Самый молодой казахстанский дизайнер рассказала о своих планах
Лааль Авгамбаевой 18 лет. В 2018 году, в возрасте 16 лет она стала призером в международном конкурсе молодых дизайнеров New generation Open Way и получила грант на участие в Неделях моды Казахстана, Азербайджана и Москвы. У нее уже свой бренд одежды – LAAL, она периодически участвует в показах в Казахстане и выставляет свои коллекции одежды на продажу. В пространстве СНГ известна как самый молодой дизайнер современности. В интервью MyBusiness.kz рассказала о своем любимом деле и о предстоящих планах на ближайшие пять лет.
- Лааль, в своих интервью вы говорите, что любовь к моде у вас появилась в достаточно раннем возрасте. А как эта любовь проявлялась? Было ли у вас сопутствующее хобби?
- Да, что такое «подиум» я знала уже в дошкольном возрасте. Безусловно, у меня было сопутствующее хобби: я рисовала всегда и везде и была кукольницей. В 12 лет даже начала зарабатывать на пошиве одежды для коллекционных кукол – покупатели были в основном из России, но мои изделия есть и у американских коллекционеров.
Если можно назвать рисование на стенах хобби, до четырех лет всё в доме было исписано «фресками» моего авторства: от плинтуса до высоты по мере моего роста (смеется).
- Что для вас мода?
- Мода – для меня не просто хобби, это смысл жизни.
- Помните, когда родилась первая вещь, хотя бы эскиз?
- Опять же, я шила где-то с дошкольного возраста, и не обязательно на себя. Однако, драпировки и тоги из маминых платков мы ведь можем назвать изделиями моего дизайна? Историки сторонятся точной датации, так что в моем случае, это доподлинно неизвестно.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее, как попали на конкурс New generation Open Way 2018? Ведь именно с него началась ваша уже профессиональная карьера дизайнера?
- Да, карьера начинающего профессионального дизайнера началась с Open Way, основателями которого, как известно, являются Алексей Чжен и Саят Досыбаев. Я училась на первом курсе колледжа Казахской Национальной Академии Искусств им.Т.Жургенова и в начале года нам рассказали о конкурсе.
Ещё до поступления я составляла план на ближайшие 70 лет своей жизни. В первых пунктах – участие в Неделе Моды. Сочла, что обогнать собственную же «пятилетку» было бы интересным опытом, к тому же, учитывая мои амбиции, мне это было очень нужно.
До конкурса я понимала, что делаю неплохо, но не знала точно – хороший ли я дизайнер. Мне нравилось, но мне и плохая музыка может нравиться. Мама всегда поддерживала меня, и ей как заинтересованной стороне я доверять не могла. Мне нужна была сухая оценка профессионалов.
Благодаря конкурсу я ее получила. Это был неоценимый опыт, который я без зазрения совести могу сопоставить с тремя годами академической практики. Это естественный процесс – поиск новой почвы для развития.
- Что послужило вдохновением для создания первой коллекции?
- Я редко составляю мудборды и опираюсь на что-то конкретное при создании коллекций. Я обожаю историю и культуру, поэтому, когда работаю над чем-либо, одно вытекает из другого. Без привязки к узкому промежутку времени, течению в искусстве или культуре. Условный «коридор», по которому я иду, формируется так или иначе, но первоначально он не планируется.
Я никогда не загоняю себя в рамки с самого начала. Иногда потрясающие идеи приходят в середине процесса, и хотя я предпочитаю структурированную, обдуманную деятельность, творческой части процесса это не касается.
- Когда вы впервые приняли участие в Kazakhstan Fashion Week (KFW)?
- Мне было 16 лет, когда я разрабатывала конкурсные костюмы для Open Way. То есть, она и была презентована на площадке Казахстанской Недели моды.
- В каком стиле была выполнена ваша коллекция, представленная на KFW?
- Я опять же не задумывала ничего остро-этнического, но всё равно выходит что-то восточное, даже если в середине работы я начинаю отталкиваться от средневекового европейского костюма или доспехов. Милитари, как правило, прослеживается везде. Так или иначе.
- С какими тканями вы предпочитаете работать? Почему?
- С натуральными. Всё просто. Я живу на этой планете, и несмотря на издержки профессии (креативность, современность, индивидуализм и т.д.) я крайне консервативна, и я думаю о будущих поколениях. Мне небезразлично то, что первая пластиковая бутылка, созданная когда-либо, до сих пор не завершила процесс разложения.
Как и то, что выбросы токсинов синтетического текстильного производства в мировой океан вредит здоровью рыб, которых мы употребляем в пищу. Это, кстати, приводит к развитию рака желудка.
Земля задохнется под толстой пленкой резиновых туфель и футболок из полиэстера. Кстати, ни эти футболки, ни обувь, не позволяют коже дышать. Это всё равно, что носить удавку. Никто в здравом уме не стал бы этого делать. Поэтому, как производитель в здравом уме, я отказываюсь от синтетики.
- Если ли какое-то конкретное направление, в котором вы создаете свои коллекции?
- Конструктивизм, в основном. Нет четких рамок того, что я буду делать. Могу скорее обозначить чего не буду, и то – лишь на данный момент. Когда-то я леопардовый принт не любила. Времена меняются. Я могу удариться в романтизм.
- Есть кумиры в модном мире? Кто? Берете их труды за пример?
- Я огромное количество раз обозначала кого-то конкретного, но я никогда не говорила о том, что я обожаю каждого дизайнера. Даже если мы разнимся во взглядах и подходах. Мне не нравится золото и барочная избыточность, но я считаю Джанни Версаче великим художником, а Донателлу Версаче ещё и великой бизнесвумен.
Конечно же, Карл Лагерфельд. Я возвожу всё то, что он делает в абсолют, хотя многие со мной не согласны, и люди обожают выдумывать, будто он никогда ничего не рисовал сам, но у художников существуют собственные детали-маркеры – ДНК, если хотите – которые «преследуют» их на протяжении всего пути. Он рисовал сам. Или рисовали за него роботы, вычислившие алгоритмы работы его нейронов.
Но невозможно алгоритмизировать искусство. А Лагерфельд делал невозможное – он охватывал своим творчеством все аспекты. Я просто перед ним преклоняюсь. Британских дизайнеров считаю кровными братьями – ни с кем я больше не была настолько «согласна» в творческих решениях.
- Персональные показы устраивали?
- Да, в Торговом Центре «Евразия» (Алматы – прим.ред.) с первой капсульной коллекцией. Меня приглашали к участию в показах Лондона, Парижа и Ванкувера, но увы – карантин и финансовые затруднения…
- А где можно купить ваши продукты? Сколько они стоят? Есть ли у вас продажи?
- Вещи из коллекций можно приобрести исключительно у меня, потому что я не ставлю обидно-низкие цены, так как вещи изготовлены из высококачественных материалов, а шоу-румы делают наценку, с которой многие не согласны. То есть цены, в итоге получаются довольно не низкие.
В целом, костюм, комбинезон или платье стоит около 90 000 тенге. Но мы делали уценку товаров, так как вырученные средства были необходимы мне для обучения в университете.
Продажи есть, и они приносят деньги, даже был опыт работы с Россией. То есть мои вещи покупаются людьми, которые готовы платить за качество. Хочу отметить, что это не обязательно богатые люди. Среди российских покупателей – преподаватели, профессора и модники, которые ценят качество и комфорт.
Сейчас я принимаю индивидуальные заказы (согласно тем моделям, которые были представлены в коллекциях) то есть готовлю по всем параметрам фигуры.
Я умею шить сама и готова к самостоятельному пошиву коллекции, но на момент первого показа – я не была профессионально подготовлена к выпуску всей коллекции самостоятельно.
- Насколько мне известно, вы поступили в очень рейтинговый ВУЗ в Великобритании? Как проходил процесс поступления?
- Да, я поступила в Университет Глостершира, в Великобритании. Они выигрывали огромное количество премий за качество преподавания, а что может быть важнее этого, верно? Я подготовила портфолио, получила предложение на обучение. В Британии существует система Art-Foundation, обязательная для всех, однако мне предложили место сразу на бакалавриате, что позволило мне сэкономить год.
- Отразилась ли как-то пандемия коронавируса на будущем учебном процессе?
- Боюсь, что да, из-за карантина я не смогу покинуть страну, кроме того, мы запустили краудфандинговый проект по сбору средств, на платформе Start-Time, но сбор средств замедлился из-за пандемии. Увы, мама растит меня одна, и собрать сумму на обучение самостоятельно мы не в силах, и мы рассчитываем на этот проект. Волна заболеваемости стихла, и я надеюсь на успех.
- Cколько денег вам необходимо, чтобы продолжить свое образование в Лондоне?
- Для учебы в этом году мне нужно собрать 13 млн тенге, потому что 50% от этой суммы нужно заплатить миграционной службе, чтобы меня впустили в страну.
Обучение в год стоит 14,5 тысяч фунтов, но я планирую после первого курса переходить на внутренние гранты, они существуют. Просто в Великобритании, особенно для иностранцев-первокурсников, гранты на обучение не выдают. Потому что велик риск, что абитуриент пошел туда учиться от желания стать знаменитым, и, например, к дизайну одежды никакого отношения не имеет.
И даже если он очень талантлив, он может передумать, а государству не выгодно вкладываться в тех, в ком оно не уверено. Но есть внутренние стипендии, которые могут полностью покрыть обучение. Я также планирую начать там работать, так что уверена, что меня заметят.
- Планы на ближайшие 5 лет?
- Неизменны: открыть свой Дом Моды, и стать одним из наиболее продаваемых дизайнеров своего времени. Конечно же я бы очень хотела ударно работать – без перерывов на недоразумения вроде того, что происходит сейчас.
Помочь Лааль Авгамбаевой собрать деньги на обучение в Лондоне можно здесь
Лааль Авгамбаева, родилась 23 сентября 2001, г. Алматы
Образование: Дизайн одежды, колледж Казахской Национальной Академии Искусств им.Т.Жургенова
Вид бизнеса: Индустрия моды
Семейное положение: не замужем
Любимая книга: 451 градусов по Фаренгейту
Любимый фильм: Игра в имитацию
Любимая фраза по жизни: «Что касается одежды и образования - с этим нельзя переборщить»
Instagram: @laal_genuine
Казахстанский журналист и редактор рассказал читателям MyBusiness.kz о своем хобби
Совладелец транспортно-экспедиторской компании «SevenR» рассказала, что помогает ей преодолевать трудности и добиваться успеха
Владелец компании Mladex – о своем пути к бизнесу, продуктах и секретах успеха
Владелец пекарни «RamNan» рассказала о буднях своего бизнеса и уроках карантина