Как перейти из мира корпораций в мир моды. Опыт дизайнера Aika Alemi

Недавно в прямом эфире на радио Business FM прошло интервью с Айкой Алеми – дизайнером, чей профессиональный и творческий путь вызывает только восхищение.

    поделиться

 

Источник фото: Shutterstock, CatwalkPhotos

Она окончила экономический факультет МГУ им. Ломоносова, получила степень MBA в Университете Дьюка, затем степень магистра изящных наук в области кино. Айка успела поработать в транснациональных корпорациях за рубежом, пока не решила кардинально поменять свою жизнь и полностью посвятить себя творчеству. 

Сегодня Айка все силы отдает миру искусства и моды. Она – дизайнер и основатель бренда «Aika Alemi», бизнес-тренер и консультант бизнес-инкубатора Kazakhstan Brand Incubator. Для удобства читателей MyBusiness.kz мы подготовили короткую «выжимку» этого интервью.

 

— Айка, с чего все началось? Как получилось, что вы — успешный менеджер решили все поменять в своей жизни? 

— Можно сказать, что это произошло случайно. Долгое время я работала в международных корпорациях на руководящих позициях. В карьерном отношении у меня все складывалось гладко, даже чересчур гладко для меня. Мне всегда хотелось творческой реализации. И тогда я решила, что хватит заниматься только зарабатыванием денег, пора найти дело, которое приносило бы удовлетворение. 

Друг из Лос-Анджелеса предложил продюсировать его фильм, и знаете, мне эта идея понравилась. Я поступила в киношколу в США на магистерскую программу, это и стало отправной точкой. Во время учебы в киношколе я стала придумывать дизайн одежды.

 

Однажды в Нью-Йорке я походя помогла одной незнакомой женщине выбрать туфли на церемонию Оскар и она разговорилась со мной, увидела на мне кардиган, который я разработала, и стала просить продать его. И, наверное, вот тогда-то и пришла в голову идея создать свой собственный бренд и продавать дизайнерскую одежду. Название тоже пришло само по себе: Aika – это сокращенное от моего полного имени Аяжан. Причем еще тогда я понимала, что возможно в Казахстане моя одежда не будет пользоваться большим спросом, поэтому я сразу стала ориентироваться на экспорт: Лондон, Париж, Милан.

 

— Ваш бренд это и есть то, что называется концептуальная мода? В чем ее суть? 

— Концептуальная мода – это определенный посыл, не связанный с буквальным смыслом и функциональностью. Чаще это авангардная мода. Это как авторское кино отличается от коммерческого отходом от традиционных форм и приемов. То есть оригинальные и необычные вещи. Есть очень авангардная одежда, которую могут надеть всего несколько десятков человек на земле. Существуют разные степени концептуальности. Концепт – это не всегда про форму, это всегда какая-то миссия и всегда вызов.

 

— И какой посыл несет ваш бренд? 

— Я пытаюсь сочетать казахское наследие, народно-прикладное искусство, но в современно-глобальной форме. То есть я использую традиционные техники, работаю с ремесленниками, но форму придаю этому такую, что человек может надеть это в любом городе мира и выглядеть модно. Мой бренд – это не люди в странных одеждах, народных костюмах, это не этника.

 

— На ваш взгляд, дизайнер должен быть эмпатом и чувствовать, что человеку должно понравиться, а что нет? Или дизайнер должен опираться только на свои ощущения и взгляды? 

— Мода построена на трех составляющих: творческая составляющая, технологии и это, конечно, бизнес, который должен быть самоокупаемым. То есть нельзя создавать модели, чтобы просто положить их в стол или передать в музей. Хотя такая мода тоже существует, есть дизайнеры, работы которых покупают музеи.

 

То есть такая одежда настолько оригинальна, что музей готов заплатить за это. Но основная часть дизайнеров работает на рынок. Мы не работаем в отрыве от реальной жизни, мы должны продавать. И та мода, которая не продается — ее не существует. Работая в этой сфере, я научилась понимать специфику рынка. Есть люди с продвинутым эстетическим вкусом, которые не хотят носить обычную одежду, которую носят от 70 до 90% населения.

 

Есть всегда очень авангардная прослойка, которая хочет чего-то необычного, им хочется выделиться. Но основная масса населения, конечно, хочет что-то спокойное и удобное, и большинство брендов нацелено на это. Но есть необычные люди, новаторы, которые ломают стереотипы. Чтобы мода развивалась, нужна концептуальная мода, дающая направление, и обычный функционал одежды она преподносит как-то оригинально.

 

— Скажите, есть ли в Казахстане спрос на концептуальную одежду?

 — Если в Японии, Великобритании, США, Германии и других самых развитых странах концептуальная мода занимает около 15% рынка, то у нас меньше 1%. Это зависит от развитости экономики, материальной и духовной культуры, самого рынка моды, от степени удовлетворенности потребностей покупателей. Это узкий сегмент. Но то, что мы делаем, копирует очень много коммерческих дизайнеров, поэтому такие дизайнеры как я, которые работают в более концептуальном сегменте, тоже должны быть. Хотя мы не столько денег зарабатываем, сколько продвигаем саму моду.

Попасть на Scoop всегда было моей мечтой, так как главная идея этого проекта – показать миру самые креативные и концептуальные идеи в мире моды

— Вы первый дизайнер из стран СНГ, который принял участие в Scoop – отраслевой выставке современной моды в Лондоне. Как изменилась ситуация с вашим брендом после участия в событии такого масштаба? 

— Как вы знаете, в мире существует «четверка» недель моды: Нью-Йорк, Лондон, Милан и Париж. И на все настоящие недели моды участие происходит только по приглашению, то есть нельзя просто оплатить свое участие и приехать. Дизайнер подает заявку и ждет решения художественного комитета организаторов. Если одобряют твою заявку, то ты платишь за участие в показе либо на выставке.

 

Попасть на Scoop всегда было моей мечтой, так как главная идея этого проекта – показать миру самые креативные и концептуальные идеи в мире моды. И мне повезло, потому что оргкомитет пригласил меня принять участие, и они разместили фото из моего лук бука на одной из обложек официального каталога Scoop совершенно бесплатно, так как им понравился мой бренд. Эта выставка мне очень помогла, это был мой дебют. Я вообще не ожидала, что меня пригласят. После этого как раз поступили мои первые заказы, у меня заказали одежду бутики в Лондоне, Париже, а потом в Цюрихе, Гонконге.

 

— В одном интервью вы сказали: «Не я заставляю людей покупать мои вещи, это люди заставляют меня создавать их». А как вы продавали свою первую коллекцию? 

— Моя первая коллекция называлась «white plenty» , что означает «белое изобилие». Все предметы были в белом цвете, разных его оттенках. Это шло от понятия «белый» в казахской культуре. Как Вы знаете, у казахов белый, «ақ» обозначает не только цвет. У нас принято говорить «Ақ ниет» — искреннее желание, намерение, «ақ көңіл» — человек с чистыми помыслами, «ақ жол» — пожелание счастливой дороги. Такой был посыл у нашей коллекции, поэтому она и пришлась многим по вкусу.

 

— Вы постоянно говорите о том, что вас вдохновляет казахская культура. Это было изначально так или это попытка связать моду с нашей культурой?

 — Это мое внутреннее состояние, потому что я долгое время жила за рубежом: училась, работала, одним словом, я была в отрыве от своей родины и очень скучала. Вообще, я традиционно воспитана. Мои родители — большие патриоты и мы, их дети, чувствуем эту связь с нашей землей, с нашей культурой, языком. Не было никаких коммерческих целей, я очень люблю и восхищаюсь нашей культурой. Я хочу рассказать миру нашу историю, потому что Казахстан до сих пор для многих «белое пятно» на карте мира.

 

— Модные показы — это не всегда то, что можно носить в обычной жизни, модные показы — это иногда перфоманс в поддержку какой-то идеи? 

— Совершенно верно. Есть такое разделение: подиумные вещи, которые никогда не будут продаваться в магазине, и базовые вещи, которые будут продаваться и приносить прибыль. На мой взгляд, у любого дизайнера должны быть такие имиджевые модели в коллекции, особенно, если ты делаешь показ и твой бренд концептуальный. Обычный человек это конечно не купит. Но это может купить какая-нибудь известная личность, чтобы надеть на светское мероприятие, и о чем обязательно напишут в модных журналах. Тоже хороший способ продвижения.

 

— Делали ли вы такие вещи, которые никто не носил? 

— Нет, мои вещи все «носибельны». Я не настолько авангардна.

 

— Какова конкуренция на казахстанском рынке и на мировом рынке? Мы вообще можем конкурировать? 

— На мировом рынке гиперконкуренция, десятки тысяч брендов. Все работают посредством Интернета, ты можешь творить из любого города, придумать что-то свое и продавать по всему миру. Когда казахстанские дизайнеры думают, что конкурируют только с казахстанскими коллегами, они очень ошибаются. Человек, обладая кредитной карточкой, может купить товар из любой точки мира. Любой дизайнер может ему продать. Мы конкурируем со всем миром, хотим мы этого или нет. С одной стороны, это тяжело, потому что нужно усердно работать. Когда чувствуешь давление конкурентов, нельзя расслабляться. Но с другой стороны, это хорошо, потому что ты растешь, и ты становишься лучше благодаря внешним факторам. Что касается индустрии моды, то в мире существует около 360 недель моды, то есть практически каждый день где-то проходит смотр моды.

 

— То есть каждый день можно посещать недели моды? 

— Теоретически да, но даже сейчас эксперты говорят, что слишком много недель моды, много продукта. Это все способствует тому, что у покупателя большой выбор. Не все бренды остаются в прибыли и не все бренды остаются в fashion-индустрии надолго, некоторые уходят через 3-4 сезона, но появляются новые. Эта сфера такая динамичная, в которую люди приходят, потому что барьер низкий. Чтобы создать одежду, нужна только ткань, фурнитура и швейная машинка — это 200-300 долларов. Единственный барьер — это придумать, поэтому сегодня это война идей и концептов.

 

— Есть понятие «удобная одежда». Многие не любят носить костюмы, потому что это неудобно. Проще надеть футболку, джинсы. Не скатится ли модный бизнес со временем в удовлетворение повседневных нужд?

 — Думаю, нет, на модную одежду всегда был и будет спрос, потому что мы так созданы, все люди разные, и многие хотят подчеркнуть свою индивидуальность посредством одежды. Наши потребности меняются с возрастом, с периодами жизни. Сейчас есть тенденция, что мода упрощается, она становится элементарной, более спокойной, даже можно сказать неинтересной. Видимо, это такой этап в жизни человечества. Как только человек этим насытится, он снова захочет сложного, удивительного, необычного. Все циклично в мире, поэтому спрос на дизайнерскую одежду будет всегда. 

 

Подготовлено по материалам программы «Деловое утро»

Источник: радио Business FM

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Жанна Бектемисова: Я люблю творить!

Есть женщины, которые обладают природным чувством стиля. Именно из них получаются самые лучшие дизайнеры одежды. Сегодня у нас в гостях Жанна Бектемисова, дизайнер-декоратор одежды, писательница и поэтесса.

Жаннар Шураева: «Люди покупают не продукт, а эмоции»
22-02-2018– Елена Пак

Жаннар Шураева – автор бренда «Kurak Korpe», редактор бортового журнала Tengri, журналист, кинорежиссер. Ее всегда привлекала сфера дизайна и творчества. О том, как создать бренд, который совмещает качество, стиль и любовь к традициям, она рассказала в эксклюзивном интервью для MyBusiness.kz.

Катира Кабулова: Я получаю удовольствие от того, что учусь новому

Телевизионный журналист Катира Кабулова в декретном отпуске открыла бутики с женской одеждой от итальянских и украинских дизайнеров «Lookmaker». Она рассказала, как пришла в бизнес и каково это – продавать женскую одежду после 17 лет работы на телевидении.

Гульжан Таубалдина: Работать от души и для души

Сегодня мы беседуем с совладельцем агентства HBTV Гульжан Таубалдиной о том, как перейти из творческого мира музыки и концертов в жесткий мир предпринимательства, и как выпускнику консерватории строить работу event-агентства.

Мадина Ермаканова: Самое трудное — начать

Каждый год в казахстанской fashion-индустрии появляются новые имена и бренды. Один из них – бренд «Poetic». Его основала дизайнер Мадина Ермаканова.

Лаура Галиева: В бизнесе люди должны быть с высокой жизненной скоростью

Лаура Галиева — основатель компании-туроператора Kazunion, который входит в тройку самых крупных по Казахстану. Сооснователь Wootrip в России, сооснователь бренда косметической продукции WonderLab (Россия, Казахстан).

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!