Бизнес за пределами Казахстана: история казахстанского предпринимателя в Камбодже

Сакен Нигма рассказал, как наладил производство ноутбуков в Камбодже и зачем вернулся в Казахстан

    поделиться
Автор: Ольга Кудряшова 12-08-2020

 

Фотографии из личного архива

Практически у каждого состоявшегося предпринимателя есть несколько историй о том, как он что-то создавал, терял или наоборот – добивался успеха. При этом некоторые из них кажутся почти невероятными. К примеру, история Сакена Нигма – серийного предпринимателя, который создав собственный бренд ноутбуков в Камбодже, вернулся начинать новое дело в Казахстан. В беседе он рассказал о своем пути, проектах в Камбодже и на время «застывшем» бизнесе в Казахстане.

Приключения в Камбодже

- Сакен, расскажите, что сподвигло вас начать бизнес в Юго-Восточной Азии?

- Начнем с небольшой предыстории. После завершения офисной карьеры в финансовом секторе, у меня было несколько попыток создать компании в нескольких сферах в Казахстане, однако по разным причинам все они были закрыты.

Параллельно с этим у меня зрела идея попробовать свои силы в другой стране, и в какой-то момент друг из Малайзии предложил мне прилететь в Камбоджу. Собственно с этого все и началось. Вначале мы совместно с друзьями планировали открыть банк в Камбодже, но нам не удалось получить банковскую лицензию.

Это был довольно революционный проект. Когда мы исследовали рынок, еще до прибытия в Камбоджу, размер минимального уставного капитала для получения лицензии составлял $10 млн. Но как только мы оказались в Камбодже, требования изменились, и уставной капитал для открытия банков, увеличился, если я не ошибаюсь, до $75 млн. При этом Национальный банк Камбоджи хотел видеть на рынке филиал международного крупного банка, а не просто инвесторов.

Я решил не опускать руки, и стал искать другие перспективные ниши. Мне понравилось то, что с экономической точки зрения страна находится в зародыше. Определив для себя, что практически любой бизнес, связанный с онлайн услугами, может стать успешным в Камбодже, я стал двигаться в этом направлении.

Практически любой бизнес, связанный с онлайн услугами, может стать успешным в Камбодже

Сначала я нашел партнера, с которым мы планировали создать платежную систему. Однако позже он отказался от проекта, и идею пришлось отложить. Затем из статьи в местной газете я узнал о специалисте, с которым впоследствии мы открыли совместный бизнес. У нас было общее видение того, чем мы хотим заниматься. На тот момент мой бюджет составлял около $80 тысяч, позже $50 тысяч вложил новый партнер.

Мы начали работу. Постепенно пришло понимание, что в стране «проседает» образование, в частности из-за того, что несмотря на высокий уровень проникновения смартфонов (порядка 80%) и интернета, камбоджийцы не могут позволить себе пользоваться ноутбуком, поскольку устройства известных компаний стоят здесь баснословных по местным меркам денег. Мы решили создать собственный бренд ноутбуков, который будет по карману большинству жителей Камбоджи.

- Ваша команда состояла из местных жителей?

- Вначале у нас сформировалась мультинациональная команда: в нее входили специалисты из Чехии, Японии, Бразилии. Позже часть ребят ушла из проекта. Операционную систему, на которой работают наши ноутбуки, написали два разработчика: из Зимбабве и Камбоджи. Комплектующие закупали в Тайване и Китае.

При этом первые ноутбуки мы собирали не в самой Камбодже, а в Шэньчжэне (город на юго-востоке Китая). В этом городе имеется вся необходимая инфраструктура, что для нас очень удобно и избавляет от необходимости инвестировать деньги в линию производства. Так, первые партии собирались в Южном Китае.

Позже мы наладили собственное небольшое «домашнее» производство. Нам понадобилось оборудование для создания материнских плат. Комплектующие для устройств приходили из Тайваня. Корпусы и мониторы мы не изготавливаем сами, а также заказывали в Китае. Это дополнительно удешевляет стоимость ноутбука для конечного потребителя.

Готовые устройства стали выпускать под брендом Koompi, что в переводе означает «книга знаний». Наши ноутбуки довольно быстро завоевали рынок. В прошлом году ежемесячно продавалось примерно 500 ноутбуков, для нашего небольшого предприятия это хорошие цифры. Помимо этого, мы участвовали в государственных тендерах на комплектацию компьютерных классов в школах.

Готовые устройства стали выпускать под брендом Koompi, что в переводе означает «книга знаний»

Цена одного ноутбука на тот момент варьировалась от $270 до $340, в зависимости от объема партии. Всего на разработку проекта Koompi с момента моего приезда в страну до старта продаж ушло 9 месяцев.

- Планировали продавать Koompi в Казахстане?

- Да, меня многие ребята спрашивали, почему я не завожу сюда эти ноутбуки, и этому есть объяснение. Во-первых, после азиатского рынка казахстанский – очень маленький. Во-вторых, у нас цены достаточно конкурентоспособные. Кроме того, люди привыкли работать на Windows. А в Камбодже у части людей наш ноутбук первый в жизни.

- Сборка ноутбуков – это единственный бизнес, которым вы занимались в Камбодже?

- Нет. На самом деле проектов было несколько. Это и сервис по покупке и продаже биткоинов, который мы запускали на начальном этапе. Еще один шаг – создание венчурного фонда и последующий поиск стартапов.

Далее у нас был запуск успешного IT-проекта по междугородним перевозкам. В дополнение ко всему был и опыт инвестиций в сельское хозяйство.

- Расскажите об этом чуть подробнее...

- Напрямую в Камбодже не продают землю иностранцам. При этом если зарегистрировать компанию с иностранным участием, то гражданин другой страны может стать владельцем до 49% этой компании. Такое юридическое лицо имеет полное право покупать землю.

В нашем случае работал примерно такой же принцип. Мы покупали манговые плантации, но не преследовали цели выращивать и продавать манго. Эти инвестиционные вложения были направлены на последующую, более выгодную перепродажу этих земель. И в принципе они себя оправдали. Из-за перенаселения, земля и вода – основные ресурсы на рынке юго-восточной Азии. Поэтому, если вы обладаете землей и при этом рядом протекает река, то там на подобных инвестициях можно заработать очень большие деньги.

Источник фото: Sasin Tipchai, Pixabay

- Как обстоят дела с налогообложением в этой стране?

- Налогообложение в Камбодже, на мой взгляд, сложнее чем в Казахстане. Трудность заключается в том, что в Камбодже в обороте используются доллары США. При этом всю налоговую отчетность нужно готовить в локальной валюте, на местном языке. Сказать, что оно более или менее лояльное к бизнесу я не могу. Но можно прийти в налоговый орган и сообщить, что у вас нет прибыли. В таком случае компания не платит никакие налоги, в том числе и по зарплате, если она ниже $300.

- Пандемия коронавируса затронула эту страну? Как это отразилось на вашем бизнесе там?

- Сама Камбоджа, скажем так, перенесла коронавирус гораздо легче. Если не ошибаюсь, там заболели пару сотен человек на всю страну. Все дело в том, что камбоджийцы очень дисциплинированы. Они понимают, что если эпидемия начнется, у них система здравоохранения не выдержит – это раз, во-вторых, денег у них нет на лечение. Все население сразу надело маски, закрыли все рестораны, офисы постарались максимально перевести сотрудников на дистанционную работу. Поэтому наши проекты в Камбодже не пострадали, все работает в прежнем режиме.

В целом, бизнес в Камбодже работает и без моего участия. Поэтому, в прошлом году я решил вернуться на родину и заняться новой для меня сферой – туризмом.

От ноутбуков к природе

- Как возникло решение работать в туристическом бизнесе?

- Я вернулся в прошлом году и сразу стал думать, чем займусь в Казахстане. Идею создать проект в сфере туризма мне подал мой друг из Кыргызстана, а именно – туристический сервис для иностранцев. Почему? Дело в том, что многие иностранцы ищут места, где природа еще сохранена в первозданном виде, в Казахстане таких мест достаточно.

Востребован также и этнотуризм, когда люди могут не просто насладиться природными красотами, но и прикоснуться к культуре и быту другого народа, общаясь с местным населением и даже участвуя в его повседневной жизни. Поразмыслив, я решил создать туристический сервис с подобными услугами для иностранцев.

Многие иностранцы ищут места, где природа еще сохранена в первозданном виде, в Казахстане таких мест достаточно

- С чего вы начали работу?

- На этом рынке самое главное зацепить туриста. Его нужно привлекать тогда, когда он, скажем, сидит у себя дома в Бельгии и ищет маршруты в Центральную Азию (ЦА). Поскольку в этом регионе путешествовать довольно проблематично, иностранный турист нередко ищет сервисы вроде нашего. Исключение в ЦА составляет Узбекистан. Здесь туристическая отрасль активно работает и развивается, иностранцам достаточно легко путешествовать самостоятельно.

До начала запуска этого проекта в Казахстане, я уже имел обширный опыт по онлайн-поиску клиентов и продвижению проектов. Основной площадкой для привлечения туристов стал Инстаграм. Аудитория в нем очень активная.

Мы использовали классические инструменты поиска: брали самые популярные международные страницы, настраивали таргетированную рекламу, которая вела на наш сайт. Проводили различные промоакции. Всего запустили несколько десятков кампаний на разных языках, чтобы привлечь иностранных клиентов. Пытались продавать рекламу на крупных тревел платформах. Так, постепенно и произошел запуск нового проекта Local Routes.

- Удалось заинтересовать иностранную аудиторию?

- Конечно. Мы проводили небольшие индивидуальные туры по Алматинской области (классический тур по «золотому кольцу» Жетысу: Алтын Емель, Кольсай, Чарын и др.) в группах до 7 человек, в среднем группы состояли из трех человек. Во время путешествия мы старались погружать иностранцев в национальный быт и традиции.

К примеру, в поездке на Кольсайские озера селили туристов не в гостиницы, а к местным жителям. В каждом поселке мне удалось найти людей, которые могут и вкусно угостить путешественника, и рассказать о своем быте. Иностранцам это интересно, ты и сам проникаешься этой атмосферой.

Таким образом, мы с одной стороны помогаем и местным жителям, с другой рассказываем о стране и позволяем туристов видеть ее изнутри. Центральная Азия для туристов как белый лист. Им интересны истории о том, как страна пришла к независимости, советский и досоветский период и т.д.

Источник фото: Ruslan Zhanabaev, Pixabay

Средняя продолжительность тура составляла 4 дня, также есть путешествия продолжительностью до 10 дней. Стоимость разниться в зависимости от направления и программы. К примеру, цена тура по Алматы начинается от $70, а групповой тур «Каньоны и озера» от $500.

К слову, 70% зарубежных путешественников отправляются как минимум в две страны ЦА. Тех туристов, которые после казахстанского тура хотят направиться в Кыргызстан, забирают наши коллеги из соседней страны. Мы считаем, что такой подход более правильный. Мы зарабатываем в Казахстане, а ребята из Кыргызстана у себя.

Центральная Азия для туристов как белый лист. Им интересны истории о том, как страна пришла к независимости, советский и досоветский период

В результате с июня по декабрь прошлого года мы провели 122 тура, привлекли более 250 иностранных туристов. Большая часть наших клиентов (80%) – это европейцы, 20% – японцы и корейцы.

После завершения сезона, в декабре, я зафиксировал все ошибки, которые возникали за это время. Затем, в период с 20 декабря по 15 февраля мы продолжали работу по активному привлечению клиентов. Нам удалось продать все туры на сезон с 20 марта по 26 октября текущего года.

- …но пандемия изменила планы?

- Увы. Уже в феврале, я стал понимать, что это все выйдет из под контроля. И к сожалению, все 100% этих туров отменились. Большинство туров отменил я сам. Мы честно объяснили клиентам, что ситуация очень плохая, порекомендовали не рисковать и предложили отложить путешествие до следующего года, если у них есть такая возможность, либо забрать депозит.

К моему удивлению, 70% туристов решили оставить депозит до лучших времен, войдя в наше положение. В основном это были туристы из Европы, 30% клиентов мы вернули деньги. Для сравнения, большие трэвел платформы почти не делали возвратов, чтобы остаться на плаву, при этом предложив клиентам перенести туры на будущее. 

- Как вы планируете продолжить деятельность по туристическому проекту?

- По понятным причинам в этом году мы не провели ни одного тура. Сейчас договариваемся с туристами на следующий год, но не раньше апреля.

Есть вероятность, что следующем году люди не полетят из-за страха. Существует и другие теории, с одной стороны многие туристы возможно поедут отдохнуть просто на пляж, кто-то считает, что путешественники наоборот отправятся в тихие уголки Центральной Азии, где условно говоря живет 50 человек на 200 км и можно спокойно наслаждаться ретритом, перезагрузиться.

Хочется, чтобы и местные госорганы, нацкомпании по туризму давали хоть какие-то новости о туристической сфере, чтобы у работников этого рынка было понимание как работать и действовать дальше. Ведь в этом бизнесе задействовано очень много людей.

Сакен Нигма, родился 26 марта 1985, г. Алматы

Образование: МГУ им. Ломоносова, факультет Вычислительной математики и кибернетики

Вид бизнеса: серийный предприниматель

Семейное положение: женат, детей нет

Любимая книга: «Три чашки чая» Г. Мортенсон

Любимый фильм: «Большой куш»

Любимая фраза по жизни: «Сделай шаг, и дорога появится сама собой»

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
EY: МСБ нуждается в доступных ликвидных финансовых средствах
05-08-2020–

Международная консалтинговая компания EY попыталась выяснить самочувствие малого и среднего бизнеса Казахстана в период пандемии

ТОП-7 приложений для фитнеса

Которые помогут заниматься спортом, не выходя из дома

Правила игры для руководителей во время пандемии
27-07-2020–

Рекомендации аналитиков PBN Hill+Knowlton Strategies

Глобальные коммуникационные тренды в эпоху пандемии
23-07-2020–

Как выстраивать коммуникации с обществом в период пандемии? Рекомендации экспертов

KPMG проанализировал эффективность господдержки предпринимателей в период пандемии
15-07-2020–

Компания провела опрос среди руководителей МСБ и крупного бизнеса, банков, институтов развития и бизнес-ассоциаций

Личный опыт: Я переболел COVID-19 – как это было

Интервью с вылечившимися от коронавируса казахстанцами

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!