Серик Игбаев
проектный менеджер
24-12-2020
Последние годы мы все чаще слышим о трансформациях, как бизнес трансформациях, так и цифровых трансформациях. В основе этих трансформаций лежит необходимость в изменениях.
Изменение бизнес-модели, изменение подходов к работе, некоторые и вовсе ошибочно считают, что автоматизация рутинной работы уже является трансформацией, то есть они внесли изменения в подход работы.
Проектное управление также легло в основу многих компаний, практически каждый сотрудник уже знает, что такое PmBok. Для многих компаний скорость внедрения изменений также важна. В этой связи они начинают применять гибкие методики (agile/scrum).
И вся эта машина спускается на голову менеджмента компаний, которые формируют все новые и новые стратегии. Да, компания, которая надеется остаться в живых в беспокойные времена, должна уметь создавать стратегии. Но отсюда и возникает вопрос: откуда берутся стратегии?
Консультанты, различные гуру-стратеги или плановики? А может быть, стратегии появляются в результате годового процесса планирования? Все это хорошо отрепетированный ритуал, который можно обнаружить в любой компании.
Реализуются ли эти стратегии? Ответ Вы найдете в заголовке этой статьи (цитата принадлежит Питеру Друкеру).
Не секрет, что мир переходит в мир информации и в ближайшие годы мы должны построить компании, способные к радикальным инновациям не меньше, чем к усердной оптимизации. Никаких «или-или», есть только «И» и такие компании будут строиться на знаниях, состоящие в основном из специалистов, которые направляют и контролируют свою работу посредством обратной связи с коллегами, клиентами и другими офисами.
Инновации не сама цель. При наличии выбора большинство предпочтет непрерывной революции спокойное развитие событий. Но выбора у нас нет.
Дискретные изменения – определяющая характеристика постмодернисткого мира. Инновации – только средство достижения цели, и эта цель – устойчивость, корпоративная и личная, то есть способность преуспевать, что бы ни готовило нам будущее.
Вернемся к изменениям. Как мы вносим изменения? Как нам управлять потоком дискретных изменений? Как нам сформировать изменения в стратегию, чтобы она была эффективной? И единственно верным ответом здесь будет - проекты! Проекты – это средства, с помощью которых мы вносим изменения. Банально? Да!
Само наличие природы изменений, формирует проекты, а сами проекты формируют проектную среду, о которой многие забывают. Да, именно так. Мы научились управлять проектами, но отказываемся управлять проектной средой! И это является ключевой причиной провала многих проектов, которые еще не успели даже начаться.
Сейчас, возможно, Вы подумали, что есть Офис Управления Проектами (PMO), но не стоит забывать о том, что PMO должен соответствовать культуре и стратегии компании, которую мы уже съели на завтрак. Культуру организации определяет природа ее задач, а не общество, в котором эти задачи выполняются.
Не подумайте, что я против PMO, наоборот, PMO – это отличный функционал, если он сформирован правильно.
Однако, практика показывает, что PMO неэффективен в командно-административной структуре, ведь в ней целые слои менеджмента не принимают никаких решений и ничем не управляют, являясь только посредником, передаточным звеном.
Изменения же – это весьма важный фактор, для которых необходима информация. Какая необходима нам информация, чтобы мы приняли решение вносить изменения? Откуда эта информация берется? В какой форме? Какой путь она проходит?
Информация – это данные, имеющие отношение к поставленной цели. Мы ведь все помним, чтобы начать проект, то есть внести изменения, у нас должны быть веские основания, чтобы его начать. Основания должны оставаться в силе на протяжении всего срока реализации проекта. Превращение данных в информацию требует знаний. А знания, по определению, специализированы. И вот Вам структура нашей проектной среды.
Давайте рассмотрим пример. Симфонический оркестр. Очень интересный пример, поскольку в некоторых случаях на сцене вместе могут играть несколько сотен музыкантов (проводите аналогию, что вместо музыкантов у нас проектные менеджеры).
Если сравнивать с командно-административным менеджментом (как есть у нас всех сейчас), то в оркестре должно быть несколько вице-дирижеров и еще множество директоров подразделений в зависимости от музыкального инструмента (это наши посредники, как описано выше).
Но в реальной жизни там только один дирижер – «генеральный директор/ответственный руководитель PMO» и все остальные музыканты играют ему, каждый из них – высококлассный специалист, настоящий артист (Заметьте, что я мог назвать музыкантов членами проектной команды, а дирижера – проектным менеджером. Но каждый инструмент уникален, как и проект. И проектный менеджер прежде всего будет продвигаться в рамках своей специальности, и продвижение это будет ограниченным. Скрипачу сложно будет перейти на флейту).
Поскольку музыканты (то есть наши проектные менеджеры) в оркестре – настоящие специалисты, им не нужно указывать, как они должны выполнять свою работу (они ведь все сертифицированы по PMP, IPMA, Agile/Scrum). Пожалуй, мало найдется дирижеров, способных выжать хотя бы одну ноту, не говоря уже о том, чтобы показать музыканту, как играть на этом или ином инструменте.
Но дирижер может направить умения и знания музыканта на исполнение музыкального произведения вместе с оркестром (ведь он истинный управленец).
Несколько сотен музыкантов и их «генеральный директор» - дирижер могут играть вместе, потому что у них одни и те же ноты (вот и наша проектная среда), ноты показывают, что и когда играть. А дирижеру они говорят, чего и когда ожидать от каждого из музыкантов.
Крупные компании в нашей стране имеют мало общего с рассмотренным выше примером. И все же, чтобы оставаться конкурентоспособными – или даже просто выжить, им придется стать компаниями, основанными на информации, чтобы сформировать правильную проектную среду и сделать это необходимо достаточно быстро.
Правильная проектная среда потребует создание единого видения в организации специалистов, построение управленческой структуры для организации рабочих групп, обеспечение притока, подготовки и проверки управленческого персонала.