История двух предпринимательниц, которые открыли экомагазин с концепцией «Ноль отходов»
Активные участницы экосообщества Казахстана - Дана Солтанова и Дина Огай открыли первый в Казахстане экомагазин с концепцией «Ноль отходов». Здесь продаются товары для дома и косметика только из натуральных ингредиентов, а также продукты питания без красителей и прочих искусственных добавок. Дана является генеральным директором крупнейшего предприятия по переработке сырья «Kazakhstan Waste Recycling», а Дина генеральным директором магазина «HelloEco». За их плечами большой опыт работы в «большой четверке». А еще они просто мамы, которым небезразлично, в каком мире будут жить их дети.
- Расскажите о начале своего пути, как вам пришла идея создания эко-проекта?
Дина Огай (Д.О.): Идея, на самом деле, не новая, она уже давно витала в воздухе. Наверное, каждый экоактивист хотел бы, чтобы в его родном городе открыли магазин с концепцией «Zero waste». Любой человек, который уже пришел к осознанному образу жизни, старается жить так, чтобы его действия наносили как можно меньше вреда планете.
Почти два года я жила в Австралии. Увидев, как это все работает в других странах, я всегда мечтала, что в Алматы откроется такой магазин. И только около двух лет назад я снова начала думать: кто, если не я.
Как раз тогда я познакомилась с нашим третьим партнером – экоблогером Михаилом Беляковым, и мы поняли, что наша общая мечта должна осуществиться. Мы решили для начала попробовать онлайн-продажи. Запустились буквально в самый сильный локдаун в июле прошлого года.
Мы не знали, насколько вообще у нас люди готовы к тому, чтобы приходить куда-либо со своей тарой и приобретать привычные им средства бытовой химии, гигиены, продукты на развес и на розлив. Для того, чтобы понять рынок, мы решили начать в онлайн-формате.
- Когда вы начали задумываться о проблемах экологии? С чего вы начинали, внедряя в свою жизнь осознанное потребление?
Д.О.: О проблемах экологии я начала задумываться лет 10 назад, как раз в тот период, когда я получала степень магистра в Сиднее. Когда мы с мужем в первый раз выносили там мусор, мы поняли, что не сможем весь пакет, в который все загрузили дома, просто взять и выбросить в один бак. Потому что увидели несколько контейнеров с различными маркировками.
С того момента, соблюдая правила страны, в которой мы на тот момент находились, мы начали сортировать мусор, и это оказалось для нас абсолютно нормальным.
Когда мы вернулись в Казахстан, было очень больно видеть, что в нашей стране эта культура и мышление до сих пор не развиты. У нас не было никакой инфраструктуры, и в какой-то момент я сдалась, и перестала делать какие-то попытки сортировки отходов дома.
В 2012 году у меня родилась недоношенная дочь и нам сказали, что у ребенка нет абсолютно никакого иммунитета.
И мне, как маме, пришлось пересмотреть абсолютно все пространство вокруг себя, вокруг своей семьи.
Когда я начала изучать составы того, чем мы моем детей, чем они чистят зубы, чем мы их кормим, все это повергло меня в ужас. В один момент я просто собрала все, что было у нас дома, и выбросила. И сказала, что с сегодняшнего дня мы переходим на безопасные составы. Так я погрузилась в мир составов, начала их изучать и понимать, насколько они вредны для человека и для окружающей среды.
Так уже 8 лет я стараюсь вести экологичный образ жизни. Уже много лет в моем пространстве нет никаких синтетических составов: от бытовой химии до декоративной косметики все 100% натуральное или органическое. Мое осознанное потребление началось с того, что я заменила вокруг себя и своей семьи все средства гигиены и бытовой химии.
Далее, по классике жанра, мы стали приходить к тому, чтобы минимизировать отходы, заменяя одноразовые вещи многоразовыми. Это выявило потребность в таком магазине, как у нас, потому что мы столкнулись с тем, что очень тяжело найти качественную продукцию на развес или на розлив. Так появилась мечта открыть такой магазин.
- Расскажите об экомагазине?
Д.О.: «HelloEco» – это первый в Казахстане экомагазин с концепцией «Zero waste» – «Ноль отходов», куда вы можете прийти со своей тарой и приобрести качественные, экологичные и полезные товары на развес и на розлив. Мы не просто реализуем товар без упаковки, а тщательно подбираем ассортимент с точки зрения безопасности для людей и окружающей среды. При этом, около 40% продукции в нашем магазине – это товары отечественного производства.
Также в нашем магазине есть книжная полка для обмена. Туда можно принести книгу, которую вы уже прочитали, и взять взамен другую. Это намного экологичнее, чем каждый раз покупать новые. Такой же обмен мы планируем организовать комнатными цветами.
Кроме этого, в нашем магазине представлены боксы для сдачи вторсырья. Люди в небольшом количестве могут приносить к нам отсортированные дома пластик, макулатуру, алюминиевые и стеклянные банки. Мы поставили бокс для приема батареек и сейчас договариваемся с администрацией здания, в котором находимся, чтобы поставить также бокс для приема электронных отходов.
Часть продукции вы можете купить на розлив или на развес, а часть можете купить в оборотной таре: когда вы берете, например, какой-то урбеч или арахисовую пасту, но после использования вы ее приносите нам, и мы ее передаем производителю, а он ее заново стерилизует и использует повторно. Помимо этого, мы внедрили депозитные сумки. Когда покупатели забыли свою сумку, они могут взять у нас экосумку, оставить какой-то депозит и в следующий раз вернуть, забрав деньги.
- Дана, вы являетесь генеральным директором «Kazakhstan Waste Recycling». Расскажите немного об этой компании?
Дана Солтанова (Д.С.): Kazakhstan waste recycling – это крупнейшее в Казахстане предприятие по сбору и сортировке вторичного сырья у физических лиц. Базируемся мы в Алматы. У нас более 30 пунктов приема, расположенных в различных частях города. Принимаем мы очень много видов сырья, таких как: макулатура, пластик маркировки 1, 2, 4 и 5, алюминиевая банка, прозрачное стекло, белая бумага.
Мы собираем, сортируем на большой сортировочной базе. Некоторые фракции перерабатываем сами, у нас большой производственный цикл. Некоторые фракции передаем другим казахстанским переработчиками. Компания существует с 2014 года, в ней работает более 50 человек. Это лидер на рынке Казахстана.
- В Казахстане очень сложная обстановка с сортировкой мусора. Люди не хотят заморачиваться, либо считают, что это бесполезно, так как отходы все равно не будут перерабатываться. Поделитесь, как эксперт, какие виды ТБО в Казахстане могут перерабатывать, а какие нет?
Д.С.: Да, в Казахстане действительно очень сложная обстановка с сортировкой мусора. Почему? Потому что не развита инфраструктура, но, как государство, так и бизнес активно работают в этом направлении, и ситуация меняется.
Вообще сортировка отходов – это краеугольный камень, который потом позволяет этот мусор превратить во вторичное сырье. Очень важно на этапе образования этого мусора уже начать сортировку, счищая остатки пищи или другой органики из пакетов или упаковки, которую потом можно будет переработать.
Какие основные проблемы? Люди не хотят сортировать мусор, во-первых, потому что не хотят тратить на это время, во-вторых, пространство в доме, в-третьих, лень далеко везти его. Наши пункты расположены в разных районах, но это не в каждом дворе, то есть не в пешей доступности для большинства людей. Это большой барьер.
В Казахстане перерабатывается макулатура, белая бумага, пет-бутылка, пластик маркировки 1, 2, 4 и 5, алюминиевая банка, жестяная банка, прозрачное стекло.
- Экоактивистов можно назвать энтузиастами, особенно в нашей стране. Не опускаются ли у вас руки, когда видите, что большинство людей даже не пытается сортировать мусор, или куда хуже, бездумно сорят в своих городах и на природе, не пользуясь урнами.
Д.О.: Нет, руки не опускаются. Потому что за последние годы очень сильно виден прогресс с точки зрения осознанности людей. Сейчас растет новое поколение молодежи, которое уже думает о последствиях своих действий на планету. Очень много компаний появилось по сбору, сортировке и переработке вторсырья.
Я знаю, что нужно не ожидать чего-то от других людей, а думать о том, что я могу сделать. Поэтому я решила вести свой блог в Инстаграм, чтобы показывать, что эко как лайф-стайл, на самом деле, приемлем для каждого. Необязательно делать все и сразу, можно двигаться маленькими шагами.
- Дана, у вас в Инстаграм была интересная информация о том, почему лучше забирать свой мусор из природных заповедников. Расскажите об этом коротко, чтобы ещё больше людей узнали.
Д.С. Мы снимали видео о том, что из национальных парков лучше забирать свой мусор с собой. Поэтому в таких местах устанавливают мало урн. Эта тенденция уже зарекомендовала себя в Европе, так как для людей срабатывает триггер, когда они видят урну. Они сразу хотят выбросить туда свой мусор. Но эта урна находится в труднодоступной для обслуживания коммунальных служб местности. Это неудобно и неэкологично: если гнать туда мусорную машину, большой транспортный след остается. Проще забрать свой мусор с собой и выбросить в городе. В развитых странах даже в парках, которые находятся в черте города, ставят как можно меньше урн, потому что мусор из них может разноситься по парку ветром или птицами, животными.
- Хотелось бы, помимо идейной стороны, коснуться немаловажного финансового вопроса. Как вы решились начать свой бизнес? Первые вложения были из своих средств или вы пользовались какими-то программами, кредитованием?
Д.С.: Что касается инвестирования в «HelloEco», мы его основали полностью на свои средства. Мы вложили более 30 млн тенге на 4 партнера, у всех разные доли.
- Когда вышли на рентабельность?
Д.О.: Нашему магазину еще нет даже двух месяцев, поэтому говорить о рентабельности еще рано. Но уже сейчас по фактическим финансовым показателям за март и апрель мы видим достаточно хороший старт для такого проекта. Ожидаем, что проект полностью окупится через два-три года.
- Как образовалась ваша команда?
Д.О.: Наша команда сформировалась достаточно быстро. В июле прошлого года мы с Михаилом запустили онлайн-продажи через сайт и Инстаграм. Но в какой-то момент мы начали понимать, что с такой концепцией нам нужна оффлайн-точка. В тот момент мы встретили Дану с Викой, и нам хватило одной встречи, чтобы понять, что дальше мы уже пойдем все вместе. Звезды сошлись во всем. Помимо того, что мы видели финансовую модель и будущее этого проекта, у нас у всех одно видение, одни ценности. Это очень важно для людей, которые работают в партнерстве.
История о том, как две сестры открыли магазин здорового питания
Как казахстанская студентка из глубинки возглавила представительство европейской фирмы и открыла собственное производство
Один из тренеров программы Umay Boizhetken рассказала о себе
Автор программы Umay Boost Мерей Мустафина рассказала о гендерных проблемах в бизнесе
Здесь книголюбы смогут обмениваться друг с другом прочитанными книгами и делиться впечатлениями