Что происходит с сотрудниками в пандемию

Ильдар Валиуллов

Эксперт в области развития людей

28-09-2020

 

    поделиться

Ильдар Валиуллов, эксперт в области развития людей, член Ассоциации HR менеджеров поделился своим мнением о том, что испытывают сотрудники в разгар пандемии, и как компаниям помочь людям в таких условиях работать эффективнее

5 стадий горя

Эксперт считает, что во время карантина люди проживают состояние, которое можно сравнить с горем. Существует известная модель Кюблер-Росс, отображающая пять стадий, которые проходят неизлечимо болеющие и люди, потерявшие своих близких.

«Когда мы получаем известие о смерти, то сначала погружаемся в состояние шока, затем наступает отрицание, злость, гнев и депрессия, после которой мы приходим к принятию. Потому что наша психика поступает очень мудро, она отключает нас от полного осознания всей боли. Так как если мы почувствуем все сразу, то будем раздавлены.

Если говорить о пандемии, то многие люди находятся на стадии отрицания. Теории заговора, истории о чипировании, Билле Гейтсе, обвинения правительства - это этап отрицания. Сейчас мы постепенно начинаем принимать ситуацию и осознавать, что это безысходность и её не поменять на 100%. Люди печалятся по поводу того, что не могут вести прежний образ жизни, скучают по близким и родным, мечтают свободно передвигаться по миру»,- делится специалист.

Бей или беги

Валиуллов считает, что люди устали от смертей, болезней и того, что больницы и реанимации переполнены. Это не может не сказываться на рабочих процессах.

«Согласно американской литературе, в борьбе с внешней средой выделяются две реакции: «бей» и «беги». В ситуации «бей» человек становится максимально «включенным» в работу. Эта реакция особенно свойственна для постсоветского пространства, когда на атаки извне, мы отвечаем активностью. «Ударенность» в работу является защитным механизмом. Что же такое «беги»? Это желание полностью скрыться или убежать от поступающих проблем», - отмечает он.

По словам специалиста, текущие сопутствующие факторы привели к тому, что люди погрузились в работу, стали работать днём и ночью, чтобы не соприкасаться со сложной реальностью. Но остановиться и отдохнуть им страшно, потому что приходит ощущение пугающей тишины. Вторая причина гиперактивности – экономический контекст, так как в ситуации неопределенности людям нужны сбережения.

Методы компаний

Эксперт считает, что на текущем этапе HR-организациям необходим обмен знаниями. Каждый знает всего по чуть-чуть, но не видит положительные практики других и картины в целом.

«Работая с разными компаниями, я столкнулся с тем, что многие делают такие потрясающие вещи, которые вызывают мурашки. Например, «КТЖ» с отделом HR запустили проекты по корпоративному волонтёрству «2020 благородных дел». Они оказывают помощь малоимущим, людям с ДЦП, многодетным семьям. Их практика заключается в том, что работники помогают нуждающимся, и фокус внимания переключается с собственных проблем на другие», - делится Валиуллов.

Некоторые компании помогали сотрудникам бороться со стрессом другими активностями – вводили йогу, дыхательную гимнастику, медитации. Также HR-специалисты стараются создать сообщества – «тусовки», чтобы люди не чувствовали себя одинокими, оставленными наедине со своими проблемами.

Симпатия и эмпатия

Компании должны проявлять эмпатию и не обесценивать переживания людей.

«Сначала объясню на бытовом примере, что такое симпатия. Часто, когда женщина теряет ребенка, общество старается ее поддержать фразами типа: «Ну, зато ты была беременна». А если ее муж алкоголик, отвечают: «Зато у тебя есть муж». Вот это «зато» является обесцениваем проблемы. Окружающие хотят ее пригладить, но делают только хуже. Людям же нужна эмпатия», - рассказывает Ильдар.

Эмпатия – это осознанное сопереживание. Не помогают шаблонные фразы «держись» или «все будет хорошо».

«Эти фразы являются пережитком советского мышления, будто не разрешают человеку испытывать боль, ярость, бешенство, гнев. Для чего держаться, если у меня горе, реальная причина, чтобы страдать? В такие моменты достаточно хотя бы того, что ты сядешь рядом и скажешь: «Я вижу, как тебе плохо, давай я просто побуду рядом, а еще ты можешь обратиться ко мне в любой момент», - делится он.

Специалист рекомендует бизнесу быть максимально эмпатичным, но при этом ничего не обещать:

«Нельзя говорить, что все будет хорошо, потому что стопроцентной уверенности в таком исходе нет, а обманывать – нехорошо.  Нужно честно говорить: «Мы переживаем сложный период, мы точно делаем все, что можем, мы рядом и если нужно поговорить – мы выслушаем. Мы ничего не обещаем, но точно дадим всё своё внимание, поддержку и эмоции».

КОММЕНТАРИИ
1
Daniel Cruysberghs
2020-10-08 14:57:59
Absolutely right Ildyar. I fully agree. Thanks
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!