Автор программы Umay Boost Мерей Мустафина рассказала о гендерных проблемах в бизнесе
Более 1,5 млн субъектов МСБ зарегистрировано в настоящее время в Казахстане. Из них около 45% находятся под управлением женщин. Женское предпринимательство сегодня – один из драйверов роста экономики страны. Между тем, по словам официального представителя Глобального дня женского предпринимательства в ЦА и СНГ, автора обучающих программ Umay Boost и Umay Rocket Мерей Мустафиной, бизнесвумен испытывают ряд проблем по гендерному признаку. О тенденциях развития «женского» бизнеса в сложившихся условиях эксперт рассказала в эфире программы «Интервью» канала Atameken Business
Cогласно данным на 2020 год, количество зарегистрированных в стране субъектов МСБ составляет свыше 1,6 млн, из них 677 тыс. – представители женского пола. Как правило, большая часть женского бизнеса функционирует в формате ИП (80%). Чуть более 12% организованы в виде ТОО и около 7% – крестьянские хозяйства. Сравнивая эти показатели с данными 2013 года, можно отметить рост количества женщин в бизнесе. Если 7 лет назад доля женщин от общего числа предпринимателей составляла 28%, то сегодня уже 45%.
Почти две трети бизнеса с женским лицом представлены в услугах образования, организации питания, проживания и оптово-розничной торговли. Можно сказать, что женщины монетизируют привычные для своей жизни обязанности, стартуя, зачастую, в период декретного отпуска.
Обычно их бизнес закрывает, в первую очередь, собственные потребности. К примеру, в поисках подходящего детского сада для своего ребенка женщина не находит учреждение, соответствующее ее критериям, и в итоге решает организовать собственный. Причем, такая тенденция отмечается не только в Казахстане, но и на глобальном уровне.
Ориентируясь на современные бизнес-тренды, мы видим, что жизнь в условиях пандемии диктует новые условия – предприниматели активно переходят в онлайн-формат. «Я рекомендую рассматривать в качестве перспективных отраслей самореализации – STEM-образование и digital-маркетинг. Это ниши, которые сегодня успешно могут занять именно женщины», – делится мнением Мерей Мустафина.
Говоря о трудностях «женского» бизнеса, эксперт отмечает нехватку качественных знаний о выстраивании бизнес-процессов. Часто бизнес строится хаотично, основываясь на интуиции. Женщина вынуждена одновременно налаживать алгоритмы работы, искать нужную информацию, обучаться и тушить возникающие «пожары» (без них в такой ситуации практически невозможно).
Следующей гендерной проблемой является нехватка времени, обоснованная, как правило, патриархальным укладом нашего общества. В современных реалиях женщина должна не только работать, но и по-прежнему выполнять традиционные обязанности, налаживая домашний быт и воспитывая детей.
Как мама четверых детей, Мерей отмечает, что перед бизнесвумен всегда стоит непростой выбор. И в большинстве случаев приоритет отдается семье. Постоянное смещение фокуса внимания, конечно, отражается на ведении своего дела. Однако сегодня мы уже довольно часто можем наблюдать партнерские отношения в семьях, где мужчины с пониманием и поддержкой относятся к бизнес-идеям своих жен.
Изменилось и восприятие женщин в роли руководителей и собственников бизнеса. Если еще совсем недавно гендерные стереотипы всплывали через раз, то сегодня, когда женщина заявляет себя как профессионал и демонстрирует свои компетенции, с ней взаимодействуют на равных.
Еще одним барьером на пути развития бизнеса является наличие финансирования или недорогих заемных средств. Да, у нас в Казахстане есть ряд программ поддержки женщин-предпринимателей, но стоимость получаемых денег все равно довольно высока. К тому же, не имея соответствующего уровня финансовой грамотности, женщины не всегда могут правильно оперировать полученными средствами.
Хотя, кстати, рейтинг возвратности по кредитам у женщин выше, чем у мужчин – 92%. Но женщине нужно созреть для получения кредита – обдумать и понять все моменты, возможно, именно из-за нехватки понимания, должного уровня финансовой грамотности. В нашем современном мире этому следует начинать учить уже в школе. Ведь развитое финмышление помогает во многих аспектах жизни, не только в бизнесе. Мы воспитаны в системе, где мужчина – добытчик, и он отвечает за материальные ресурсы, поэтому женщинам нынешнего поколения просто не стремились прививать подобные знания.
Как же сегодня в столь динамичном мире, где знания обновляются молниеносно благодаря развитию новых технологий, получать нужную для развития информацию? Наш эксперт видит решение проблемы в коллаборациях – объединении в бизнес-сообщества для взаимопомощи друг другу. Сегодня многие бизнесвумен могут быть не столько конкурентами, сколько партнерами, наставниками и просто друзьями. Все практические знания сосредоточены в людях. И мы можем обмениваться ими, отсеивая неэффективные инструменты и апробируя новые. Один в поле не воин, и пандемия подтвердила это высказывание.
Движение в пелотоне – лучшее, что может экономить ресурсы и помогать развивать бизнес. Именно вместе, внутри прогрессивных сообществ, возможно создавать сильные компании, которые будут вести экономику страны вперед. Нужно искать единомышленников, которые находились в аналогичной твоей ситуаций, сталкивались с теми же сложностями, решали такие же задачи. Каждый предприниматель может поделиться видением через призму своего опыта и оказаться полезен другому. Именно за счет такого обмена происходит информационное обогащение и объединение людей, которое позволяет предпринимателям двигаться вперед.
Говоря о будущем женского предпринимательства в Казахстане Мерей Мустафина отмечает: «В проектах, которые я организую, мы работаем не только с женщинами-предпринимателями, но и с девочками-подростками от 14 до 16 лет. Я могу сказать, что современные девочки очень сильно отличаются от меня в их возрасте. Они нацелены на собственное развитие, личностный рост и приобретение предпринимательских навыков. Уже сейчас они видят, как могут применять свои таланты в жизни. Такая ситуация порождает ожидания, что с каждым годом у нас будет все больше эффективных женщин-предпринимателей».
И если говорят, человеку нужен человек, то в этом случае женщине нужна женщина. Никто другой не поймет всю глубину ее сложностей и житейских проблем. Именно женщины могут способствовать успеху друг друга, объединяясь в сообщества, которые позволяют развиваться им самим и развивать свой бизнес.
Подготовили: Махаббат Садвакасова, Диана Батищева, Каракоз Аканова
Мерей Мустафина
Нетворкинг-эксперт №1 в Казахстане
Основатель PIPL Networking Bureau
Women's Entrepreneurship Day Ambassador in Central Asia and CIS
Генеральный продюсер Umay Global Summit
Бизнес-ментор программы «Женщины в бизнесе» Европейского Банка Реконструкции и Развития
Семейный бизнес: Профессиональная униформа Bazaaro (made in KZ) Сеть фитнес-клубов IP GYM
Проекты Umay Global реализуются при поддержке компании «Шеврон»
Здесь книголюбы смогут обмениваться друг с другом прочитанными книгами и делиться впечатлениями
Дочь известного скрипача Марата Бисенгалиева рассказала о том, как начиналась ее карьера актрисы
История о том, как группа энтузиастов создала казахские аудиосказки и разместила их на мировых платформах
Основная уникальность книги в том, что ребенок в ней является главным героем
Владелец клининговой компании рассказал, как оставил престижную должность ради уборки подъездов