Анастасия Романова — дизайнер свадебных платьев, успешная предпринимательница, владелица свадебного салона «Roma Nova» и салона проката платьев «Weddy Room». Свое первое платье шила 4 месяца, сегодня ее наряды заказывают в разных уголках планеты. Активно продвигает бренд в социальных сетях, откуда и приходит большинство покупателей. За 8 лет команда Roma Nova собрала около 100 тысяч невест.
— Расскажите о себе. Кем вы себя позиционируете? Какие у вас в жизни главные роли и какой из них вы уделяете больше времени?
— В первую очередь, я дизайнер свадебных платьев. Мой муж говорит, что для меня на первом месте работа, нежели семья. Хотя я считаю, что для меня семья и работа стоят на одной плоскости. Моей дочери почти 5 лет, с мужем вместе мы уже 17 лет. Я очень много времени уделяю работе, потому что работа — это тоже моя семья. В бизнесе я не один год. Бренду «Roma Nova» уже 8 лет. В 2014 году мы основали мой первый мини-шоурум, до этого я работала на дому, отшивала все платья дома. Когда мы открылись, было небольшое помещение, 28 квадратным метров. Я мечтала, чтобы и цех для пошива, и салон были в одном месте, спустя 6 лет мы открыли большой салон, и моя мечта сбылась. Тик Ток занимает тоже особое место в моей жизни. В шапке профиля у меня написано «Дизайнер свадебных платьев, популяризирую национальный стиль». Я выношу национальный стиль в массы.
— Откуда появилась идея шить свадебные платья, почему не что-то другое?
— Потому что в другой сфере я себя не вижу, мне нравится праздничная одежда. 13 лет назад была моя свадьба. Я была в поисках свадебного платья, обошла все салоны, но в то время их было очень мало. В городе было всего 5 салонов, где платья были либо дорогие, либо некачественные. Когда я ходила, то не было даже желания их мерить. Я хотела что-то особенное, необычное. Смысла искать платье, которое я нарисовала у себя в голове, не было. Я решила, что буду шить свадебное платье сама. Навыков пошива у меня на самом деле тогда не было, но у меня было полгода времени до свадьбы. Я купила какие-то курсы по пошиву корсетов по израильской методике, выписывала книги на английском языке и потом переводила их на русский. С задачей я справилась — за 1,5–2 месяца до свадьбы платье было готово.
После свадьбы, когда я выкладывала фото в платье в интернет, то поступил огромный отклик от людей. Платье было необычное, с розовыми вставками. Все хотели узнать, где я его купила, шью ли я на заказ. Шить на заказ на тот момент я не планировала, потому что, во-первых, мне было страшно, во-вторых, я шила платье 4 месяца, никто бы не согласился задолго заказывать свадебное платье у мастера без опыта. Я решила просто отшивать платья и фотографировать их. Сшила так второе платье, затем третье. Тогда я была студенткой, училась на 2–3 курсе. Я стала зарабатывать на пошиве вечерних, легких коктейльных платьев, занималась расшивкой, в общем, бралась за любую работу.
К окончанию университета у меня уже были клиенты. В 2010–2011 годах у меня уже были невесты, которые были готовы приезжать ко мне домой, им было не важно где я нахожусь. Даже на защиту диплома я сшила свадебную коллекцию несмотря на то, что все защищали интерьеры. Весь преподавательский состав знал, что одежда — моя стихия. После этого практически два года я шила на дому. Отшивала примерно 2–3 свадебных платья в месяц. Когда количество заказов выросло, и я не успевала, я взяла одну помощницу-швею, потом декоратора — на вышивку, потом — еще одну швею, потом маму забрала с работы. Постепенно расширялись и в один момент я поняла, что дома работать уже не могу.
— С каким бюджетом вы начинали свое дело?
— Когда я шила свое свадебное платье, на ткани ушло около 50 тысяч тенге. Я надела это платье на свадьбу, было несколько фотосессий в нем, участвовала в показах. После этого я его еще и продала. Я не планировала его продавать, но его вымолили. У меня забрали его в Санкт-Петербург за 120 тысяч тенге. На эти деньги я сшила 3 свадебных платья. Разумеется, я их продала и купила еще новые ткани. У меня бюджета можно сказать никакого не было.
Когда я открывала первый свой салон в 2014 году я потратила 600 тысяч тенге. На эти деньги я закупила кое-какую мебель, ткани, машинки. За 8 лет я ни разу не уходила в минус. Только в период пандемии был просто 0. Никогда за свою жизнь не брала ни одного кредита, никаких грантов, все только своими силами.
— Почему в большинстве вы шьете именно казахские национальные наряды?
К национальному стилю я пришла не сразу. Я пришла к нему примерно 6 лет назад. Тогда мне поступил заказ изготовить национальный наряд на узату. Конечно, не зная истории, орнаментов, культуру, я не могла начать шить. Я углубилась в историю, начала изучать историю костюма, какими они были и мне это очень понравилось и затянуло. В начале я попробовала просто изменять национальные костюмы, но спустя год я уже пыталась найти свой стиль. Моей задачей было сделать казахский костюм не тяжелым, не громоздким, а облегченным и современным. Это не чистая этника, это смесь с современным стилем. Бывает даже, что в одном камзоле мы используем не только казахский стиль, но можем смешать корейский и японский стили.
Два года назад я пришла к тому, что мне нравятся не только казахские, но и славянские костюмы, и кавказские костюмы. Я не могу назвать себя дизайнером только казахских нарядов, мне нравится этника в целом. Моя мечта — создать индийское платье, что-то китайское. Интересно изучать историю древнего костюма всех народов.
— Расскажите о свадебном рынке. Какая конкуренция и почему выбирают именно вас?
— Свадебному рынку последние два года пришлось не легко. 2020 год — самый сложный за последние 8 лет. Когда мы только начали обороты, наступает пандемия и никому эти свадебные платья не нужны. Свадьбы отменяются или делаются максимально скромными. Мы начали приспосабливаться к этой ситуации и стали выпускать те наряды, которые будут актуальны в этот период. Мы выпустили много коллекций простых, но при этом современных, легких платьев. Тогда стали популярны платья-трансформеры, которые можно надеть сразу на два мероприятия.
Сейчас, спустя два года, возвращаются большие торжества, но тот формат мероприятий, который был до пандемии, в ближайшие 3–5 лет еще не будет. Пандемия очень сильно повлияла на этот бизнес, пышные платья мало кому нужны, сейчас все более склонны к европейскому стилю, минимализму.
Конкуренты есть, были и будут. Даже рядом есть много салонов, где цены в 2 раза ниже наших, но выбирают все же нас. Наши казахские костюмы уникальные, но есть те, кто нас копирует. Но это же хорошо, значит мои работы нравятся не только клиентам, но и мастерам. Они хотят быть похожими на меня. В этом ничего плохого нет. Возьмите любой бренд более-менее известный, у любого есть конкуренты, есть те, кто копирует их изделия. Это нормально. Я не собираюсь с этим никак бороться. Клиент сам выбирает: покупать оригинал или копию.
— Не так давно вы представили свою коллекцию на показе в Москве. Расскажите, как московская публика оценила ваши работы?
— Для Москвы мы подготовили специальную коллекцию «Дружба народов», где были представлены русские, казахские, кавказские наряды, европейские свадебные платья. Я хотела показать, что самая красивая одежда — это национальная. Мне хотелось призвать русских девушек надевать национальные наряды, даже пусть не на свадьбу, а на венчание или другие торжества. Мне хотелось показать какие казашки красивые на узату надевают наряды.
На московской выставке не было ни одного человека, кто не сфотографировал наш наряд, но продаж не было. Все ходили восхищались, но говорили, что для них это слишком дорого. Это было не тот формат выставки, который нам был нужен. Это была оптовая выставка, куда приезжали закупаться другие салоны. Им не нужен был эксклюзив, им нужны доступные свадебные платья, которые они смогут продать. Российский рынок он немного другой, их невесты другие. Они не хотят тратить деньги на свадебные платья. Они могут купить любое белое платье длины миди в масс-маркете и пойти в нем на свадьбу.
Вот Кавказ любит богатые, расшитые платья. У нас была категория полностью закрытых платьев для мусульманских невест. Кавказские девушки приходили, смотрели и для них цена была не важна. У нас в Казахстане тоже готовы тратить на свадебные платья, готовы делать помпезные торжества. Мне это нравится, мне близки казахские тои, нежели русские мероприятия на 20–30 человек.
— Вы считали сколько собрали невест за эти годы?
— Года два назад мы делали небольшой подсчет, на тот момент было около 80 тысяч. Сейчас еще не подсчитывала, но за эти два года количество невест сильно прибавилось. У нас сейчас много невест из-за рубежа заказывают. Сейчас люди перестали бояться заказывать дистанционно. В Великобританию, в Америку, в Германию отправляли платья.
Казахи же есть по всему миру. Недавно писала девушка из Америки. Хотят делать узату по казахским традициями там. Жених — американец, гостей будет много американцев и хотят национальный казахский наряд.
— С какими трудностями вы сталкивались за 8 лет? Во время карантина, насколько мне известно, ваш салон затопило и были испорчены наряды.
— Это был 2020 год, во время чрезвычайного положения в городе, все закрыто. 6 или 7 апреля я решила приехать в салон за тканями, чтобы шить дома. Открываю дверь и чувствую запах сырости. Спускаюсь и вижу, что мой салон плавает. На полу ткани на несколько миллионов, которые только получили, платья в воде, стол деревянный упал. У меня была депрессия жуткая, потому что, помимо того, что в марте были отказы от невест практически на 5 миллионов, так как свадьбы отменялись, и я понимаю, что тут еще на несколько миллионов убытки.
Я в слезах записала сторис, выложила в соцсети. Поддержка была колоссальная, подписчики предлагали приехать и помочь убрать воду, отстирывать платья. Мы справились сами, но было очень приятно, что люди, которые меня не знают, искренне были готовы помочь.
Мы пытались судиться, но компенсацию получить не получилось. Убыток был огромный. В мае, когда разрешили работать на полдня, буквально за 1,5–2 месяца мы вернули все эти деньги. Было не просто, но мы справились. Стимула добавляло то, что помимо своей семьи, я несу ответственность за семьи своих работников.
— Почему вы решили отдельно открыть салон проката свадебных платьев? Ваши платья представлены же и в Алматы?
— К нам часто приходили и спрашивали платья на прокат. Мы отвечали, что у нас на прокат только камзолы и саукеле. И так часто обращались девушки, что мы задумались, почему у нас нет проката и почему бы его не сделать. Сделать прокат в этом салоне — глупо, потому что начнут говорить, что мы продаем не новые платья. Я подумала, что прокатный салон должен быть на другой территории и возможно даже с другим названием. В ноябре прошлого года я нашла подходящее помещение, в марте мы открылись. Мы работаем буквально три месяца, салон работает хорошо, прокаты прописаны до августа. Ассортимент разный. Платья в двух салонах не дублируются. Для продажи мы оставили более люксовые, эксклюзивные платья, туда отправили более бюджетные варианты.
В Алматы у нас есть дистрибьюторы, которые после продажи платье высылают нам деньги, оставив себе определенный процент. В этом году появились представители, у которых 90% — наш ассортимент. Мы работаем не под реализацию, а продаем им наряды оптом. В марте в Шымкенте открылись наши представители. Я готова открыть салоны по всему Казахстану, но не хватает швей. Мне нужны швеи, но найти их в Астане — не реально, хоть на юге открывайся.
— Когда вы начинали бизнес, представляли, что вырастите до таких масштабов?
— Конечно. Я всегда говорю: это только начало, то ли еще будет. Конечно, был ступор с пандемией два года назад. Если бы не было пандемии, то возможно я бы сидела сейчас не здесь, а где-нибудь в Европе с показами.
В этом году все поменялось. Все устали сидеть дома. Колоссальное количество показов, выставок. В Астане в этом году уже было 3 масштабных показа, была выставка в Москве, мы ездили в Тараз. В августе едем в Турцию, в Каппадокию. В сентябре мы едем в Италию, Милан, представлять свою коллекцию. То ли еще будет — еще не конец года.
Тебе должно повезти в том, где родиться, у кого учиться и на ком жениться, а в остальном все зависит от тебя
Как стать успешными в веганском бизнесе в Казахстане
Почему предприниматели не наказывают мошенников из своей команды?
Успешный предприниматель в сфере искусства должен гореть своим делом