Чтобы побаловать себя чем-нибудь вкусненьким, не обязательно учиться поварскому искусству и часами стоять за плитой. В Астане огромное количество пиццерий, суши-баров и кафе предлагают доставку еды, причем для этого даже не нужно выходить из дома, сделать заказ можно по телефону или Интернету.
Супруги Айгерим и Бауржан Шурмановы долго планировали и изучали столичный рынок общественного питания, прежде чем решились открыть свое небольшое семейное дело – пиццерию «Vittoria».
Кроме нескольких видов пиццы, здесь можно заказать десерты Tortoliano, изготовленные по фирменному рецепту Айгерим. Как начать семейный бизнес и чем для этого пришлось пожертвовать чета Шурмановых рассказала в интервью для MamaSpace.
— Как пришла идея открыть семейное дело?
— Мы давно планировали. Созревали. Не понаслышке знакомы с реальными историями, когда люди открыли свое дело на достаточно конкурентном рынке и у них получилось. Да, статистика провалов страшная. Большинство начинающих бизнесменов закрываются в первый год работы, и только 30% из них доживают до трехлетия. Но боятся того, с чем мы не сталкивались, наверное, глупо.
Идея начать свой бизнес или ощущение, что пора, пришло с осознанием «нависшего надо мной стеклянного потолка». Такое же ощущение у меня было, когда много лет назад я решил уехать из Кокшетау в Астану. Тогда я работал журналистом на телеканале «Казахстан-Кокшетау».
Да, было круто. Все нравилось. Мне казалось, что я много получаю, известный, важный и т. д. (смеется). Мне было 24-25. Но в один день разговор с моим старым другом перевернул мои планы. Он хотел поехать работать в Алматы и предложил мне. Его доводы были внушительными. Он сказал, что предел моих планов в Кокшетау с тем уровнем доходов — это жизнь в родительском доме с будущей супругой, подержанная иномарка 1993-1998 гг., и работа примерно на этой же должности, до выхода на пенсию.
Зону комфорта с годами либо не захочешь менять, либо не сможешь. В такой ситуации меньше роста и меньше вызовов своим возможностям. Хотелось проверить себя. Такая вот перспектива. Я это представил и понял, что нужно действовать. Но самое интересное, мой друг так и никуда не поехал. Но так как я настроился, а Алматы все-таки далеко, я решил поехать в Астану.
Такое же ощущение меня начало мучать спустя шесть лет. Конечно, многое изменилось с тех пор. Семья, дети, хорошая работа, ипотека, кредиты. Снова представил, что будет нам по 45 лет, наконец-то, мы расплатимся с ипотекой и возьмем новую (смеется). И так дальше с промежутком в 20 лет. И от этого становилось грустно. Посоветовался с супругой и мы вместе решили, что пора. Пока молодые, нужно рисковать. Ставки тоже высоки, но кто не рискует, тот не пьет шампанское, так ведь говорят?
— Как в общем деле между вами распределены обязанности?
— На сегодня мы выбрали два направления в нашем деле — это приготовление пиццы и выпечка тортов. У нас очень «сильные» продукты. Айгерим несколько лет в декрете занимается кондитерским делом. Постоянно проходит курсы, участвует в конкурсах. Одним из последних таких проектов был «Pastry Battle Challenge», международный конкурс кондитеров в Москве. Из 300 участников, она вошла в топ-лист, в 20-ку сильнейших.
Для приготовления пиццы мы привлекли опытного пиццайоло. Собирали очень много мнений о том, где лучшая пицца в городе, сравнивали, и придумали что-то свое, отличное от конкурентов. С февраля 2018 года у нас начались подготовительные работы. Вначале мы думали, что получится совмещать: я буду работать, и мы откроем пиццерию. Но для такого маневра у нас не было достаточно денег.
Мы продали машину и все вырученные деньги потратили на открытие. Официально мы запустились с 12 апреля, я думаю, это весьма символично. День, когда человек начал осваивать космос для нас стал днем, когда мы начали по-серьезному осваивать мир бизнеса. Как разделили обязанности? Можно сказать, поровну: операционкой, продажами, продвижением и доставкой занимаюсь я, готовка тортов на Айгерим.
— Как в дальнейшем планируете развивать свой бизнес?
— Пока рано об этом думать, мы только в начале пути. Сейчас хотим выйти на стабильный уровень продаж, оптимизировать затраты и автоматизировать многие процессы. Следующий шаг будет масштабирование, мы хотим максимально охватить город.
— Кто придумал название? Что оно означает?
— Мы с супругой все делаем сообща. «Vittoria» означает «победа» на итальянском. Для нас победа – это то, что мы начали идти к своей мечте, и хотим, чтобы эта философия помогала людям. Поэтому наш слоган – «Философия вкусной жизни».
Мы хотим построить социально-ответственный бизнес. Думаю, чуть позже об этом более подробно расскажем.
— Есть ли его аватар, описание вашего клиента?
— Наш клиент очень любит вкусно покушать. Не любит повседневное и обычное. Он кайфует, когда ест. Это может быть ребенок, подросток, взрослый человек. Главное — неравнодушный, получающий удовольствие от каждого кусочка. Это потому, что мы сами очень любим вкусно поесть. На каждый продукт есть свой рейтинг, где вкуснее и почему. Еда — это круто, когда реально вкусно и полезно.
— В чем преимущество вашей продукции?
— У нас самые вкусные и оптимальные по цене пицца и торты. Мы сравнивали цены: наша продукция более доступная, но по качеству не уступает, а где-то даже и превосходит конкурентов. Каждый рецепт мы строго оценивали, сравнивали со всеми возможными конкурентами.
Например, приготовив торт, мы покупали аналогичные десерты в других кондитерских. Звали друзей и знакомых и вместе с ними пробовали и анализировали. Айгерим переделывала раз за разом, пока не пришла к тому, что все нравится. Также и по пицце. Большая часть рецептов была изменена, придумали свои. Люди любят, когда на начинке не жалеют и там много всего – колбасы, сыра, томатов, грибов. И мы постарались это дать.
Мы точно знаем, что у нас самая сочная пицца с самой мощной начинкой и лучшие торты, которые просто таят во рту. Еще один аргумент в пользу нас — это бесплатная доставка от одного торта. Думаю, в городе нет таких предприятий, которые похвастались бы этим.
— Какие инструменты вы используете для продвижения вашего дела?
— Все возможные инструменты: социальные сети, фудсайты, сарафанное радио, наружная реклама. В соцсетях страницы веду пока сам, но каждый пост мы обговариваем с Айгерим. Мы стараемся зафиксировать эмоции. Иногда боюсь за всем не успеть, потому что большая часть времени проходит за рулем. Доставка, закупки и прочее.
— На какую доходность и сроки окупаемости вы рассчитываете?
— Хотим закрывать свои расходы и выйти на самоокупаемость. Для себя поставили срок окупаемости – один год. Надеемся, что выполним наш план.
— Бауржан, страшно ли было оставить офисную работу и уйти в свободное плавание?
— Нет, в этот раз страшно не было. Когда в первый раз из Кокшетау переезжал в Астану было страшно, потому что в кармане всего было 70 тысяч тенге. Шанс найти работу уменьшался с каждым днем. Оставалось мало денег, чтобы даже элементарно покушать, да и еще я был один. Сейчас со мной мои близкие.
В свое время было сложно оставлять телевидение, мне очень нравилась эта работа. Каждый день что-то новое, интересное. Бешеный ритм, классный коллектив. Я получил для себя многое из журналистики, проработав в различных ее сферах: радио, газета, журнал, Интернет СМИ, телевидение.
После работы в корпоративном секторе в группе компаний «Самрук-Казына», в PR и внутренних коммуникациях, конечно, много кто удивляется этим переменам, а я в ответ удивляюсь их реакции. К примеру, большую часть доставки делаю сам, и некоторые мои знакомые говорят: «После такой работы и доставлять пиццу!». Но почему бы и нет? Для нас это вызов и возможность. Мы понимаем, что это новая дорога. Вначале всегда сложно. Попробуйте начать играть на каком-нибудь инструменте или заняться спортом. Нужно время, чтобы тело и ум привыкли. Поэтому мой совет всем, кто задумывается о своем деле – ничего не бойтесь, просто работайте, преодолевайте трудности и все у вас получится.
— Какие вы видите преимущества своего дела перед офисной работой? Какие сложности, трудности возникают каждый день?
— В первую очередь все зависит от человека. Каждая работа хороша, на вкус и цвет.
Впереди большие планы и хотелось бы их форсировать. Я хочу использовать все возможности и достичь своих целей, чтобы потом не жалеть и не сказать, что я мог, но не захотел или струсил. Трудности, вызовы, возможности — их много. Главное, каждый день побеждать себя. Мы стараемся, не всегда получается. Пока каждый работает за несколько человек. Я очень горжусь, что возле меня очень трудолюбивые люди. Меня вдохновляет Айгерим, которая похожа на мою маму, работает с раннего утра до поздней ночи, не покладая рук. Мне повезло с женой.
Очень скучаем по детям. Старшему три года, младшему всего три месяца. Целый день до ночи на работе, видим мало. Но я думаю, это все временные трудности, которые мы преодолеем.
— Как нашли первых клиентов? Кто ими стал?
— Первые клиенты — это наши друзья и знакомые. Как в любом итальянском бизнесе.
— Из чего складывается ваш рабочий день?
— У каждого свои задачи, при этом мы работаем сообща. Для кухни — сделать заготовки, само производство. Операционка – это снабжение, развитие, реклама, доставка.
— И последнее: если вдруг вы выиграли в лотерею 1 млн долларов, то сколько из этих денег вы бы вложили в семейный бизнес?
— Никогда не верили в лотереи. Мы верим только в свои силы.
Социальные сети давно перестали быть тем местом, где люди просто делятся своими фотографиями, мнениями, чувствами и эмоциями.
Когда мы произносим «сильная женщина», то кого мы представляем? Властную и волевую даму, которая готова «идти по головам» ради успеха и карьеры?
Недавно в прямом эфире на радио Business FM прошло интервью с Айкой Алеми – дизайнером, чей профессиональный и творческий путь вызывает только восхищение.
Есть женщины, которые обладают природным чувством стиля. Именно из них получаются самые лучшие дизайнеры одежды. Сегодня у нас в гостях Жанна Бектемисова, дизайнер-декоратор одежды, писательница и поэтесса.
Жаннар Шураева – автор бренда «Kurak Korpe», редактор бортового журнала Tengri, журналист, кинорежиссер. Ее всегда привлекала сфера дизайна и творчества. О том, как создать бренд, который совмещает качество, стиль и любовь к традициям, она рассказала в эксклюзивном интервью для MyBusiness.kz.
Телевизионный журналист Катира Кабулова в декретном отпуске открыла бутики с женской одеждой от итальянских и украинских дизайнеров «Lookmaker». Она рассказала, как пришла в бизнес и каково это – продавать женскую одежду после 17 лет работы на телевидении.