История о том, как онлайн обучение помогло предпринимателю масштабировать свой бизнес
Это история о большой любви к природе и о полезных плодах всеми любимых местных фруктов и овощей; о людях, которые готовы на жертвы, эксперименты и бесконечный труд 24/7 – о тех, в ком присутствует здравый дух авантюризма и желание принести пользу обществу, сохраняя природу и ее красоту.
С воспоминаниями вкуса детства родилась идея
Классическая советская семья инженеров-экономистов и их дочь – Ирина Панцулая. Девочка пошла по стопам родителей, окончив Республиканскую Математическую школу, и даже мечтала быть учительницей по математике. Позже поступила в КазГУ на факультет механики и прикладной математики, закончила с красным дипломом. Но на тот момент произошел развал Союза, и пришлось переучиться на бухгалтера, поэтому Ирина планировала «любить» цифры и жить только этим. Около двадцати пяти лет так и было.
Успешный бухгалтер, не нарушая традиций, вышла замуж за инженера, родила сына, но любовь к природе не давала покоя ни ей, ни ее мужу.
«На самом деле мы всегда бережно и с любовью относились к природе. И муж, и я в детстве много времени проводили на дачах с родителями, и воспоминания, причем именно вкусовые – фрукты с собственного сада, овощи с огорода – не давали нам покоя. Это совершенно не то, что сейчас предлагает рынок. Поскольку мы – люди думающие и анализирующие, стали искать причину и возможность изменить что-то к лучшему».
Причем что именно «менять» на тот момент было не до конца ясно. Перед Ириной и ее мужем-инженером стояла задача в короткие сроки изучить азы и современные методы ведения хозяйства по интернет и книгам – как сделать деградированные почвы плодородными, обогатить их минеральными веществами; как отказаться от химических удобрений; защитить растения от ветра, солнечной инсоляции и не только...
Погружаясь всё глубже и глубже, они загорелись идеей создать свое экологическое хозяйство на селе. Ведь для здоровья самое важное – употреблять в пищу здоровые продукты.
«Родители решили, что мы сумасшедшие»
Поначалу было очень сложно – земельный участок был расположен на деградированных почвах, то есть почвах с ухудшенным плодородием, поэтому пришлось много работать для их восстановления.
«У нас как раз родился ребенок, а мы продали частный дом в городе и купили крестьянское хозяйство в поселке «Байсерке» 1,25 Га. Родители считали, что мы ненормальные. Однако, были друзья, группа единомышленников, которые оказали поддержку. Все «горели» этой темой и было не так страшно».
Первый год был самый сложный: пока муж с отцом строили дом своими силами, лишних денег не было, приходилось жить в контейнере, спать в машине, ребенок Ирины пошел в сельскую школу в 1 класс – стал более самостоятельным, выправился иммунитет.
Дело не требовало отлагательств. Первой ступенью стало – закладка лесопосадки. Муж проложил всю систему орошения по всему участку. Приобрел мини-трактор. Для стройки и для доставки саженцев использовали минивэн.
Сегодня основа хозяйства Ирины – лесосад: интеграция садовых и огородных растений в естественную систему леса. Это снижает поливы и, соответственно, расход воды и позволяет вырастить качественные экологически чистые овощи и фрукты.
«Я горжусь тем, что широко применяю в своем хозяйстве «зеленые» технологии, такие как капельное орошение, сидерацию, ЭМ-технологии, высаживание растений-азотфиксаторов, вермикультивирование. Это не только способствует сохранению окружающей среды, но и экономит ресурсы.
Причем и не только природные, например, воду, но моего труда, и плюс я получаю больший по объему урожай чистых плодов и ягод».
Вся эта большая работа дала свои результаты. Появилась возможность не только обеспечить семью органически чистыми продуктами питания, но и начать продавать излишки и получать доход. Причем первые покупатели – это друзья и бывшие коллеги. Им так понравились сухофрукты Ирины, что они сами просили делать их побольше, чтобы можно было купить.
Сложности позади: время расширяться
Ирина понимала, что имеющихся знаний бизнеса у нее недостаточно. Необходимо было восполнить недостаток бизнес-знаний и финансовых ресурсов. В этот момент подруга Ирины посоветовала ей обратить внимание на проект Coca-Cola Белестері.
Летом 2020 года Ирина бесплатно прошла онлайн-обучение основам бизнеса в данном проекте – получила знания, так необходимые начинающему предпринимателю, и подошла к идее создания и масштабирования своего бизнеса по производству сухофруктов.
«Пройденное обучение помогло мне взглянуть на планируемый бизнес «другими глазами». В результате я смогла самостоятельно составить бизнес-план по проекту «Производство экологически чистых сухофруктов с применением «зеленых» технологий выращивания, переработки и хранения», который стал планом развития еще вчера домашнего хозяйства, а сегодня – экологичного пищевого предприятия, и приняла участие в конкурсе на грант.
К моей большой радости, мой проект оценили, как один из самых сильных, и мне выделили грант, посвященный памяти Салтанат Рахимбековой. Я расцениваю это как большое уважение и поддержку выбранного мною пути: возрождение почвы, ведение растениеводства с использованием «зеленых» методов, которые пропагандировала Салтанат Темиркуловна Рахимбекова».
На полученный грант Ирина приобрела промышленный сушильный шкаф-дегидратор для изготовления сухофруктов натуральным способом сушки, что позволило значительно увеличить объем перерабатываемой продукции – минимум в двадцать раз, и уменьшило потери урожая при производстве и хранении.
Чистую прибыль, полученную в первый год работы, Ирина планирует направить на приобретение солнечных панелей для перевода процесса производства на возобновляемые источники энергии. Это позволит снизить текущие расходы и уменьшит практически до нуля загрязнение окружающей среды.
Материал подготовлен в рамках информационной поддержки проекта Coca-Cola Белестері
Тренинг подойдет для предпринимателей, которые планируют запустить b2b стартап
Соавтор и соразработчик IT-решений для бизнеса Ляйля Узакова поделилась своими рекомендациями
Эксперты обсудили необходимость трекинга и его пользу для бизнес-проектов
Эксперты в области образования и развития личности поделились своим мнением
Блогер, бренд-амбассадор сети супермаркетов METRO Сайора Карабаева рассказала о тонкостях своей профессии