Женское предпринимательство – движение в пелотоне

Автор программы Umay Boost Мерей Мустафина рассказала о гендерных проблемах в бизнесе

    поделиться
10-04-2021

 

Фотографии из личного архива

Более 1,5 млн субъектов МСБ зарегистрировано в настоящее время в Казахстане. Из них около 45% находятся под управлением женщин. Женское предпринимательство сегодня – один из драйверов роста экономики страны. Между тем, по словам официального представителя Глобального дня женского предпринимательства в ЦА и СНГ, автора обучающих программ Umay Boost и Umay Rocket Мерей Мустафиной, бизнесвумен испытывают ряд проблем по гендерному признаку. О тенденциях развития «женского» бизнеса в сложившихся условиях эксперт рассказала в эфире программы «Интервью» канала Atameken Business 

Cогласно данным на 2020 год, количество зарегистрированных в стране субъектов МСБ составляет свыше 1,6 млн, из них 677 тыс. – представители женского пола. Как правило, большая часть женского бизнеса функционирует в формате ИП (80%). Чуть более 12% организованы в виде ТОО и около 7% – крестьянские хозяйства. Сравнивая эти показатели с данными 2013 года, можно отметить рост количества женщин в бизнесе. Если 7 лет назад доля женщин от общего числа предпринимателей составляла 28%, то сегодня уже 45%.

Почти две трети бизнеса с женским лицом представлены в услугах образования, организации питания, проживания и оптово-розничной торговли. Можно сказать, что женщины монетизируют привычные для своей жизни обязанности, стартуя, зачастую, в период декретного отпуска.

Обычно их бизнес закрывает, в первую очередь, собственные потребности. К примеру, в поисках подходящего детского сада для своего ребенка женщина не находит учреждение, соответствующее ее критериям, и в итоге решает организовать собственный. Причем, такая тенденция отмечается не только в Казахстане, но и на глобальном уровне.

Ориентируясь на современные бизнес-тренды, мы видим, что жизнь в условиях пандемии диктует новые условия – предприниматели активно переходят в онлайн-формат. «Я рекомендую рассматривать в качестве перспективных отраслей самореализации – STEM-образование и digital-маркетинг. Это ниши, которые сегодня успешно могут занять именно женщины», – делится мнением Мерей Мустафина.

Я рекомендую рассматривать в качестве перспективных отраслей самореализации – STEM-образование и digital-маркетинг

Говоря о трудностях «женского» бизнеса, эксперт отмечает нехватку качественных знаний о выстраивании бизнес-процессов. Часто бизнес строится хаотично, основываясь на интуиции. Женщина вынуждена одновременно налаживать алгоритмы работы, искать нужную информацию, обучаться и тушить возникающие «пожары» (без них в такой ситуации практически невозможно).

Следующей гендерной проблемой является нехватка времени, обоснованная, как правило, патриархальным укладом нашего общества. В современных реалиях женщина должна не только работать, но и по-прежнему выполнять традиционные обязанности, налаживая домашний быт и воспитывая детей.

Как мама четверых детей, Мерей отмечает, что перед бизнесвумен всегда стоит непростой выбор. И в большинстве случаев приоритет отдается семье. Постоянное смещение фокуса внимания, конечно, отражается на ведении своего дела. Однако сегодня мы уже довольно часто можем наблюдать партнерские отношения в семьях, где мужчины с пониманием и поддержкой относятся к бизнес-идеям своих жен.

Изменилось и восприятие женщин в роли руководителей и собственников бизнеса. Если еще совсем недавно гендерные стереотипы всплывали через раз, то сегодня, когда женщина заявляет себя как профессионал и демонстрирует свои компетенции, с ней взаимодействуют на равных.

Еще одним барьером на пути развития бизнеса является наличие финансирования или недорогих заемных средств. Да, у нас в Казахстане есть ряд программ поддержки женщин-предпринимателей, но стоимость получаемых денег все равно довольно высока. К тому же, не имея соответствующего уровня финансовой грамотности, женщины не всегда могут правильно оперировать полученными средствами.

Еще одним барьером на пути развития бизнеса является нехватка финансирования, недорогих заемных средств

Хотя, кстати, рейтинг возвратности по кредитам у женщин выше, чем у мужчин – 92%. Но женщине нужно созреть для получения кредита – обдумать и понять все моменты, возможно, именно из-за нехватки понимания, должного уровня финансовой грамотности. В нашем современном мире этому следует начинать учить уже в школе. Ведь развитое финмышление помогает во многих аспектах жизни, не только в бизнесе. Мы воспитаны в системе, где мужчина – добытчик, и он отвечает за материальные ресурсы, поэтому женщинам нынешнего поколения просто не стремились прививать подобные знания.

Как же сегодня в столь динамичном мире, где знания обновляются молниеносно благодаря развитию новых технологий, получать нужную для развития информацию? Наш эксперт видит решение проблемы в коллаборациях – объединении в бизнес-сообщества для взаимопомощи друг другу. Сегодня многие бизнесвумен могут быть не столько конкурентами, сколько партнерами, наставниками и просто друзьями. Все практические знания сосредоточены в людях. И мы можем обмениваться ими, отсеивая неэффективные инструменты и апробируя новые. Один в поле не воин, и пандемия подтвердила это высказывание.

Сегодня многие бизнесвумен могут быть не столько конкурентами, сколько партнерами, наставниками и просто друзьями

Движение в пелотоне – лучшее, что может экономить ресурсы и помогать развивать бизнес. Именно вместе, внутри прогрессивных сообществ, возможно создавать сильные компании, которые будут вести экономику страны вперед. Нужно искать единомышленников, которые находились в аналогичной твоей ситуаций, сталкивались с теми же сложностями, решали такие же задачи. Каждый предприниматель может поделиться видением через призму своего опыта и оказаться полезен другому. Именно за счет такого обмена происходит информационное обогащение и объединение людей, которое позволяет предпринимателям двигаться вперед.

Говоря о будущем женского предпринимательства в Казахстане Мерей Мустафина отмечает: «В проектах, которые я организую, мы работаем не только с женщинами-предпринимателями, но и с девочками-подростками от 14 до 16 лет. Я могу сказать, что современные девочки очень сильно отличаются от меня в их возрасте. Они нацелены на собственное развитие, личностный рост и приобретение предпринимательских навыков. Уже сейчас они видят, как могут применять свои таланты в жизни. Такая ситуация порождает ожидания, что с каждым годом у нас будет все больше эффективных женщин-предпринимателей».

И если говорят, человеку нужен человек, то в этом случае женщине нужна женщина. Никто другой не поймет всю глубину ее сложностей и житейских проблем. Именно женщины могут способствовать успеху друг друга, объединяясь в сообщества, которые позволяют развиваться им самим и развивать свой бизнес.

Подготовили: Махаббат Садвакасова, Диана Батищева, Каракоз Аканова

Мерей Мустафина 

Нетворкинг-эксперт №1 в Казахстане

Основатель PIPL Networking Bureau  

Women's Entrepreneurship Day Ambassador in Central Asia and CIS 

Генеральный продюсер Umay Global Summit

Бизнес-ментор программы «Женщины в бизнесе» Европейского Банка Реконструкции и Развития

Семейный бизнес: Профессиональная униформа Bazaaro (made in KZ) Сеть фитнес-клубов IP GYM

Проекты Umay Global реализуются при поддержке компании «Шеврон»

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Казахстане запускается проект по обмену книгами онлайн

Здесь книголюбы смогут обмениваться друг с другом прочитанными книгами и делиться впечатлениями

«Лето у Дедушки» круглый год

История создания необыкновенного магазина для мам

Арухан Галиева: Стать актрисой в Великобритании и США очень нелегко

Дочь известного скрипача Марата Бисенгалиева рассказала о том, как начиналась ее карьера актрисы

Анжела Гарипова: Мы вывели казахские народные сказки на международную арену

История о том, как группа энтузиастов создала казахские аудиосказки и разместила их на мировых платформах

В Казахстане создали первые детские персонализированные книги

Основная уникальность книги в том, что ребенок в ней является главным героем

Асет Бегалиев: Я хочу строить глобальный бизнес, управляемый из Казахстана

Владелец клининговой компании рассказал, как оставил престижную должность ради уборки подъездов

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!