Тимур Жаркенов
Председатель правления, «Iskermen»
09-11-2022
Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров произвел расчеты эффектов от внедрения цифровой маркировки товаров в Казахстане. Расчеты производились на основе данных Комитета по статистике РК по объемам рынка и данным международного консалтингового агентства Euromonitor International по объемам теневого оборота товаров в РК, а также данных о затратах на маркировочное оборудование для нанесения кодов маркировки, которые были получены оператором в процессе проведения пилотных проектов по различным товарным группам. По результатам расчетов, проект позволит создать дополнительный рынок сбыта товаров на сумму более 900 млрд тенге для добросовестных производителей и импортеров.
С внедрением цифровой маркировки на товарные группы, определенные в соглашении, подписанном странами ЕАЭС в 2018 году о поэтапном введении цифровой маркировки разных групп товаров кодом Data Matrix, выручка добросовестного бизнеса увеличится на 11,3%, при этом разовые затраты производителей на оборудование для маркировки товаров составляет от 0,5 до 0,9% от суммы годовой выручки, затраты на коды маркировки в среднем составят 0,4% от стоимости товаров. А значит увеличение доходов казахстанских производителей в результате введения обязательной маркировки товаров, составит более 10% в год.
Однако данные меры не так радужны, как кажутся. По крайней мере для казахстанских отраслевых ассоциаций, объединяющих ведущих производителей, импортеров и представителей малого и среднего бизнеса (МСБ), которые неоднократно поднимали вопрос по введению маркировки товаров средствами идентификации в Казахстане. Пока этот вопрос остается открытым, было сформировано очередное обращение представителей казахстанского бизнеса к правительству с просьбой о поддержке и принятии совместного решения проблемы.
Механизм контроля товарооборота, который позволяет эффективно бороться с теневой экономикой и контрафактом, уже налаживается в Казахстане. Это классические счета-фактуры и онлайн-кассовые аппараты. А процесс маркировки в сложившемся формате из благой цели превратился фактически в процесс монетизации. В первую очередь пострадают потребители, так как все затраты, связанные с маркировкой товаров производители и импортеры вынуждены будут возложить на потребителей.
Маркировка станет фактически дополнительным налогом с потребителей – произойдет резкое ограничение доступности качественных товаров по адекватной цене. Кроме того, маркировка потребует существенных затрат со стороны производителей, дистрибьюторов и торговых компаний. Это может привести к резкому снижению скорости выпуска продукции, росту цен, сокращению численности персонала. Генерация кодов, усложнит бизнес-процессы и увеличит документооборот, а нестабильная работа информационных систем и проблемы технического плана, включая нестабильное интернет-покрытие, замедлит как производственный процесс, так и логистику.
Представители бизнес-сообществ также обеспокоены вопросами информационной безопасности собираемых со всего рынка данных, а также тем, что из-за эффекта масштаба, влияние данной инициативы на страны таможенного союза будет различным в силу несопоставимости масштабов индустрий. К примеру, для Казахстана последствия будут хуже, чем для России.
Маркировка приведет к последствиям в виде дальнейшего роста цен на все импортируемые товары, которые уже недоступны основной массе потребителей. Произойдет резкое сокращение числа импортеров, представляющих малый и средний бизнес.