Художник, создатель эксклюзивных шляп ручной работы рассказал о своей философии жизни
Местный инопланетянин, Артизан, Шляпник, Городская легенда – это лишь часть прозвищ-эпитетов, которыми люди, да и сам художник Всеволод Демидов именует себя. Как-то и мы заглянули к нему в мастерскую, побеседовать о творчестве и его волшебных шляпах.
- Сева, расскажите о пространстве, в котором сейчас находится ваша мастерская, вы же недавно сюда переехали?
- Да, в начале марта мы переехали в один из корпусов Атакента. Здесь собрались люди творческие, кто занимается различными видами прикладного искусства. Организаторам, кто нас сюда пригласил, хочется, чтобы это место стало культурным, а в какой-то степени и культовым, чтобы народу стало интересно сюда приходить, смотреть и участвовать в мастер-классах. Я думаю, как снимут ограничения, людские потоки образуются, мы будем активнее обживаться и общаться. Пока есть время осмотреться.
- Вы уже много лет творите интересные вещи. А как вообще пришли в эту сферу?
- У меня широкий круг интересов был всегда. Есть художественное образование. Долгое время работал в традиционном жанре, занимался живописью, потом почувствовал, что мне интереснее заниматься графикой, создавать коллажи. Какое-то время сотрудничал с музеями и выставками, потом картины перестали продаваться.
У творческих людей бывают то подъемы, то спуски, и у меня был такой период, мне захотелось радикально отойти в сторону, я стал работать поваром. Правда, не долго, меньше года – все равно это жесткая структура, следование рецептуре. Хотя, позже пришло понимание, что чем бы ты не занимался, все равно это творчество.
Творчество – это же такая штука, когда есть энергия, ты ей делишься, когда нет, то нужно, наоборот, копить энергию. И, подкопив энергию, снова вернулся в творчество, но уже не к картинам, а пришло понимание, что стоит заниматься прикладными вещами.
В принципе, чем бы я не занимался, я могу заниматься только тем, что приносит мне удовлетворение, радость. Нелюбимым делом в свое время я занимался, внешними задачами, когда надо было вписываться в жизнь, зарабатывать. Был страх.
Но потихоньку я понял, что та радость, которую я получаю от того, что мне нравится, она вытесняет страхи. Да, пока это денег особо не приносит, ну и ладно. В принципе у художников всегда так.
Со временем жизнь показала, что люди чувствуют, если ты что-то делаешь с душой. Да, их пока не так много, но вода камень точит. Я продаю свои изделия, и это одна сторона медали, но другая, пусть и звучит несколько пафосно, я беру на себя еще и просветительскую работу, чтобы показать людям, что можно иначе смотреть на мир и вещи.
Многие недоумевают, куда это можно надеть: «разве что на день открытых дверей в сумасшедшем доме» и так далее. Я наблюдаю за этим. Но я творю и живу по принципу – делай, что должен и будь, что будет. Даже много раз был свидетелем того, как люди после примерки шапочек уходят счастливые.
Раньше я как-то боялся этого слова – «волшебство», теперь же точно могу сказать, что то, чем я занимаюсь, одна из разновидностей волшебства. Материальные вещи украшения, шапочки, различные акции по росписи маек могут служить трансформацией человека и помочь ему вспомнить, кто он и что его делает счастливым.
- Как происходила роспись маек?
- Человек надевает чистую майку, ложится, я ему задаю вопросики и расписываю. Мы приходим в мир чистые, полные надежд и мечтаний, и тогда мы на самом деле настоящие. Потом жизнь в той или иной степени трансформирует. У кого-то получается пронести и реализовать мечту, а кто-то забывает, сворачивает, уходит не туда.
То, чем я занимаюсь - пытаюсь тем или иным художественным способом напомнить человеку его путь. Когда человек эту тропинку нащупывает, вот тогда чудеса и начинают случаться, тогда тебе мир и вселенная помогают, попадаются нужные люди, все складывается лучшим образом, в жизни становится все больше радости и счастья.
- С шляпами уже довольно длинная история, лет 20 в общей сложности?
- Я никогда не стремился архивировать, но приблизительно да, 20 лет я занимаюсь шляпами. Что касается прошлого и будущего, оно имеет место быть, но для меня наиболее ценный момент здесь и сейчас. В какое-то время ездил на барахолку, покупал готовые шляпы и декорировал их. В этом году мне показалось интересным делать шляпы с нуля.
Очень важно для творческого человека быть пластичным. Если ты будешь жестким, то ты просто из живого существа превращаешься во что-то жесткое и структурное, но жизнь возьмет все равно свое: ты будешь ломаться, страдать. Но когда жизнь подбрасывает тебе перемены – это не просто так. Стоит к этому прислушаться и присмотреться, приспособиться, получить новый опыт и идти дальше.
Я не любитель строить планы и стратегии, а потом соблюдать их. Скукота страшная. В моей жизни большое место занимает интуиция – меня несет поток, я не сопротивляюсь. Художник зачастую сам не понимает зачем, почему и что явилось причиной. Когда я рисовал картины, была всегда попытка создать особый мир. И когда готово произведение, то существует дистанция между зрителем и картиной, все равно остается барьер.
Шапка же как раз позволяет избавиться от границ. Мне всегда хотелось зрителя погрузить в новую ситуацию, мир новых ощущений, чтобы волшебство и перемены начали происходить.
Задача этих вещей – почувствовать себя в другом качестве, может произойдет некая перезагрузка и важнее не то, как ты выглядишь в этой шапке, а как себя чувствуешь. Когда меня просят подобрать шапку, то я отказываюсь, вы сами должны брать ответственность на себя.
- Кроме фестиваля FORE, алматинских ярмарок, где можно увидеть шляпы?
Три года назад мне написала дама из Бишкека с предложением сделать выставку головных уборов в частной галерее. Я в основном люблю ярмарки, атмосферу базара-вокзала. Мне важно не просто выставлять, а общаться с людьми и видеть их живые глаза.
На тот момент я комплексовал, вроде выставки и галереи — это элитарно, круто, а шапки – это другой уровень, но в Бишкеке получилась совершенно другая ситуация. Мы создали выставку-аттракцион, где все зрители стали участниками. С потолка свисали порядка 70 шапок, которые можно было снять и примерить, разглядывать себя в зеркалах.
После бишкекской выставки ко мне в друзья в социальных сетях пришли шляпных дел мастера и было интересно понять, как в профессиональной среде воспринимают меня. Я даже написал Филиппу Трейси, известному мастеру, который шьет шляпы для знаменитостей и для королевы, мне было очень интересно услышать его мнение. Несколько месяцев была тишина, потом начался карантин, но нет худа без добра, видимо, он начал просматривать соцсети и мне пришло сообщение – он достаточно высоко оценил мои изделия, и я был тронут.
Есть такие чудаки, их не много, которые на шляпах повернутые. Например, есть ресторатор-итальянец. Одна моя знакомая между Италией и Алматы часто путешествует, подарила ему и одну из моих шляп – она среди остальных, это мне греет душу.
- Как считаете, там, где есть жесткая коммерциализация и привязка к деньгам, живет ли там искусство?
- Конечно, живет. Но очень по-разному. Искусство – это территория, где нет жестких правил. Художник тоже из мяса и костей сделан, ему также хочется есть, и в этом нет ничего зазорного, чтобы продавать свои работы. Но есть одно «но» – художник открывает свои душу и сердце, и свои работы продает или он делает то, что покупают.
Но когда делается на потребу зрителям, то искусством тут уже и не особо пахнет, это просто способ зарабатывать деньги. У меня был инертный «коммерческий момент». Я начинал делать один головной убор как шляпу, но в итоге получился некий «шаманский скафандр», я почувствовал, что получилась сильная вещь и ее, если продавать, то – дорого.
Прошло года три, но покупатель не пришел и меня вещь стала тяготить, и я решил ее подарить Семипалатинскому музею, с которым меня связывает многолетняя тесная дружба. Там и выставки проходили, и в «Ночи музеев» участвовал несколько раз.
Более полную коллекцию шляп и шапок можно посмотреть здесь
Демидов Всеволод Юрьевич, родился 13 августа 1964 г, в г. Баку, СССР
Вид деятельности: Практикующий волшебник
Я генералист, занимаюсь любимым делом. Хобби и есть основной вид деятельности.
Любимая фраза: «Делай, что дОлжно, и будь, что будет»
Организация предоставляет предпринимателям менторскую поддержку в построении бизнеса и привлечении финансирования
Сакен Нигма рассказал, как наладил производство ноутбуков в Камбодже и зачем вернулся в Казахстан
Международная консалтинговая компания EY попыталась выяснить самочувствие малого и среднего бизнеса Казахстана в период пандемии
Рекомендации аналитиков PBN Hill+Knowlton Strategies
Как выстраивать коммуникации с обществом в период пандемии? Рекомендации экспертов