Сайора Карабаева: Я не рекламирую товары, которыми не пользуюсь сама

Блогер, бренд-амбассадор сети супермаркетов METRO Сайора Карабаева рассказала о тонкостях своей профессии

    поделиться
Автор: Сабина Мустафина 23-12-2020

 

Фотографии из личного архива

В эпоху информационного общества, когда большая часть борьбы за внимание аудитории развернулась в соц.сетях, бизнес все больше нуждается в персонализированных каналах продвижения своих продуктов и бренда в целом. В этом им помогают блогеры, которым люди зачастую доверяют больше, чем журналистам или даже известным личностям. Мы поговорили с бренд-амбассадором сети супермаркетов METRO Сайорой Карабаевой о том, зачем компаниям блогеры, легко ли быть послом бренда и почему это эффективнее, чем любой другой инструмент маркетинга.

- Сайора, вы уже третий год являетесь бренд-амбассадором METRO, много об этом рассказываете и пишете. Как сильно это влияет на вашу жизнь? Зачем бизнесу нужны амбассадоры?

- Часто предприниматели недооценивают возможность этого канала коммуникации. А ведь это не просто человек, который кричит из каждого утюга про ваш бизнес. Этот человек – мостик доверия между компанией и клиентом. То есть он на своем примере показывает механизм, рассказывает о продукте через призму собственного опыта.

Разница между так называемой одноразовой рекламой и сотрудничеством огромна. Если человек на долгосрочной основе представляет ваш бренд, то это, в первую очередь, показатель стабильности, качества, проверенного временем. А значит уровень доверия аудитории всегда выше. Очень часто амбассадор может урегулировать конфликт между покупателем и компанией. Выступить неким переговорщиком.

Очень часто амбассадор может урегулировать конфликт между покупателем и компанией

Человек, который представляет компанию, должен соответствовать ему, иметь те же ценности, вести соответствующий образ жизни. Это ответственность с обеих сторон. Потому что репутация амбассадора будет также влиять и на компанию. Все помнят скандал Тайгерс Вудса, в результате которого с ним разорвали рекламные контракты крупные компании.

Если говорить про МЕТРО, то моя история длится более 10 лет. По-моему я была одной из первых владельцев их карт клиента. То есть, когда мне предложили сотрудничество, я уже была активным лояльным покупателем. Знала ассортимент, у меня были свои «любимчики».

За время сотрудничества еще больше изучила ассортимент, всегда слежу за новинками и делюсь с читателями. И, честно признаюсь, еще больше полюбила.

На своей странице я просто показываю то, что покупаю домой. Это мой осознанный выбор. И аудитория это чувствует и доверяет.

- Учились ли вы где-то навыкам SMM?

- Да, это постоянный процесс. Социальные сети так быстро развиваются, тренды сменяются еженедельно. Поэтому важно держать руку на пульсе. На старых знаниях традиционных каналов продвижения далеко не уедешь.

Однако, безусловно, базовое образование в PR помогает выстроить стратегию продвижения для клиента.

Сложно посоветовать какого-то конкретного автора. Недавно стала слушать курсы по продвижению на испанском языке на портале Domestika. Больше даже с целью развития языка, нежели профессиональных знаний. И поняла, что в Латинской Америке на продвижение в соцсетях смотрят совсем с другой стороны.

Поэтому всегда рекомендую читать не только российские источники, но и зарубежные.

- Как вы планируете контент блога? Какими планерами пользуетесь?

- Многие SMM-специалисты, которые верят в силу визуала, пользуются такими приложениями как Plann, например. С помощью которого можно спрогнозировать выход постов по расписанию. Я пыталась приучить себя к такому планировщику, но как-то не прижился.

В моем блоге одна формула – 80/20. То есть 80% я всегда стараюсь дать полезной информации читателю: рассказываю, как сэкономить, о досуге, о книгах, рецепты. И только 20% рекламных постов.

Из планеров пользуюсь только «Продуктивным планером», который создала моя подруга Айжан Киманова.

- Как планируете свой день/неделю?

- У меня двое детей. И старший, в связи с карантинными мерами, учится в школе только до обеда. Поэтому я стараюсь все сьемки, деловые встречи и консультации проводить в первой половине дня.

А после обеда уже посвящаю себя детям – секции, кружки и так далее, как и любая другая мама. Водителя или няни у меня нет, а родители живут в другом городе. Так что страхуем друг друга с мужем по возможности. К счастью, работа фрилансера позволяет выстраивать график удобным образом.

Но меня выручает планирование меню. К слову, свой блог я именно с этого и начала развивать. Делилась лайфхаками планирования меню, продуктов. Это не только облегчает жизнь, но и экономит в итоге бюджет.

- Какие темы для вас табу? О чем вы не будете писать в своем блоге? С какими брендами отказываетесь сотрудничать?

- Я не рекламирую табачные изделия, деятельность, противоречащую законодательству РК. Ставки, лотереи, казино и прочее – это не про меня. Хотя эти компании очень хорошо платят, многие блогеры с ними работают. Но это не лежит в плоскости моих ценностей. Все, что каким-то образом может навредить моему подписчику, под негласным моим запретом.

Также я не делаю рекламу товару, которым не пользуюсь сама. Очень часто ко мне обращаются компании с рекламным предложением детского питания. Я им отказываю, так как мои дети давно вышли из этого возраста. Мой читатель просто не поймет, зачем мне смеси и пюре. Эффективность такой рекламы все равно будет низкой.

Все, что каким-то образом может навредить моему подписчику, под негласным моим запретом

- У артистов складывается свое амплуа, у блогеров возможно такое? Не боитесь ли вы, что аудитория привыкнет к вашей приверженности к какому-либо бренду и перестанет ассоциировать вас с чем-то другим, перестанет видеть в вас индивидуальность?

- Да, безусловно, каждый блогер выбирает себе нишу, тему, которая ему близка. Когда-то писала только о рецептах, меню, заморозке. Как раз тогда мы и начали сотрудничество с МЕТРО. Однако сейчас мой блог – скорее больше лайфстайл молодой женщины. Я делюсь моментами своей жизни, путешествиями. Я «гаджетоманьяк», поэтому очень часто покупаю разные девайсы для дома и кухни и потом делюсь своим опытом.

Сегодня я бренд амбассадор не только мировой сети супермакертов, но и испанской косметики Germaine de capuccini. Мои партнеры – крупные компании с мировым уровнем, среди которых Tchibo, производители бытовой техники, строительные компании и даже нацкомпании, где я когда-то работала по ту сторону баррикад, так сказать.

- Амбассадор пользуется продукцией и нативно рассказывает об этом, верно? Какими качествами и навыками должен обладать идеальный амбассадор?

- Очень многие компании первым делом ставят ставку на количество подписчиков при выборе амбассадора. Однако я рекомендую не гнаться за цифрами. Не всегда известная личность с миллионной аудиторией- ваш амбассадор.

Времена, когда актер с экранов ТВ рекламировал товар, прошли.  Сейчас инфлюенсер с 10 тыс подписчиков сделает намного больше продаж, нежели известный певец. Так как аудитория ему доверяет, возможно даже знает лично. Подписчики могут напрямую попросить совета, пообщаться, быстро получить нужную информацию.

При выборе амбассадора рекомендую смотреть на ценности, которых придерживается блогер. Он должен разделять ваше видение. Лично для меня странно, когда студенты-вайнеры рекламируют тяжелый люкс. Надо понимать, что и молодая аудитория вайнера, в свою очередь, не готова ни финансово, ни морально к таким тратам.

Из качеств я бы отметила еще и честность, исполнительность, четкость. Так как зачастую рекламные кампании планируются в рамках определенного периода, поэтому исполнительность и трудолюбие – тоже важный элемент успеть в срок.

- Вы работаете в одиночку или у вас есть команда?

- Я работаю сама. Это наверное еще привычка со времен работы пресс-секретарем, где ты и организатор, и копирайтер, и редактор в одном лице. Однако я стараюсь выдерживать уровень контента, поэтому постоянно привлекаю фотографов, видеографов. К примеру, с моим видеографом Меруерт Ишниязовой мы работаем уже 3 года. Она с полуслова уже понимает, как я вижу то или иное видео.

- Каким образом бренды оценивают эффективность инфлюенсера? Как стать амбассадором?

- Главный показатель, как везде, растут ли продажи и узнаваемость бренда. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Я своим клиентам всегда рекомендую делать замеры. Не отдавать все на откуп блогеру. К примеру, вы продаете технику, и какие-то позиции однозначно простаивают. Попросите блогера представить именно эту позицию, рассказать о преимуществах.

Важно не только смотреть на цифры, но и смотреть на комментарии подписчиков.

Внедрение промокода – тоже отличный индикатор продаж. Промокод на скидку показывает сколько действительно клиентов пришло от блогера. Хотя справедливости ради не все покупатели ими пользуются. Основная причина – наш менталитет. По моим наблюдениям многие стесняются воспользоваться скидкой. А кто-то просто забывает. Однако какой-то процент все же можно отследить продаж по промокоду.

- Как вы думаете, тренд на онлайн марафоны пройдет?

- Свой первый марафон я провела в 2016 году по заморозке. Это были лайфхаки для молодых мам, как планировать меню, делать заготовки, чтоб не тратить много времени у плиты. Тогда, как сейчас модно говорить, это еще не было мейнстримом.

Однако 2020 год задал четкий ориентир на обучение онлайн - не только школьное и высшее образование, но и узко специализированные, и даже микро курсы.  Сегодня онлайн можно обучиться практически всему. Не думаю, что тренд исчезнет. Скорее наоборот.

- Планируете ли вернуться в корпоративный сектор и продолжить карьеру?

- Я всегда шучу, что я 100% человек корпоративного сектора. Сегодня я тоже работаю с крупными компаниями, но уже с другой стороны. Это для меня огромный опыт. К слову, навыки, которые я приобрела, работая в квазигосударственном секторе – организация мероприятий, отчеты, аналитика, написание стратегий – очень помогают мне и в сегодняшнем деле.

Сайора Карабаева, блогер, PR-специалист

PR менеджер с опытом более 12 лет

Работала в национальных компаниях,

Запускала проекты международного масштаба.

Партнерство с Международный Олимпийский Комитет, Олимпийский Совет Азии, ЮНВТО, IPO и др.

BRAND MANAGER

Советник по бренду города Алматы

BRAND AMBASSADOR METRO СASH&CARRY, PRYME (XIAOMI), Germaine de Capuccini, Tchibo и др.

КОММЕНТАРИИ
3
Салия Шаймерденова
2021-02-05 10:58:16
В ‘Метро’, да и другие фирмы я пришла практически с подачи Сайоры. Хочу отметить, что она не рекламирует тот или иной товар - она просто от души советует его покупателю. Подкупает грамотное, объемное описание не только плюсов, но и тонко отмечаемое его преимущество перед другими, сравнение цен. Часто в ее инстаграме можно увидеть применение приобретенного товара или продуктов дома. Рецепт и наглядное приготовление блюда с использованием продуктов из ‘Метро’. Поэтому и растет доверие к столь честному рекламщику. Признаюсь, часто жду, когда она снова едет в ‘Метро’, знакомит с новинками и делает новые открытия покупателям. Выражаю огромную благодарность и признательность Сайоре Карабаевой за столь кропотливый и добросовестный труд.
Сауле
2021-05-24 13:01:25
Молодец! Приятно слушать и лицезреть грамотно излагающих свои мысли и цели людей. Благодаря Сайоре большой процент населения городов Алматы и Астаны( подписанных на ее сайтах) черпают достоверную информацию по деятельности тех или иных торговых организаций. Приятно посещать заведения уже с намеренной целью покупки и не утруждать себя в поисках необходимого продукта. Это огромный плюс в экономии времени , а порою и нервов. Спасибо за труд, который делается во благо нашего народа.
Сауле
2021-02-05 10:58:02
Молодец! Приятно слушать и лицезреть грамотно излагающих свои мысли и цели людей. Благодаря Сайоре большой процент населения городов Алматы и Астаны( подписанных на ее сайтах) черпают достоверную информацию по деятельности тех или иных торговых организаций. Приятно посещать заведения уже с намеренной целью покупки и не утруждать себя в поисках необходимого продукта. Это огромный плюс в экономии времени , а порою и нервов. Спасибо за труд, который делается во благо нашего народа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Will do list
10-12-2020–

Список ежедневных дел поможет разобраться с приоритетами

Марафон #карантинчеллендж: Зажги свою страсть к жизни!
03-12-2020–

Цель марафона: нетворкинг и обмен вдохновляющими историями

Практикум «Стратегия бизнеса: делаем вместе»
12-11-2020–

Какие самые важные шаги должен сделать владелец, топ-менеджер бизнеса?

Задания для публичных выступлений
19-10-2020–

Этот челлендж поможет практиковать свой навык публичных выступлений

21 вопрос про ваш опыт и образ мыслей
18-10-2020–

Список вопросов, который поможет начать писать и делиться своим опытом

Финансовая грамотность
15-10-2020–

Список полезных ресурсов, которые повысят вашу финансовую грамотность

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!