Как мама семерых детей смогла совместить создание семьи и бизнеса
Жительница Кокшетау Галия Алдабергенова воспитывает семерых детей, руководит собственным домом моды «Акай» и строит планы по расширению бизнеса. Недавно предпринимательница стала обладательницей «Алтын алка». По ее словам, любимое дело и поддержка семьи дают женщине силы постоянно развиваться и двигаться дальше.
- Галия, вы многодетная мама – это уже большое достижение и огромный труд. Расскажите, как решились заняться бизнесом с такой большой семьей?
- Я всегда совмещала работу с семьей. Шитье – это такой вид деятельности, который в принципе можно совмещать с материнством без проблем абсолютно.
Когда дети были маленькие, я шила на дому. Когда они подросли, стало уже тесно дома принимать заказы, и мне пришлось открыть швейный цех.
Дальше мы просто развивались, расширялись. Казахи говорят: «Әр баланың өз несібесі бар». То есть благосостояние семьи с каждым ребенком только увеличивается.
- Расскажите о себе. Кто вы по профессии? Когда и как у вас раскрылся творческий талант?
- По профессии я швея. Вообще с детства люблю шить и мастерить. В школе со мной учились девочки, приехавшие из Монголии. На уроках труда я увидела, как эти девчонки умеют вышивать. Они делали потрясающие, на мой взгляд, вещи – цветную вышивку крестиком, гладью. Увидев их работы, я буквально заразилась прикладным творчеством. Начала вышивать подушечки, накидки для стульев, обшивала ободки.
В 15 лет поступила в швейное училище по специальности «Портной по индивидуальному пошиву». Уже на втором курсе мне начали поступать заказы на пошив платьев, фартуков, спортивных кимоно. Потихоньку начала шить на дому.
Далее поступила в Алматинский технологический университет на «Конструирование и технологию швейных изделий», так как остро ощущала недостаток профессиональных знаний.
В поисках дополнительных знаний и опыта работала в нескольких ателье Кокшетау. Совмещала пошив на дому с заочной учебой в университете и работой закройщиком в других ателье. В 2002 году поняла, что уже не успеваю обрабатывать поступающие заказы и пригласила работать к себе домой трех швей.
В 2005, уже будучи в ожидании третьего сына, мы с супругом решили взять ипотеку в банке и вывести цех из дома. Купили трехкомнатную квартиру под производство. В 2007 на кредитные деньги приобрели ещё одну квартиру, вывели ее из жилого фонда и открыли ателье «Акай».
Число довольных клиентов росло, соответственно и количество заказов. Даже этих 100 квадратов нам уже не хватало. Я всегда мечтала о своём доме моды. В голове и на бумаге рисовала много проектов. С 2014 года моя мечта стала постепенно исполняться. Мы покупаем землю и начинаем строительство своего дома моды «Акай».
- Участвовали ли вы в каких-то программах по поддержке бизнеса? Проходили ли обучение?
- От государства мы получали поддержку по «Дорожной карте бизнеса – 2020», потом фонд «Даму» мне постоянно помогал. Я проходила у них различные курсы. Бухгалтерия, налоги – этому всему они меня обучали. Плюс я проходила многие семинары, меня отправляли в Назарбаев университет на обучение топ-менеджеров.
- Расскажите о своём бренде. Откуда появилось название «Акай»?
- Мы назвали свой бренд в честь моей бабушки, которую звали Акак, но все называли ее Акай. Она была высококлассной швеей. Бабушка шила не только платья или пальто, а вышивала целые кесте и бiрсалар. Помню, что в детстве, лежа, часами рассматривала затейливые узоры и искусно подобранные контрастные материалы. Сейчас это называют пэчворк.
- На чем вы делаете акценты в своих изделиях? Что вас отличает от конкурентов?
- Мы шьем одежду для женщин и мужчин, стараемся добавлять туда национальные орнаменты. Шьем корпоративную одежду, униформу, концертные наряды. Сейчас у нас работает 25 человек, и каждый – специалист в своей области.
Кто-то шьет только верхнюю одежду, кто-то платья, кто-то специализируется на ремонте. Два дизайнера печатают по ткани, декорируют вышивку, есть также лазерная резка.
От конкурентов нас отличает то, что мы можем в принципе все. У нас достаточно квалифицированные специалисты, все с образованием. Такая сильная команда может совместно отработать буквально любой вид работы.
- С какими трудностями сталкиваетесь в своей деятельности?
- Есть определенные трудности, конечно, и не только у меня, у остальных швейников все также. Это, в первую очередь, отсутствие отечественных качественных натуральных тканей для пошива одежды.
Хорошие ткани из других стран дорогие, плюс логистика, и получается, что конечный продукт, сделанный в Казахстане, выходит совсем не дешевым. Сейчас я изучаю производство тканей и не исключаю, что в недалеком будущем у нас будет 100% казахстанский продукт!
- Судя по аккаунту в Инстаграм, ваши дети часто выступают в роли моделей для вашего бренда. Как они относятся к вашей работе? Поддерживает ли вас супруг?
- Мои дети часто выступают в роли моделей, потому что я очень люблю шить для тех, кого я вижу. Мои дети с удовольствием это делают, эти костюмы все они потом носят.
Я с ними советуюсь, в чем им удобно, какие фасоны им нравятся. То есть ориентируюсь не только на свой вкус или моду, а спрашиваю у них именно как у целевой аудитории. То, что им нравится, какие-то фишки – мы это все добавляем.
Супруг меня поддерживал всегда с самого первого дня. Он мой двигатель, который постоянно меня мотивирует, который не дает сидеть дома. Я ощущаю огромную поддержку всей своей семьи.
Мальчишки у меня тоже постоянно здесь работают. Убираются, сидят на ресепшн, где-то всегда на подхвате. Мы очень часто берем гособъекты - садики. Мои мальчишки сами едут, замеряют, навешивают гардины, сами отстреливают, потом мы отшиваем шторы, они сами их навешивают. То есть чувствуется уже их большая помощь.
- Какие у вас планы? Какие цели ставите перед собой как предприниматель?
- Как предприниматель я хочу систематизировать свой бизнес. У нас в основном продукция уникальная. Наш сегмент – это индивидуальный пошив. Так как это уникальность, новые разработки, время, следовательно, это выходит недешево. Сейчас мы запускаем новую линию массового пошива.
Капсульные коллекции уже сделали, изучили спрос. Теперь потихоньку запускаем массовое производство. Сейчас мы работаем только на Кокшетау и Астану, редко когда на другие города. Планируем пока хотя бы охватить казахстанский рынок.
Я закупила новое оборудование, сейчас мы занимаемся сублимационной печатью по ткани. Это открывает дополнительную область применения. Теперь мы ткани красим в нужные принты, декорируем, вырезаем. Раньше у нас была проблема – мы были ограничены цветом ткани, фактурой. Сейчас мы это все уже можем сделать так, как нам надо.
Моя миссия как предпринимателя – нести благополучие окружающим меня людям. Все мои девочки, которые работают в команде, кормят свои семьи, им нужен стабильный хороший заработок. Я тоже не могу себе позволить работать только ради удовольствия. Получение стабильного дохода – это один из приоритетов для меня.
Занимаясь творчеством, мы в то же время стараемся, чтобы оно было прибыльным. Мне очень повезло, что я превратила свое хобби в бизнес. Меня окружают люди, которые меня понимают, поддерживают. Почти все наши клиенты – постоянные. Мы работаем в потоке. Сейчас я занимаюсь обучением. Хочу выйти на новый рынок и немного перестроить саму структуру работы. Но это все пока в планах.
История развития от болезненного ребенка до тренера по грэпплингу
Как человек с ограниченными возможностями доказал, что возможности безграничны
Участница проекта Umay Rocket рассказала, как сохранить бизнес в кризис
История двух предпринимательниц, которые открыли экомагазин с концепцией «Ноль отходов»
История о том, как две сестры открыли магазин здорового питания
Как казахстанская студентка из глубинки возглавила представительство европейской фирмы и открыла собственное производство