Актуальный тренд нашего времени — стремление быть здоровыми, спортивными, хорошо себя чувствовать и великолепно выглядеть ежедневно. Ведущую роль в этом играет наше питание. Как говорил Гиппократ: мы то, что мы едим. И сегодня мы представляем проект #bon! в Астане, задуманный двумя подругами Дильнарой и Екатериной. У них был опыт работы в национальных корпорациях и сфере привлечения инвестиций. А сейчас они открыли проект в поддержку тех, кто следит за здоровьем и правильным питанием.
Об основателях:
Дильнара Рыскулбекова, 39 лет, филолог, экономист, два высших образования. Работала в национальных компаниях.
Екатерина Плаксина, 43 года, финансист, модельер, два высших образования. Более 15 лет стажа в сфере инвестиций.
— Был ли у вас опыт в бизнесе ранее?
Дильнара: В 2011-2013 годах у меня был магазин женской одежды из Австрии. Это был для меня очень интересный опыт. В 2013 году я его удачно продала.
Екатерина: Это мой первый опыт в бизнесе. В силу работы я видела много проектов, и, благодаря Дильнаре, наконец, отважилась уйти в бизнес и сделать что-то свое.
— Расскажите о своем нынешнем бизнесе #BON. Где находится ваше производство?
Дильнара: Наш проект — это собственное производство проростков и микрозелени #Bon!Zerna, #Bon!Green, а также замороженного сока зелени пшеницы, именуемого витграссом.
Началось все два года назад. Я работала корпоративным секретарем в одной из дочерних компаний национального холдинга. Работа, несмотря на кажущуюся простоту в глазах окружающих, была непростой. Сидячая работа, недосыпы, вредные привычки, стрессы, конечно же, отразились на моем здоровье болями в спине, депрессивным состоянием, лишним весом. В тот период я и приняла для себя важное решение, что нужно менять свою жизнь. Мне просто хотелось ощущать себя здоровой активной женщиной.
Пришлось уволиться с работы и уйти в никуда. Первым делом я занялась своим здоровьем. Читала литературу о здоровом питании, понемногу занялась спортом, завела новые привычки, как вода, зеленые соки по утрам. Просматривая сайты по продаже суперфудов, я наткнулась на порошок витграсса, о котором я ничего не слышала. Сухой порошок мне не понравился, я не ощутила никакого эффекта. Я решила прорастить пшеницу сама, благо времени теперь у меня хватало, так и началась моя любовь к этому напитку.
Я начала пить по утрам сок, а излишки замораживать. Мое самочувствие начало меняться в лучшую сторону. Я стала лучше спать, появилась бодрость. И как бывает в подобных случаях, у меня начали заказывать витграсс мои близкие, а потом и знакомые. Появился аккаунт в Инстаграм и первые заказы.
Я обменивалась опытом с коллегами из других стран и городов, искала информацию по упаковке продукта. Просматривала англоязычные сайты, ведь на Западе витграсс уже давно не новинка. Там его можно встретить буквально везде — в фитнес и йога-центрах, спа-салонах, барах и кофейнях, кафе и ресторанах.
Я прошла обучение в крупной компании в Красноярске, меня снабдили необходимой документацией для организации производства, технологией проращивания, техническими условиями в соответствии с ГОСТ.
Вспомнив свои будни в офисе, я подумала, что здорово было бы питаться такой полезной и вкусной едой в те дни. Ведь проблема людей, которые работают в офисах и не только, в том, что они не располагают временем и соответствующими знаниями, да и желанием проращивать семена самостоятельно.
Ведь необходимо найти органические семена, приобрести хотя бы небольшую гидропонную установку для домашнего использования, ежедневно промывать ее. Причем, чтобы вырастить хотя бы один вид семян на микрозелень требуется несколько дней. Однозначно, это под силу не каждому. А готовое полезное питание с доставкой не всем по карману.
Через некоторое время ко мне присоединилась моя бывшая коллега и близкая подруга Екатерина, которая поверила в мою идею. За год нами была проведена подготовительная работа: разработка концепции бренда #bon! совместно с креативными Ильей и Юлией из www.concept-house.kz, выбор упаковки, дизайн, оборудование, наладка, опыты и бесконечные эксперименты, расчеты, поиск сырья, отбор лучших поставщиков, испытания и сертификация. Не обошлось и без неприятных сюрпризов – подвел Банк Астаны, заморозив наши оборотные средства.
Сейчас наше производство находится в Астане. У нас специально оборудованное производственное помещение, где поддерживается определенный уровень влажности, температура и другие параметры. Технологи на производстве строго соблюдают прописанный регламент.
Нашу продукцию не так давно проверяла одна серьезная организация, которая дает заключение о безопасности и качестве пищевой продукции, поставляемой для высшего руководства страны. И мы гордимся тем, что экспертиза подтвердила высокое качество наших проростков, микрозелени и витграсса.
Екатерина: Еще одно интересное направление нашей компании — живая гранола, официальным дистрибьютором которой мы является. Это уникальный продукт, который представляет собой смесь высушенных при низкой температуре проростков гречки, овса, пшеницы, ржи, ядра подсолнечника и семян льна.
В смесь добавлен изюм, сушеное яблоко, клюква, тыква, кедровый орех. Линейка представлена 9 видами. Она очень проста в приготовлении – достаточно добавить несколько ложек в кефир, йогурт, ряженку или другой кисло-молочный продукт.
Такой прием пищи заряжает энергией на длительный срок. Ее не рекомендуется употреблять на ночь, если вы хотите благополучно заснуть. Еще одна немаловажная деталь — в граноле отсутствует сахар, а наряду с наличием огромного количества витаминов и минералов по сравнению с традиционными крупами, она становится бестселлером для людей, думающих о здоровье своем и близких. Кстати, детям она тоже очень нравится.
— Вы — подруги. Не мешает ли дружба бизнесу, а бизнес – дружбе?
Дильнара: Я считаю, что нам повезло. Мы не разделяем эти два понятия. Наоборот, мы постоянно вместе, у нас нет секретов друг от друга. И в связи с тем, что у нас общее видение будущего нашего проекта, нам комфортно вместе принимать решения. И это невероятно важно чувствовать поддержку друг друга.
Екатерина отвечает за вопросы взаимодействия с нашими партнерами, покупателями, учет и отчетность. Я в большей степени за производство, организационные вопросы, маркетинг. Вопросы стратегии, планирования и развития мы обсуждаем и решаем совместно.
Екатерина: Главное, не только в семейной жизни, но и в бизнесе — смотреть в одну сторону. Бизнес должен приносить радость и удовлетворение. Деление зон ответственности скорее продиктовано нашими способностями и опытом. Каждый ведет то направление, которое лучше получается в силу склада характера и опыта. Все очень органично.
— В чем польза ваших продуктов?
Дильнара: С распространением тенденции к здоровому питанию в моду вошли домашние проращиватели. Это действительно здорово, их покупают, а значит, люди понимают ценность живой пищи, пророщенных семян и зелени. Мы предлагаем готовое решение и широкий ассортимент — это проростки пшеницы, ржи, зеленой гречки, нута, чечевицы, микрозелень гороха, подсолнечника, люцерны, маша. На заказ мы также проращиваем лен.
Наши продукты отлично обогатят любое блюдо, даже если вы не сыроед, не веган и не вегетарианец. Пророщенные зерна и микрозелень отлично сочетаются с кашами, салатами, их можно добавлять в супы и смузи. Пророщенную чечевицу добавляют в салаты, делают паштеты, и даже сыроедные котлеты.
Я часто с утра ем замоченные овсяные хлопья с медом, орехами, сухофруктами и нашими проростками. Это спасает меня не только от авитаминоза, но и заряжает энергией на весь день. Живые проростки — это не просто витамины, они — идеальное решение для тех, кто хочет очистить организм, помогают снизить вес. Это строительный материал для наших клеток. Они дают длительное чувство сытости, не перегружая пищеварительный тракт.
Пророщенные злаки содержат множество ферментов, количество их увеличивается в процессе проращивания многократно, образуются новые вещества, которых нет в сухих зернах. Пророщенные зерна, микрозелень и витграсс поставляют нашему организму широкий спектр натуральных витаминов, минералов, микро- и макроэлементов, выступают источником растительного белка, что актуально в течение всего года.
Мы делим нашу живую продукцию на три группы: #bon!zёrna, #bon!green и #bon!sok.
#bon!zёrna — это зерна пшеницы, зеленой гречки, ржи, нута, чечевицы, льна, ядра подсолнечника, которые мы пробуждаем, а затем фасуем и упаковываем. Таким образом, в упаковке на полках супермаркетов они продолжают расти.
#bon!green — это микрозелень, которую мы выращиваем из семян подсолнечника, гороха, люцерны, маша. Планируем также выращивать лук, кресс-салат, горчицу, редис. Это отличная витаминная добавка в салаты, супы, а также полноценный перекус. Зелень обладает нежным изысканным вкусом и способна не только украсить любое блюдо, но и сделать в разы вкуснее и полезнее. Тем более обычная зелень в магазинах не обладает ярко выраженным вкусом и ароматом.
#bon!sok — это замороженный сок зеленых ростков пшеницы, которую мы выращиваем длиной не более 15 см. Ведь именно на этой стадии роста концентрация полезных веществ наиболее высока. Сок зеленых ростков пшеницы содержит хлорофилл и одна порция всего лишь в 30 мл заменяет 1,5-2,0 кг овощей и фруктов. Во-первых, такое количество овощей и фруктов мы физически не можем осилить даже за день, а во-вторых, те же фрукты у нас, как правило, привозные и содержание в них полезных веществ вызывает большое сомнение. Их обрабатывают пестицидами, собирают незрелыми, натирают воском, чтобы сохранить свежесть и привлекательный вид надолго.
— Каким образом вы продвигаете и продаете свой продукт? Какие инструменты и каналы продвижения сейчас выгоднее использовать в малом бизнесе?
— Пока используем традиционные каналы: рассылка, Facebook и Instagram, где мы сообщаем о новых точках продаж, а также выкладываем информацию о пользе продукции, рецепты. Регулярно участвуем в тематических мероприятиях, где собирается наша целевая аудитория. Наибольший отклик давала работа с блогерами. Сейчас мы ищем инвесторов как для расширения существующего бизнеса, так и для реализации новых идей.
— Был ли негативный опыт с покупателями? Как вы решаете подобные ситуации?
— Такие ситуации бывают у всех. Важно воспринимать это не просто спокойно, а скорее с благодарностью. Когда наши клиенты дают обратную связь, мы выражаем им свою признательность, потому что это дает нам возможность по-другому взглянуть на бизнес-процессы, улучшить сервис, и это здорово. Мы сами поддерживаем активную позицию и просим наших покупателей оставлять свои отзывы.
— Будучи в собственном бизнесе вы можете определить для наших читателей 5 плюсов и минусов предпринимательства?
Дильнара: Из плюсов я могла бы назвать следующие: свобода выбора и передвижения. У меня нет начальника, я сама планирую свои дела, встречи, нет необходимости постоянно сидеть в офисе. Главное, корректно делегировать полномочия сотрудникам и определить круг вопросов, по которым они могут сами принять решения.
Самореализация — для меня это была возможность бросить себе вызов, поставив амбициозную цель, осознавая полную ответственность за свои решения.Бесконечное развитие и новый опыт — ежедневно нужно решать массу самых разнообразных задач, к решению каждой из которых нужно подходить творчески. Меняется круг общения — за последние два года у меня появилось очень много новых знакомых. Возможность зарабатывать — доход зависит от того, насколько ты со своей командой сработал успешно.
На настоящем этапе вывода компании на рынок достаточно много сложностей, скрытых, подводных камней, которые не предполагаешь заранее. Это отсутствие свободного времени — ты работаешь в режиме нон-стоп. Думаешь о бизнесе постоянно. Отсутствие ежемесячного гарантированного дохода — это особенно остро чувствуется после работы в квазигоссекторе.
Повышенная ответственность — мы всегда вне зоны комфорта и несем ответственность за все, включая заработную плату сотрудникам, налоги, своевременную сдачу отчетности.
Будучи руководителем, ты не имеешь права проявлять свои слабости, быть в дурном настроении, потому что это отражается и на сотрудниках и влияет на клиентов.
Екатерина: Несмотря на то, что количество минусов равно количеству плюсов, тем не менее, плюсы значительно перевешивают, прежде всего, потому что ты сам несешь ответственность за свою жизнь, за то, что ты делаешь и то, что ты получаешь в итоге.
В Казахстане действуют разные программы финансовой и нефинансовой поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе бизнеса, управляемого женщинами.
Финансовый эксперт, предприниматель и основатель Клуба женщин-инвесторов в Астане Гульнар Амиргалы рассказала MamaSpace о возможностях и рисках инвестиций в ценные бумаги и о том, как она пришла к идее инвестировать на фондовом рынке.
Большинство людей представляют работу бухгалтера скучной и однообразной. Но только сами работники этой сферы готовы с этим поспорить: эта профессия требует высокого профессионализма, точности и ответственности.
MamaSpace продолжает беседовать с личностями, чей жизненный и профессиональный опыт может стать примером для многих. В этот раз мы публикуем интервью с известным казахстанским экспертом в области PR и коммуникаций, президентом Казахстанского Пресс-клуба, управляющим партнером консалтингового агентства PG Communications Асель Карауловой.
Чтобы побаловать себя чем-нибудь вкусненьким, не обязательно учиться поварскому искусству и часами стоять за плитой. В Астане огромное количество пиццерий, суши-баров и кафе предлагают доставку еды, причем для этого даже не нужно выходить из дома, сделать заказ можно по телефону или Интернету.
Социальные сети давно перестали быть тем местом, где люди просто делятся своими фотографиями, мнениями, чувствами и эмоциями.