Эксперты в области образования и развития личности поделились своим мнением
В конце ноября в Казахстане стартовала программа для девочек-подростков Umay Boizhetken. Основные цели проекта – расширение экономических прав и возможностей девочек в Казахстане, развитие лидерских компетенций в условиях меняющегося мира. Тренеры, которые работают по этой программе, поделились своим видением того, насколько современные подростки отличаются от старшего поколения.
В программе принимают участие подростки от 14 до 16 лет из всех регионов Казахстана.
Организаторами выступают частный фонд «MamaSpace» и нетворкинг-бюро «Pipl» при поддержке генерального партнера – компании «Шеврон».
Мы решили поговорить с тренерами, которые работают с подростками об особенностях молодого поколения, отличиях в системе ценностей, возможностях, о том, чему можно учиться у молодежи и какие советы можно им дать.
В частности, преподаватели ответили на следующие вопросы:
1) Чем и как отличаются, на ваш взгляд, нынешние подростки от вас самих в подростковом периоде? Вспомните себя или своих друзей. Почему нынешним подросткам повезло жить именно в это время? А чем повезло вам в вашем детстве/юности?
2) Что бы вы сказали себе-подростку? Что пожелали или порекомендовали самому себе 10-15-20-25 лет назад?
3) Чему можно учиться у современных детей? Чему нужно учить современных детей? Какие методы воспитания и обучения работают, на ваш взгляд?
4) Три совета подрастающему поколению. Три совета родителям этого подрастающего поколения
Давид Туганов, сертифицированный тренер по дизайн мышлению и сертифицированный эксперт по управлению изменениями
Я думаю, что нынешним подросткам повезло намного больше, чем нам в наше время, особенно в таких аспектах как: обучение, общение и свобода.
Обучение:
- Сегодня существует огромный доступ к информации для самообучения: через тот же youtube можно научится от скрапбукинга до игры на фортепьяно. Причем выбираешь преподавателя, формат, контент, время, которые тебе по душе.
- Подростки могут получить любые знания мира по «щелчку мышки» в любом удобном формате: текст, видеоролики, аудиокниги, интерактивная анимация. Медиа контента так много, что не хватит несколько жизней, чтобы все охватить.
Общение:
- Общение у нас сводилось только к физическим контактам и близкому окружению. Переезд в другой город означал, что с большинством своих друзей ты уже не сможешь общаться. Я переехал в 12 лет в другой город и потеря коммуникаций со своими друзьями были для меня большой потерей
- Интернет и онлайн ресурсы создали дополнительную вселенную возможностей, которых не было у нас для общения. У нас не было сотовых телефонов, соц.сетей, мессенджеров
Свобода во всем:
- У молодежи сегодня большая свобода в выражении мыслей, чувств, эмоций. Контекст, среда, окружение определяет уровень критического, системного мышления и самоидентификации. В наше время мы были менее «зрелыми», чем современные подростки. Мой 9-летний сын СЕЙЧАС по уровню суждений равен мне 13-15-летнему ТОГДА.
- Большая свобода в выборе обучения, профессии, призвания. В наше время не было профориентации, коучинга, психологов. Сейчас гораздо легче и доступнее разобраться в себе, чем 15 лет назад
- Больше возможностей посмотреть страну и мир. В наше время не были так развиты внутренний и внешний туризм, экономика и инфраструктура
- Больше возможностей получить абсолютно любой товар мира: через amazon, ebay, alibaba и сотни площадок, маркетплейсов
- Молодые люди имеют возможность работать и зарабатывать: дизайн, копирайтинг, анимация, веб-верстка, фотосъемка, продажа через инстаграм, стриминг. У нас не было даже таких индустрий
- Они могут поступить в любой ВУЗ мира. Грантовых возможностей и информирования сейчас намного больше.
- Что бы вы сказали себе-подростку? Что пожелали самому себе 10-15-20-25 лет назад?
1. Пройди профориентацию. Найди хорошего лайф-коуча. Работай с ним усердно. Ты станешь счастливее.
2. Научись тайм-менеджменту, скорочтению, поиску и структурированию информации. Научись майнд-меппингу. Учись рисованию, скетчингу, лепке для развития творческого мышления. Английский язык - must, and no excuses (90% знаний на английском языке, май_диэ_френд)
3. Научись правильно питаться и выработай здоровые привычки в питании. Как можно раньше добавь активности и спорт в свою жизнь. Это может сейчас звучать глупо, но это действительно так – тело одно, оно твой храм, здоровье не купишь, но ты путем простых правил начнешь формировать нейросвязи на устойчивость зарядок и тренировок
4. Научись медитировать как можно раньше. Познай свое тело и разум
5. Помимо интеллекта, развивай эмоциональный интеллект (EQ) и основы коммуникаций, психологии
- Чему можно учиться у современных детей?
- У детей и подростков кругозор не сузился до точки зрения, поэтому можно и нужно учится креативу и любознательности. Например, мы привлекаем подростков на проекты сотворчества для генерации идей для стартапов. Дети дают мега-креативные идеи, на которые взрослые бы не додумались
- Чему нужно учить современных детей?
- Современных детей надо учить силе фокуса, критическому мышлению и умению выбрать главное. Слишком много информации, в том числе фейков, мусора и низкокачественной информации.
- Какие методы воспитания и обучения работают, на ваш взгляд?
- Детей как можно раньше надо учить эмоциональному интеллекту, эмпатии, осознанному потреблению и умению ценить то, что есть.
Учителя на нашем обучении по дизайн-мышлению мне сказали очень весомый тезис: «Давид, дети, которых мы сейчас обучаем будут управлять страной в 2037 году». Таким образом, если нам не нравятся текущие управленцы, и их исправить мы не можем, то в наших общих усилиях (родители, школа, общество) влиять на будущих «рулевых страны».
- Три совета подрастающему поколению
- Вы живете в золотое время. Время возможностей, свободы и самореализации.
1) Начните прокачивать себя, чтоб повысить осознанность и мудрость.
Наше детство и юность были в период дефицита, ограничений и небольшого выбора знаний, товаров, впечатлений. В вашем случае у вас всего этого в избытке и даже есть проблема полноценного осознания, какими богатыми ресурсами и возможностями вы располагаете.
2) Не проходите мимо волонтерских проектов. Участвуйте в конкурсах, КВН-х, дебатах. Чем раньше начнете говорить, играть, танцевать, креативить, общаться с людьми, тем быстрее прокачаете целый арсенал навыков.
Мой текущий креативный потенциал, умение организовывать команды, проекты любой сложности, выработались благодаря школьным дебатам, студенческому КВНу, вожатству в детских лагерях и интеллектуальным видам спорта (что? где? когда? и пр.)
3) Город, страна, мир сами не меняются. Изменения начинаются внутри каждого человека. Ваш разум – это сосуд. Объем знаний – это объем вашего сосуда. Прокачка мягких навыков – это крепкость вашего сосуда. Мультизадачность – это миф! Сфокусируйтесь на главном. Чем раньше осознаете это – тем гармоничнее и эффективней проживете эту жизнь с полезным вкладом в развитие человечества.
- Три совета родителям этого подрастающего поколения
1. Инвестируйте в диагностику своего ребенка. Несколько часов хорошего профориентатора, коуча, психолога сэкономят десятки тысяч часов в будущие годы, сделают счастливыми как вас, так и ребенка. Не будет разочарования в профессии, выборе ВУЗа и специальности, будет больше гармонии если ребенок в будущем найдет свое призвание и свой икигай.
2. Дайте возможность попробовать своему ребенку выбирать то, где он может проявить себя: музыка, танцы, рисование, пение, паркур, покрасить волосы в дикий цвет и т.д. (важно!: не пытайтесь через ребенка компенсировать все то, что не получили в своем детстве.
Когда мы отдали Дамира в 6 лет на фортепьяно, то он ходил только 7 месяцев, пока ему нравилось, причем выбрал он сам «Хочу, как папа». Аналогично он сам выбрал хип-хоп и пение, которое теперь переросло в творчество
3. Живите не для детей, живите с детьми. Научитесь находить баланс между «другом/проводником/советчиком и родителем». Играйте, дурачьтесь, создавайте семейные традиции. Планируйте заранее качественные семейные дни/часы. Не «гасите» своего внутреннего ребенка, учитесь новым навыкам вместе с ребенком.
Ляйля Исламова, сертифицированный тренер ораторского искусства
1. Нынешние подростки отличаются кардинально, хотя бы по тому, что мы и они относимся к разным поколениям, если судить о теории поколения. Сейчас подростки живут в век digital, они быстрее обучаются, предпочитают виртуальное общение живому. В этом есть свои достоинства и преимущества.
Достоинства – это, несомненно, возможности для обучения и развития. У нас не было тех ресурсов, что есть сейчас. Я сама выросла в деревне, и у меня даже не было тетриса, не говоря уже о компьютерных играх.
Думаю, что и нам, и нынешним подростком повезло жить там, где мы жили и живём. У нас было детство полное игр и впечатлений, познавали мир через труд. У подростков сейчас детство другое, виртуальное, но все же им повезло жить в век развития цифровых технологий.
2. Я бы порекомендовала себе всего три действия: больше учиться, не слушать тех, кто судит обо мне по моей внешности и развивать финансовую грамотность.
3. Как основатель социальной школы Soile для подростков, я каждый день учусь у наших ребят. У меня случается когнитивный диссонанс когда слышу фразы, выражения и названия, которые я не понимаю. Бегу сразу гуглить, спасибо моей проактивности.
Современных детей уже нельзя воспитывать так, как воспитывали нас. Авторитарность погубит в них личность, а в современном мире им очень важно развивать свою самоценность и уверенность.
Нынешним детям нужны родители-партнеры, а не «яжмать, я знаю, как лучше». Поэтому искренне рекомендую родителям говорить с детьми, говорить без осуждения, уметь слушать и занимать позицию родителя-коуча. Поверьте, это им поможет стать увереннее в своих силах.
4. Подросткам рекомендую не бояться пробовать новое, если вы отличаетесь от сверстников, это нормально, если вы ещё не знаете кем хотите стать, это тоже нормально. Сейчас вам важно учиться, поэтому обучайтесь новому. Я сама точно знаю, что даже если вы выросли в ауле, вы сможете добиться успеха в своём деле только благодаря своим знаниям и навыкам.
Родителям рекомендую не решать за детей, иначе вы будете получать ответ «я не знаю», дайте ребёнку свободу выбора и помните, что ваш ребёнок самый лучший.
Данияр Медетов, руководитель R&D and Consulting FVK, сертифицированный трекер, Programme Leader - AlmaU SEI
Сегодня я вижу у подростков желание не быть привязанным к какой-то стае, такой вот своеобразный индивидуализм, когда окружение не имеет такого сильного влияния, как это было в наше время.
Главное отличие касательно того, в чем повезло этим ребятам сейчас – на мой взгляд, они взрослеют позже. Такое ощущение, что им нравится быть и оставаться ребенком, на попечении у своих родителей.
Второй момент – это тотальный доступ к информации. Я не буду сейчас останавливаться на том, к какой именно информации, какого качества, ассиметричной или нет, но это есть. Это то, в чем им повезло сегодня.
В чем мне повезло в моей юности – это наличие большого семейного института – мы осознавали свою ответственность перед родителями и родственниками. Такого я не наблюдаю сейчас у подростков.
- Что вы сказали бы себе подростку, что бы порекомендовали бы самому себе?
- Однозначно сказал бы себе: Дэн, убирай, уничтожай в себе синдром отличника и имей правильное понимание амбиций, не нагружай себя и кайфуй от того дела, которым ты занимаешься. Не будь под властью влиянию других людей. Я бы так сам себе порекомендовал. Убирай синдром отличника – это до добра не доведет. Будь гибким, думай больше о навыках.
- Чему можно учиться у современных детей, чему нужно учить современных детей? Какие методы воспитания обучения работают, на ваш взгляд?
Учиться у современных детей можно очень многому, я хочу остановиться на одном аспекте, который называется «креатив и визуализация». Это детки, которые умеют и могут визуализировать все то, чему они сами учатся. Это то, что, возможно, не было у меня, или я не умел этого делать.
Относительно того чему нужно учить детей, тут я однозначно соглашусь с Давидом – это «критическое мышление».
А также еще два навыка: 1) Активное слушание. Научиться слушать правильно, и уже на базе полученной информации правильно задавать вопросы.
2) Логично приводить к своеобразному результату, когда у ребят есть исследовательские способности, аргументация – этому бы я учил детей.
Что касается методов воспитания, я, наверное, использовал бы финскую модель.
Советы подросткам: 1) Кайфуйте от того, чем вы занимаетесь. 2) Создавайте сообщества, где вы будете чувствовать себя хорошо и команду единомышленников, развивайтесь командами.
3) Учитесь находить баланс между разными аспектами своей жизни: будущей работой, учебой, спортом, отношениями с людьми.
Родителям могу сказать так – будьте эмпатичны своим детям, умейте сопереживать. Не проецируйте свои детские мечты на детей. Принимайте больше участия в их жизни и задавайте правильные вопросы своим детям.
Блогер, бренд-амбассадор сети супермаркетов METRO Сайора Карабаева рассказала о тонкостях своей профессии
Цель марафона: нетворкинг и обмен вдохновляющими историями
Какие самые важные шаги должен сделать владелец, топ-менеджер бизнеса?
Этот челлендж поможет практиковать свой навык публичных выступлений
Список вопросов, который поможет начать писать и делиться своим опытом