания и обычно покупаем их в магазинах. Мало кто из городских жителей может позволить себе свежие овощи прямо с грядки, а молоко прямо «из под коровы». Уникальный проект «Корова на балконе» – это проект о том, как получать свежую, экологически чистую молочную продукцию, минуя магазины и многочисленных посредников. Подробнее о проекте рассказала его координатор в Казахстане, глава общественной организации ОО «Жер Ана Астана» Гульмайра Баймакова.
- Гульмайра Набиевна, расскажите, пожалуйста, в чем суть проекта «Корова на балконе»? Как он выглядит?
- Суть проекта достаточна проста. Все мы или наши дети потребляют ту или иную молочную продукцию – молоко, сметану, творог или масло.
Большинство городских жителей покупают все это в магазинах у дома или супермаркетах. Не секрет, что не всегда такая продукция натурального производства и высокого качества. Часто производители изготавливают «молоко» из молочного порошка с добавлением пальмового масла, поскольку срок годности такого продукта выше, чем у натурального молока.
Или в производстве сливочного масла используются дополнительные добавки и усилители вкуса.
Все они могут вызывать различные аллергические реакции у людей и в целом, не всегда полезны. Поэтому многие люди задумываются о том, чтобы покупать экологически чистую продукцию, а некоторые просто нуждаются в ней.
В чем суть проекта? Городской житель, которому нужна натуральная молочная продукция, на свои деньги покупает корову и передает «под управление» сельскому жителю, который обязуется ухаживать за этой коровой – кормить, поить, доить и обеспечивать городского жителя свежей молочной продукцией.
Договор заключается сроком на 6 лет. В нем прописываются все нюансы сотрудничества, в том числе количество молока и молочной продукции, которые сельский житель обязуется поставлять городскому в течение 6 лет.
На сегодняшний день корова стоит примерно 300 тыс. тенге. То есть в среднем она окупается за 2,5 года, а 3,5 года городской житель уже получает продукцию бесплатно. Излишки молока сельский житель может использовать по своему усмотрению – продавать или потреблять самому. По истечении 6 лет корова остается в собственности у сельского жителя плюс телята также остаются у него.
В результате городской житель будет ежедневно получать экологически чистую продукцию, а сельский житель – корову, которая будет для него активом, то есть с помощью нее он сможет зарабатывать деньги и обеспечить свою семью свежей продукцией.
Это ведь еще защита от инфляции. Продукты с каждым днем дорожают, а здесь человек может 6 лет получать одну и ту же продукцию без учета цен на нее.
Этот проект по сути выгоден всем: и сельскому, и городскому жителю, и правительству, и администрации сел. Потому что каждый участник этого проекта получает свои преимущества.
- Сколько проектов у вас сейчас работает?
- На сегодняшний день у нас действует 2 проекта в селе Карабулак возле Степногорска. Первый стартовал 1,5 года назад, второй – этой весной. Для примера, могу рассказать условия одного из проектов и вы сразу увидите – в чем плюсы такого сотрудничества для обеих сторон.
У городского жителя – Галины трое детей, и у них наблюдается аллергия на магазинные молочные продукты – они покрываются красной сыпью. Поэтому ее детям жизненно необходима натуральная продукция.
Она заключила договор с сельской женщиной – Тоты, купила ей корову и теперь они активно сотрудничают даже без моего активного участия.
В среднем корова дает 12-13 литров молока в день. По условиям договора 3 литра молока в день принадлежит Галине, но она захотела получать их не каждый день, а раз в неделю, и уже в переработанном виде – в виде творога, сметаны/масла и сыворотки. Поэтому каждый четверг Тоты привозит Галине всю продукцию (3 литра молока, 2 кг творога, 1 кг сметаны и 3 литра сыворотки).
Все остальное (около 9 литров в день) остается у Тоты, и она имеет права это продавать или потреблять самой. В селе не так просто найти работу, поэтому такое хозяйство помогает сельским женщинам выжить.
Тем более мы договорились с крестьянскими хозяйствами, которые специально для этого проекта выделяют сено на зиму для коров бесплатно. То есть она не тратит денег на корм. Ее задача – только уход.
- Как пришла идея этого проекта, с чего все началось?
- Так как я возглавляю сельскохозяйственную неправительственную организацию «Жер Ана Астана» с 2008 года, меня часто приглашают на круглые столы, конференции, посвященные развитию сельского хозяйства с участием членов правительства, депутатов и предпринимателей.
Поскольку я живу в селе, во время перерывов ко мне часто подходили люди и спрашивали, как можно было бы купить из деревни натуральную продукцию – молоко, сметану, творог. В городах зачастую трудно найти именно натуральную продукцию.
Просто приехать в аул и зайти в любой дом – достаточно проблематично – жители могут понять неправильно. И вот меня часто просили что-то организовать в этом роде.
Я долго думала, как можно сделать так, чтобы было удобно всем: и сельскому, и городскому жителю.
Как-то вечером после работы я читала в интернете новости и наткнулась на статью в российской газете о проекте «Корова на балконе», организованным челябинским предпринимателем. Это проект реализован в нескольких городах в России.
Мне очень понравилась идея, я стала изучать ее, поговорила с сельскими жителями и поняла, что это вполне реализуемо в Казахстане. Однако казахстанские фермеры итак неплохо живут, а вот личные подсобные хозяйства развиваются с трудом.
В селах много сельских женщин, которые нуждаются в работе, доходах. А имея такую корову – они могли бы зарабатывать и обеспечивать свою семью молочными продуктами.
За два месяца я провела очень много индивидуальных встреч, почти каждый день. Так, я нашла первого клиента и организовала первое такое сотрудничество.
- Что будет, если сельский житель будет недобросовестно выполнять свои обязанности?
- Мы очень жестко подходим к выбору человека, семьи. Аул – это свой мир, здесь все друг друга знают. Мы знаем, какой у кого характер, кто как относится к делу, обязательно смотрим – насколько человек честный, порядочный.
Желающих взять корову – много, за ней стоит очередь, поэтому она достается самому лучшему. А если он не будет выполнять свои обязанности, она передается следующему человеку в очереди. Правда, таких случаев еще не было, но это обговаривается в договоре.
Во-вторых, я все время держу проект на контроле. Постоянно спрашиваю клиента – все ли его устраивает, всем ли он доволен? Сельский житель очень заинтересован в качестве продукции, поэтому, как правило, они очень стараются выполнять свою работу хорошо.
- Может ли корова заболеть или умереть? Как контролируются эти риски? Кто в этом случае покроет убытки городского жителя?
- Я по образованию врач-ветеринар, всю жизнь занималась лечением скота, проводила сложные операции, поэтому к выбору коровы подхожу очень тщательно, чтобы она ничем не болела, была здорова. Сегодня, кстати, любой человек может проверить качество продукции в лаборатории – от больной коровы она сделана или нет, это не проблема.
Конечно, мы все время следим за состоянием здоровья коровы, я постоянно на связи с женщинами, консультирую, если у них есть какие-то опасения или вопросы.
Умирает корова в редких случаях, такое бывает крайне редко. Мы сейчас ведем переговоры со страховой компанией, чтобы застраховать корову на случай смерти, но в связи с карантином, эта работа пока прекратилась. Скоро мы продолжим переговоры, и я надеюсь, этот вопрос будет решен. Пока я лично гарантирую сохранность коровы, поскольку сама заинтересована в этом проекте, это мои репутационные риски.
- Почему у вас всего два проекта? Почему так мало?
- Потому что это все-таки требует сил и организации. Сельские жители не очень доверяют тем, кого не знают лично. Поэтому им нужен человек, авторитет, которого они знают лично и доверяют. В нашем селе – это я, потому что меня все знают.
С другой стороны, городские жители мало осведомлены об этом проекте, о такой возможности, поэтому об этом нужно чаще говорить и писать.
Чтобы организовать такое сотрудничество нужно лично встретиться с каждым человеком, познакомить их, помочь выбрать корову, обсудить все детали, в первое время контролировать всех, пока люди не познакомятся поближе и не проникнутся доверием.
Ко мне звонили из Западного Казахстана с просьбой организовать такой проект там. Но понимаете, для этого нужен свой человек там, лидер, которому люди будут верить. Человек – неравнодушный к проблемам села, искренне пытающийся помочь сельским жителям, честный и порядочный. Тогда люди пойдут за ним. А дистанционно это сделать практически невозможно.
Правительство много говорит о том, чтобы помогать социально уязвимым членам общества, в том числе многодетным матерям. Но я думаю, им нужно давать не рыбу, а «удочку», чтобы они сами могли зарабатывать деньги и кормить свою семью.
- Какие у вас планы по развитию этого проекта в дальнейшем?
- В конце июля ко мне обратилась еще одна жительница с просьбой купить корову. Поэтому весной мы планируем запустить еще один договор, потому что осенью удои снижаются, и корова будет продуктивной только весной.
Сейчас городские жители уже хотят получать не только натуральное молоко, но и другие продукты питания. Так, мы хотим купить еще куриц и поставлять натуральные деревенские яйца. Вы знаете, что вкусовые качества таких яиц кардинально отличаются от «магазинных». Планируем еще купить дойных коз, чтобы доставлять козье молоко.
- Вы сами что-то зарабатываете на это проекте?
- Нет, конечно. Это все – моя общественная деятельность. Проект «Корова на балконе» – всего лишь один из инструментов развития личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Таких проектов могло бы быть больше, если мы чувствовали поддержку правительства в этом направлении. В селах много людей, которые могли бы быть задействованы в развитии сельского хозяйства страны, в создании экологически чистых продуктов. Потенциал сельской женщины огромен.
Баймакова Гульмара Набиевна, родилась 27 августа 1961 года в городе Омске, Маскаленский район, село Тумба
Образование: Новоишимский зооветеринарный техникум, специальность: врач-ветеринар, дополнительное образование в области агробизнеса, обработке сельскохозяйственной продукции, растениеводству и животноводству
Бизнес: зам.главы мини-семейного крестьянского хозяйства, руководитель ОО «Жер Ана Астана». Миссия общественной организации: развитие села, сельского хозяйства, личных подсобных хозяйств, продвижение экологически чистых, натуральных продуктов
Замужем, двое детей
Любимые книги: «Парите вместе с орлами», Б.Ньюмен, «Бедный папа, богатый папа», Р.Кийосаки
Любимый фильм: «Девушка из кафе» Дэвида Йейтса
Любимая фраза: «Каждый человек – кузнец своего счастья»
Казахстанский журналист и редактор рассказал читателям MyBusiness.kz о своем хобби
Совладелец транспортно-экспедиторской компании «SevenR» рассказала, что помогает ей преодолевать трудности и добиваться успеха
Владелец компании Mladex – о своем пути к бизнесу, продуктах и секретах успеха
Владелец пекарни «RamNan» рассказала о буднях своего бизнеса и уроках карантина
Основатель видеопродакшн-студии «Мастерская» – о бизнесе, вдохновении и планах