Игорь Проценко: Чрезвычайные времена требуют чрезвычайных мер

Производитель мебели рассказал, как выживает мебельный бизнес после карантина

    поделиться
Автор: Венера Касумова 22-04-2021

 

Основатель компании «ПКФ Торнадо PLUS», вице-президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК Игорь Проценко в интервью Mybusiness.kz рассказал об опыте работы своей компании в период карантина и самочувствии мебельного бизнеса в целом.

- Игорь Александрович, как введенный карантин отразился на мебельном рынке Казахстана?

- Безусловно, пандемия коронавируса внесла свои коррективы и повлияла на нашу отрасль, как и на многие другие. Мебельным производствам не удается работать в том же режиме как «до» карантина. Согласно оценке Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК, около 30% мебельных предприятий сегодня еще не восстановились. 

Что касается нашей компании, то в карантин мы продолжали работать. Дело в том, что наша компания ориентирована на рынок B2B. А в период карантина были востребованы поставки специализированной мебели для строящихся больниц и школ, строительство которых не останавливалось. К нам поступали такие заявки на производство, и поэтому я не могу сказать, что компания испытала какой-то кризис или спад производства.

Напротив, мы даже смогли оптимизировать затраты компании, в том числе и за счет того, что часть сотрудников перевели на удаленный формат работы, но при этом не сократили ни одной штатной единицы. Более того, сегодня мы увеличили количество рабочих мест на предприятии.  В начале карантина было страшно, но мы приняли решение работать на склад, полагаясь на отложенный спрос, и, в целом, такая тактика себя оправдала.

Кроме всего прочего, повторюсь, в течение всего карантина у нас было много заказов, мы поставляли мебель на строящиеся объекты в Туркестан, в Алматы (например - в КОВИД госпиталь), в Нур-Султан, в Восточно-Казахстанскую и Западно-Казахстанскую области.

В целом у нас достаточно широкая география поставок – фактически весь Казахстан. Если говорить о нашем бэкграунде, в течение 15 лет деятельности компании было реализовано тысячи проектов по всей стране, в числе которых поставки мебельного оборудования в более, чем 4 000 школ Казахстана, тысячи поставок в детские сады, больницы, вахтовые поселки, гостиницы и другие учреждения.

-  Заказы в основном поступают через сайт или какие-то дополнительные социальные сети?

-  Заказы приносит сайт и постоянные заказчики (из числа строительных компаний, с кем мы сотрудничаем уже многие годы), в примерном соотношении 60% на 40%.

В 2009-м году у нас было 12 торговых филиалов, которые мы закрыли и полностью перешли на формат электронной торговли. На сегодняшний день наш сайт справляется со своей функцией. За счет его полноценной работы, в том числе онлайн-поддержке (консультациям) нам удается сотрудничать со всеми регионами Казахстана.

Я считаю, что именно в силу того, что мы в свое время отказались от дорогостоящих арендных выплат и выбрали онлайн, нам удалось относительно бескровно пережить последствия локдауна.

- Оказало ли государство поддержку мебельному бизнесу?

- Безусловно, пакет правительственных антикризисных мер помог в какой-то степени, и НПП «Атмекен» активно принимает участие в поддержке бизнеса, но этого явно недостаточно. Хорошо было бы предусмотреть для пострадавших предприятий налоговые каникулы, субсидировать им заработную плату при условии сохранения рабочих мест, как это сделали в России, дать бОльшую отсрочку по выплатам по обязательствам, поддержать заказами.

Нужно определить наиболее уязвимые сектора экономики, в нашем случае – наиболее пострадавшие предприятия, работавшие в том или ином специализированном секторе. Я уже говорил, что в такого рода помощи должны участвовать обе стороны. То есть, если государство оказывает адресную (ну или системную) помощь предприятию, то оно вправе рассчитывать на взаимность и ответные действия (измеряемые в натуральных величинах) со стороны берущего эту помощь.

Например, увеличение числа рабочих мест, увеличение налоговых выплат, приобретение и внедрение новых технологий, внедрение энергосберегающих технологий на предприятии ну тому подобное.

Насколько я понимаю, государство именно сейчас этим занимается – разрабатывает широкую антикризисную программу поддержки пострадавших секторов и промышленных предприятий, совместно с НПП «Атамекен». Однако, повторюсь, помощь должна касаться реально действующих, ответственных предпринимателей. Не нужно финансировать и оказывать помощь в развитии «фейковых» предприятий с непонятным результатом на выходе. Не то время.

- Какие инвестиции нужны для открытия собственного мебельного производства?

-  Нужно начать с оценки потребления, зачем сразу просчитывать инвестиции? Сейчас в AlmaU я веду курс «практический менеджмент» и на первом занятии предложил студентам выбрать вид бизнеса, который им интересен и которым они хотели бы заняться в ближайшем будущем.

Начнем с оценки потребления, принятию решения по открытию и заканчивая финансовой моделью и бюджетом предприятия. Так вот, предполагаемые капиталовложения еще не обсуждались на занятии, при том, что курс практически пройден наполовину.

На мой взгляд, оценка инвестиций – это не самое главное на момент решения по открытию бизнеса. Перед тем как открыть бизнес нужно тщательно все взвесить. Позадавать себе вопросы. Самый главный из вопросов, который должен задать себе человек, желающий стать предпринимателем: «а нужно ли мне это?»

Самый главный из вопросов, который должен задать себе человек, желающий стать предпринимателем: «а нужно ли мне это?»

Потому что открытие бизнеса – это не только извлечение прибыли и быстрый путь к обогащению (чего может и не произойти, и не происходит в большинстве случаев), это еще и большая ответственность, которую ты должен уметь брать на себя, это умение принимать решения, это различного рода стрессы, связанные с проблемами финансового характера, семейными неурядицами, разного рода риски.

Почему-то у нас полагают и навязывают мнение, что бизнесом может заняться каждый… На самом деле, согласно общемировой статистике, бизнесом (если он успешен, конечно) управляют всего 10% населения.  Поэтому необдуманный шаг по открытию своего дела в большинстве случаев ничего хорошего не принесет. Если мы не включаем в эту категорию самозанятых, разумеется.

Нам нельзя плодить бизнесменов, нам нужно учить людей. Далеко не каждый хочет быть предпринимателем, есть те, кто хочет быть инженером, бухгалтером, визажистом, проектировщиком, тренером, не испытывая стресс, по вечерам потягивать пиво в баре или посещать кино и театры.

Это их право и выбор этих людей. В конце концов, не всем же быть начальниками, нужно, чтобы были у нас хорошие инженеры и парикмахеры. Ошибочно думать, что искусственное стимулирование стать предпринимателем спасет экономику.  Это не правильный подход.

- Какие, на ваш взгляд, правительственные меры могут еще помочь обрабатывающей промышленности «выжить»?

 - Например, от Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК давно ведутся переговоры по включению мебели (минимального набора) в сдающиеся в эксплуатацию жилые дома. Был момент, если помните, когда жилые площади у нас сдавались в черновой отделке, затем внесли поправки и сейчас дома сдаются в эксплуатацию в отделке чистовой.

Предлагаю пойти дальше и по примеру Китая, Турции, многих стран Европы, Юго-Восточной Азии сдавать квартиры частично меблированными. Какой-то минимальный набор (кухня, встроенные шкафы), который позволит молодой семье въехать в купленную квартиру уже сегодня. Стоимость этой мебели включить в стоимость квадратного метра жилья. А саму программу встроить в программы ипотечного кредитования от АО «Жилстройсбербанка Казахстана».

Наши предложения были с большим энтузиазмом поддержаны работниками «Жилстройсбербанка». Однако необходима определенная работа, связанная с изменениями в законодательство. Помощь правительства была бы очень кстати. А надо ли говорить, какой толчок для развития отрасли будет в результате внедрения этой программы?

Нужно внимательно рассмотреть, по крайней мере, для субъектов обрабатывающей промышленности, вопросы банковского кредитования. Понятно, что есть госпрограмма «Дорожная карта бизнеса 2025», есть фонд Даму, занимающийся субсидированием банковской ставки и выступающий часто согарантом проекта. Но дело в том, что, если банк не захочет финансировать проект, переубедить его не сможет никто, даже фонд.

И здесь никакие административные ресурсы не могут повлиять на политику того или иного банка, это коммерческая структура, которая вправе выбирать, кого кредитовать, кого – нет, что тут скажешь. Банки предпочитают финансировать безрисковые денежные потоки, которые в условиях пандемии, конечно, съежились у всех. Это их право. 

Но у нас сейчас хромает кредитование в части экономики простых вещей. Это серьезная проблема. Есть программа, которая работает, есть фонд Даму, который готов субсидировать и выступать согарантом, а финансирования нет. А оценка залоговой базы от банков – это отдельная грустная песня – под залог того, что стоит по оценке банковских же структур, к примеру 100 млн тенге, банк нехотя предлагает 30 млн.   

Мы предлагали создать квазигосударственные финансовые институты для того, чтобы осуществлять полноценное кредитование нашего бизнеса напрямую без посредников, потому что длинные дешевые деньги, в том числе капитальные вложения, сейчас просто необходимы.

Ну или впустить на рынок международных игроков, я почему-то уверен, что эти игроки отнесутся к производителям более лояльно, в том числе и в части ставок.

- Какие у вас планы по развитию на ближайшие 5 лет?

- Очень сложно строить планы на фоне грядущей «второй волны». Это, по крайне мере, странно...

Если связывать планы с активизацией своей деятельности на рынке госзаказа, как это делают многие мои коллеги, то это «путь в никуда». Потому что рынок госзаказов очень тесный и специфический, что называется «с душком». Кроме того, на этом рынке ясно прослеживаются какие-то коррупционные следы.  И если предприятие связывает свое развитие с участием в госзаказах и выстраивает какую-то стратегию в этом отношении, то это предприятие «самоликвидируется» в ближайшее время.

Если предприятие связывает свое развитие с участием в госзаказах и выстраивает какую-то стратегию в этом отношении, то это предприятие «самоликвидируется» в ближайшее время

Можно выстраивать стратегию своего развития, связанную лишь с рынком потребления. Что касается рынка госзаказов, нас там нет уже лет 10, участвуем эпизодически и только. Хотя, если государство наведет там порядок, то участие реальных и ответственных товаропроизводителей будет являть собой яркий пример помощи государства в области поддержки и развития отечественной промышленности. Сейчас же надо помнить, что на так называемом рынке «госзаказов» продавцов гораздо больше, чем покупателей, кто-то к телу ближе, у кого-то родственные связи потеснее.

Мы в рынке, тоже специфичном по-своему, но гораздо более предсказуемом. В последнее время государство довольно жестко озвучило свою позицию по вопросу участия отечественных производителей в строительстве. Меры в отношении строительных местных компаний, позволяющих себе хулиганить с поставками из-за рубежа и выводящих туда же деньги, предусмотрены чрезвычайные.

Чрезвычайные времена требуют принятия таких же чрезвычайных мер, я полностью их поддерживаю. Осталось определиться с термином «отечественный производитель». Это сфера компетенции НПП «Атамекен», мы периодически напоминаем им о существовании проблемы с терминологией, но пока дело движется вяло. Хотя уверен, что решим в ближайшее время, ведь заинтересована же нацпалата в индустриальном развитии страны.

Есть планы в области электронной коммерции. Ее мы намерены развивать усиленно и в ближайшее время! Планов много, но жизнь покажет.

Проценко Игорь Александрович, родился 27 марта 1970 г.

Вид бизнеса: производство мебели, на рынке с 1994 г. 

Любимая книга: все книги братьев Стругацких

Любимый фильм: все фильмы от Кристофера Джонатана Джеймса Нолана

Любимая фраза по жизни: "Желание – тысяча возможностей, нежелание – тысяча причин"

Член совета Региональной палаты предпринимателей «Атамекен» в Алматы

Член правления Союза обрабатывающий промышленности РК

Член Делового совета при акиме г.Алматы

Преподаватель курса «Практический менеджмент» в Almaty Management University (AlmaU)

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Асель Ашитова: Мы хотим, чтобы люди разделяли наши ценности об осознанном потреблении

Сооснователь площадки PrivateDress.com рассказала о том, как можно зарабатывать на вторичном потреблении

Как выжить в карантин: метод ARTиШОК

За время карантина театр заработал 2 млн тенге

ТОП 10 казахстанских блогеров, которые стали предпринимателями

Истории о том, как блогеры смогли монетизировать свою популярность в сетях

Данияр Кашебаев: Наша цель – объединить мастеров хэндмейда и их поклонников

Создатель TrandyGo рассказал о том, как пришел к идее запуска стартапа

Гульжан Сейтмагамбетова: Мне захотелось выйти за корпоративные рамки и создать свой собственный проект

Сооснователь KLEM.kz рассказала, как решила начать свой бизнес и развивать осознанную культуру потребления

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!