За время карантина театр заработал 2 млн тенге
Казахстанские театры закрыли на карантин 13 марта. Снова вернуться к работе им разрешили только 16 сентября. Алматинским театрам и вовсе пришлось ждать до 6 октября. И если у государственных театров все это время была поддержка правительства, то вопрос выживания независимых театров не волновал никого, кроме, собственно, самих независимых театров. Поэтому им пришлось покреативить. Но в этот раз не на сцене, а в жизни. О том, как заработать в карантин и остаться наплаву рассказала управляющий директор и актриса театра ARTиШОК, куратор курса театральных менеджеров Анастасия Тарасова.
Независимый театр и государство
«На фоне этих семи месяцев, могу сказать, что нет ни одной государственной программы, куда мы могли бы обратиться и получить хоть какие-то деньги. Речи нет о том, что Министерство культуры вышло с каким-то диалогом к независимым театрам. Но есть Гете-институт, который формирует фонд поддержки культурных проектов, которые пострадали от пандемии. Туда надо подать заявку. Мы подали и сейчас ждем решения», - рассказывает она.
К властям от имени театральной общественности обращались три раза. Первый раз от имени всех театров к правительству обратился «Тикетон». Второй раз под крылом Ассоциации ивент-индустрии у театра состоялась встреча в Zoom с министром культуры, на которой ARTиШОК заверили, что про него знают и помнят и рады, что у театра все хорошо. На этом все.
«Наконец, в третий раз мы написали письмо премьер-министру. В нем рассказали о том, что у нас сейчас происходит и в чем мы нуждаемся, но… письмо так и вернулось нераспечатанным. В этом выражается все отношение к театру. Смысла обращаться за помощью к государству – нет. Чтобы выжить, надо работать и искать другие двери», - поделилась выводами Анастасия.
Краудфандинг
За три месяца жесткого карантина ARTиШОК провел с помощью трех проектов три раунда краудфандинга. На их примере можно наглядно увидеть, насколько люди готовы в них участвовать.
Первым был «Ер Тостик». Когда сообщили о том, что театры закроются, ARTиШОК организовал онлайн трансляцию спектакля и буквально за неделю собрал заявленную сумму – 500 тыс. тенге.
Второй краудфандинг назывался «ARTиШОК без антракта». Тогда театр в течение месяца каждую неделю публиковал в онлайне по два спектакля в записи. И те же 500 тыс. по копеечке собрали уже в течение месяца.
Третий краудфандинг – сериал ARS LONGA. Это был совместный проект с театром «Ильхом». «Мы поставили перед собой некий вызов: можно ли снять сериал через Zoom. И это был очень затратный по ресурсам проект.
На краудфандинг мы также поставили 500 тыс. тенге. И для того, чтобы собрать эти деньги понадобилось уже два месяца. Два месяца огромной работы и постоянных просьб поддержать нас. Грубо говоря, мы вытряхнули из наших зрителей все, что могли. И за это им огромное спасибо. Потому что в этом краудфандинге нас действительно поддержали простые зрители. Там не было ни одного крупного взноса от какой-нибудь компании или меценатов», - рассказывает Анастасия.
Эта динамика наглядно показала, что на краудфандинге невозможно «ездить» долго. Театр ушел на каникулы, а заработанные на краудфандинге деньги позволили оплатить коммунальные услуги, охрану, уборку территории. Это около 300 тыс. тенге в месяц.
Потом наступил еще один карантин – июльский. Когда участники труппы вернулись, оказалось, что коллектив театра изрядно поредел. А вот финансовые вопросы – нет.
Летник и август
«В августе мы все же организовали неформальное открытие нашей площадки в формате «Выживут только летники». На карантине были разрешены только летние площадки, мы сказали: «Ок. Значит, мы будем летником».
И стали продвигать кофейню, в которой имеем процент от продаж. Мы сами работали официантами и продавали кофе. А между кофе как-то попели. Потом достали гитару. Потом сыграли спектакль. Потом сыграли 10 спектаклей. Потом сыграли еще несколько концертов. Так у нас набралось около 30 событий в то время, когда все было под запретом», - делится лайфхаком Анастасия.
Если говорить о цифрах, то на продаже кофе ARTиШОК заработал 300 тыс. тенге. Кроме того, театр запустил Kaspi donation, где люди могли оставить актерам-официантам чаевые. Там набралось еще 300 тыс.
Следующим шагом стала продажа сувенирной продукции, которую театр выпустил перед карантином. На ней удалось заработать 165 тыс. тенге.
Еще одним источником дохода стали «гаражные распродажи». Во время первой коллектив театра вытащил все, что не жалко (костюмы, реквизит, обувь, какие-то личные вещи) и заработал на этом 380 тыс. тенге. Со второй помогли зрители.
«Одни клевые люди города отдали свои личные вещи, а другие клевые люди города пришли и купили их. А мы заработали еще 800 тыс. тенге», - комментирует Анастасия Тарасова.
В итоге за этот август, когда деятельность театров была под запретом, ARTиШОК заработал 2 млн тенге, которые позволили покрыть наши расходы на аренду и содержание театра.
«А вот в сентябре, когда многие компании смогли вернуться к работе, а у нас уже начались репетиции, мы заработали всего 550 тыс. То есть это такая же история, как с краудфандиногом: чтобы заработать, надо ежедневно изобретать колесо», - подытожила Анастасия.
Истории о том, как блогеры смогли монетизировать свою популярность в сетях
Создатель TrandyGo рассказал о том, как пришел к идее запуска стартапа
Сооснователь KLEM.kz рассказала, как решила начать свой бизнес и развивать осознанную культуру потребления
Стартап Sagi привлек $260 000 от частных инвесторов
Основатель казахстанского косметического бренда «WonderLab Cosmetics» рассказала, как пришла в beauty бизнес
История о том, как вырваться из офисной паутины и реализовать себя в творчестве